Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель исследования – выявить уровень агрессивности младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
Подобрать и апробировать методику, позволяющую выявить уровень агрессивности как показателей неуспешной социализации детей младшего школьного возраста.
Выявить уровень агрессивности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………….5
Базовые категории психологии агрессии…………………………………………....5
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………...9
2 Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков……………………………………………………………………..18
2.1 Характеристика факторов агрессивного поведения……………………………….18
2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения……….23
2.3 Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента...…27
2.4 Анализ результатов исследования……………………………………………….…30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………………...37
Список использованных источников…………………………………………………...39
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Общая психология |
Тема |
Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………...9
2 Эмпирическое исследование
2.1 Характеристика факторов
2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения……….23
2.3 Методическое обеспечение и
организация констатирующего
2.4 Анализ результатов
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Актуальность исследования. За последнее десятилетие, однако, в жизни общества произошло резкое обострение противоречий, неизбежно повлекшее за собой увеличение масштаба и остроты конфликтных явлений: на макроуровне это, прежде всего межнациональная и межрегиональная конфликтность, на межгрупповом и межличностном уровне — целый комплекс проблем, чреватых столкновением интересов, конфронтацией и межличностными осложнениями, наконец, на внутриличностном уровне растет напряженность из-за утраты чувства безопасности, уверенности в завтрашнем дне и т. д..
В работе К. Юнга «Конфликты детской души» рассказывается о проявляющихся в душе ребенка противоречиях, о трудностях в его поведении, о возникающих у него «трудных» вопросах и др.
Л. Берковитц определил агрессию «как поведение, цель которого — разрушить либо сместить фрустрирующий блок» [21].
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).
Под агрессивностью Коломинский Я.Л. понимал свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [17].
Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Многие исследователи связывают это с чрезмерной возбудимостью личности ребенка или подростка. Центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведению у таких людей в значительной мере обусловлена не логикой, не рациональным оцениваем своих поступков, а импульсно, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения характерно для них крайне низкая терпимость [4].
И.С. Кон установил связь самооценки с уровнем общей агрессивности: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии – враждебности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии [18].
Агрессивность имеет
качественную и количественную характеристики.
Как и всякое свойство, она имеет
различную степень
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Агрессивное поведение у детей».
Объектом нашего исследования является процесс социализации младших школьников в обществе.
Предмет исследования – агрессивное поведение у детей.
Цель исследования – выявить уровень агрессивности младших школьников.
Гипотеза исследования – дети 10-11 лет имеют более высокий уровень агрессивности и враждебности, чем дети 8-9 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать
Подобрать и апробировать методику, позволяющую выявить уровень агрессивности как показателей неуспешной социализации детей младшего школьного возраста.
Выявить уровень агрессивности младших школьников.
1.1 Базовые категории психологии агрессии
Согласно Б.Г. Мещерякову
агрессия – «мотивированное
Бэрон Р. считает, что агрессия - это форма поведения, «нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [2, C. 14].
Реан А.А. утверждает,
что «человеческая
Агрессивное поведение, по мнению Б.Г. Мещерякова, — «одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния» [12, 145].
Большое количество определений понятия «агрессия» обусловлено разнообразием теорий агрессивного поведения. Охарактеризуем основные из них.
Так в психоанализе агрессия долгое время понималась как некая реакция на подавление или разрушение либидо. В позднем психоанализе Фрейда агрессия рассматривалась как некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека. Оба этих суждения об агрессии не имели какой-либо эмпирической опоры и не нашли своего развития в дальнейшем.
По мнению К. Лоренца, который создал эволюционный подход к пониманию природы агрессии, в основе агрессивного поведения лежит инстинкт борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции [2, C. 64]:
борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве,
агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставляют потомство только наиболее сильные и энергичные,
- сильные животные
лучше защищаются и
Агрессия предстает в виде накапливаемого сгустка энергии. Периодически человек ищет предлог, чтобы эту энергию высвободить.
Интересную теорию агрессии представил А. Бассе. По его мнению агрессия - любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессивные действия он описывает на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая.
Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.
Феномен агрессии, с точки зрения Э. Фромма, является реакцией человека на разрушение нормальных условий бытия. Агрессия есть «благоприобретенное свойство», и человек не является по своей природе разрушителем. Он – жертва своей истории, жертва своей свободы, под которой он имеет в виду «меру ответственности».
В проблеме агрессии и деструктивности Э. Фромм объединяет две диаметрально противоположные точки зрения на проблему агрессивности – инстинктивизм и бихевиоризм. Первая точка зрения – инстинктивизм – все деструктивное в человеке объясняет и сводит к его животной сущности. Вторая точка зрения – бихевиоризм – выводит деструктивность человека исключительно из его социальной природы.
Дж. Доллардом была разработана фрустрационная теория агрессии. Доллард определял агрессивность как «предрасположенность к гневу; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции».
Суть теории Дж. Долларда достаточно проста и заключается в том, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме и агрессия всегда является результатом фрустрации. Эта теория исходит из двух положений:
- агрессия всегда есть
результат и следствие
- фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Берковиц Л. внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации – агрессии. Он утверждал, что фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям [4, C. 24]. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.
Автором теории социального
научения А. Бандурой агрессия рассматривается
как специфическое социальное поведение,
которое усваивается и
Автор когнитивной теории
Д. Зильманн доказывал, что «познание
и возбуждение теснейшим
В своих поздних работах Л.Берковиц подверг пересмотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии.
В соответствии с его
моделью образования новых
В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
- поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);
- аффективный (негативные
эмоциональные состояния и
- когнитивный (неадекватные
представления, предубеждения,
- мотивационный (сознательные цели и бессознательные агрессивные стремления) [18, C. 85].
На сегодняшний день в научной литературе выделяют следующие виды агрессии:
1. физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;
2. вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятие, ругань);
3. прямая агрессия - непосредственно направленная на кого-либо;
4. косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.).
5. инструментальная агрессия («агрессия обороны»), которая отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели;
Информация о работе Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения