Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:10, курсовая работа
Цель работы – провести комплексный анализ личности.
Задачи:
1.Подобрать необходимую литературу;
2. Систематизировать собранный материал;
3.Наработать методики исследования;
4.Провести необходимые исследования;
5.Обработать результаты,провести анализ;
6.Наработать рекомендации.
Введение……………………………………………..............................стр.3
1. Теоретическая часть
1.1 Общее представление о личности…………………..………стр.5
1.2 Когнитивные особенности личности…..................................стр.8
1.3 Психологические особенности личности…………………стр.13
1.4 Влияние коллектива на личность………………………….стр.17
2. Практическая часть
2.1 Характеристика объекта…………………………………….стр.18
2.2 Используемые методики…………………………………….стр.19
2.3 Описание методик. Анализ результатов. Рекомендации.....стр.20
Заключение……………………………………………………….стр.30
Список литературы………………………………………………стр.31
Мышление – обобщение, опосредованное отражение существенных свойств, связей, отношений объективной реальности.
Мышление представляет собой порождение нового знания активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить.
Основные операции мышления:
1.Анализ – мысленное разложение целого на части;
2.Синтез
– мысленное объединение
3.Абстракция
– вычленяя свойства
4.Сравнение – установление сходства, различия между предметами и явлениями;
5.Конкретизация – возвращение мысли от общего к конкретному с целью раскрытия содержания;
6.Обобщение
– Мысленное объединение
Особенности мышления:
1.Самостоятельность мышления – умение увидеть новую проблему, поставить новые вопросы и затем решить задачу своими силами;
2.Глубина
– проявляется в степени
3.Широта
мышления – способность
4.Гибкость – умение изменять намеченный план действий, если он неудовлетворен условиями;
5.Критичность
– способность правильно
6.Быстрота
– способность находить
Также
большое значение имеют и психологические
особенности личности – темперамент
и характер. Изучению которых также
посвящается много времени, ведь данные
особенности оказывают сильное влияние
на поведение человека, его учебную и профессиональную
деятельность.
1.3 Психологические особенности личности
К
психологическим особенностям личности
относятся темперамент и
Темперамент
– индивидуально-своеобразные свойства
психики, определяющие динамику психической
деятельности человека, которые одинаково
проявляются в разной деятельности,
остаются постоянными в течение
всей жизни и в своей связи
характеризуют тип
Свойства темперамента:
1. Сензитивность (чувствительность) - особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы;
2. Реактивность - особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;
3. Активность - способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры;
4. Темп реакций - особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний;
5. Пластичность -ригидность - особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях;
6. Экстраверсия-интроверсия - особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли);
7. Эмоциональная возбудимость – о ней судят потому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникает.
Существует четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник (приложение №2).
Менеджер с типом темперамента «холерик» умело командует подчиненными, в сложных условиях действует быстро, смело, любит рисковать и преодолевать опасности, в работе проявляет активность, инициативность и самостоятельность. Он стремиться к особому положению в коллективе, может быть источником конфликтов. Достоинство холерика заключается в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, как врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на «острие иглы»), летчик-истребитель (явная опасность для жизни).
В профессиональной деятельности сангвиник проявляет настойчивость, целеустремленность, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях. При общении с коллегами эмоционален. Но при потере интереса к работе может проявиться формальное отношение к своим обязанностям, раздражительность и упрямство. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, политик, менеджер по туризму, в основном это профессии, где действия работников не всегда строго регламентированы.
Специалистам-флегматикам подходит работа, в которой не предполагается быстрое выполнение задания. Перед выполнением производственных заданий он предварительно к ним готовиться, стремясь ничего не упустить. В своей деятельности проявляет настойчивость, высокую работоспособность, терпеливость, но для этого его необходимо заинтересовать и вовлечь в активную деятельность. Достоинство флегматика - в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность.
Такой специалист как меланхолик быстро воспринимает приказы руководства, проявляет активность в привычных рабочих условиях, умеет выдвинуть хорошую идею, обладает усердием, аккуратностью, справедливостью. Но вместе с этим может проявиться неуверенность в себе, быстрая утомляемость, затруднение в переключении с одной деятельности на другую. Люди с таким типом характера пригодны для работ, характеризуемых исполнением однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря.
Характер – совокупность устойчивых свойств личности, определяющих отношение человека к людям и к выполняемой работе.
В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).
Характер проявляется в деятельности и в общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер может проявляться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают сложные и трудные виды деятельности, другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенным являются результаты работы, а остальные довольствуются лишь тем, что выполнили задание.
В общении с людьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки других людей. Характер в отличие от темперамента обусловлен те только свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.
И
когнитивные, и психологические
особенности личности формируются
и меняются в течение длительно
промежутка времени. Все это время
человек развивается, приобретает
новые знания, общается с другими
людьми, которые также оказывают
большое влияние на формирование
индивидуальных свойств, способностей
и интересов конкретного
1.4 Влияние коллектива на личность
Группа оказывает существенное влияние на поведение индивида. Каждая группа вносит свой вклад в формирование и развитие личности. И это вклад может быть как положительным, так и отрицательным и об этом свидетельствуют качества человека, которые он приобретает, находясь в группе.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
1.В
группе индивид встречается с
людьми, которые являются для
него основным источником
2.От
участников группы индивид
3.Группа
является таким местом, где индивид
отрабатывает свои
4.От
группы индивид получает
Отрицательное влияние группы на личность проявляется в том, что средний человек в массе людей обнаруживает более низкий интеллект, чем вне нее. В толпе он более доверчив, агрессивен, нетерпелив. Часто индивид под влиянием группы действует в противоречии со своими чувствами и мотивами, забывает о собственной индивидуальности.
В
теоретической части данной курсовой
работы я раскрыла все основные понятия,
связанные с анализом личности. Практическая
часть посвящена изучению когнитивных
и психологических свойств
2.Практическая часть
2.1. Характеристика объекта
Куликова
Нина Павловна родилась 27 мая 1964 года.
Закончила «Пермский
Вредных привычек не имеет, ведет здоровый образ жизни.
Общественную активность проявляет с интузиазмом, участвует во всевозможных акциях.
Имеет свою точку зрения и может за нее постоять.
За время работы Нина проявила себя как организованный , добросовестный, ответственный и дисциплинированный человек. Принимала активное участие в благотворительных акциях, проявляя собственную инициативу по проведению мероприятий.
В
будущем она может стать
2.2. Используемые методики
Для анализа объекта использовались следующие методики:
1.Методика «Корректурная проба Бурдона»;
2.Методика «Десять слов»;
3.Методика «Опосредованное запоминание»;
4.Методика «Быстрота мышления»;
5.Методика «Гибкость мышления»;
6.Тест-опросник Г. Айзенка;
7.Опросник Леонгарда;
8.Шкала: «Уровень самооценки»;
9.«Методика
рисуночной фрустрации» Д. С.
Розенцвейга.
2.3
Описание методик. Анализ
1.
Для диагностики внимания была
использована методика «