Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить уровень агрессивности младших школьников.

Задачи исследования:
Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
Подобрать и апробировать методику, позволяющую выявить уровень агрессивности как показателей неуспешной социализации детей младшего школьного возраста.
Выявить уровень агрессивности младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………….5
Базовые категории психологии агрессии…………………………………………....5
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………...9
2 Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков……………………………………………………………………..18
2.1 Характеристика факторов агрессивного поведения……………………………….18
2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения……….23
2.3 Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента...…27
2.4 Анализ результатов исследования……………………………………………….…30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………………...37
Список использованных источников…………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая работа Общая психология (2).doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Концептуальные представления  об агрессивности и способы ее измерения

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы агрессивного  поведения у детей младшего  школьного возраста…………………………………………………………………………………….5

    1. Базовые категории психологии агрессии…………………………………………....5

1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………...9

2 Эмпирическое исследование уровня  агрессивности у детей младшего  школьного возраста подростков……………………………………………………………………..18

2.1 Характеристика факторов агрессивного  поведения……………………………….18

2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения……….23

2.3 Методическое обеспечение и  организация констатирующего эксперимента...…27

2.4 Анализ результатов исследования……………………………………………….…30

Заключение……………………………………………………………………………….35

Глоссарий………………………………………………………………………………...37

Список использованных источников…………………………………………………...39

Приложения………………………………………………………………………………40

Введение

Актуальность исследования. За последнее десятилетие, однако, в  жизни общества произошло резкое обострение противоречий, неизбежно повлекшее за собой увеличение масштаба и остроты конфликтных явлений: на макроуровне это, прежде всего межнациональная и межрегиональная конфликтность, на межгрупповом и межличностном уровне — целый комплекс проблем, чреватых столкновением интересов, конфронтацией и межличностными осложнениями, наконец, на внутриличностном уровне растет напряженность из-за утраты чувства безопасности, уверенности в завтрашнем дне и т. д..

В работе К. Юнга «Конфликты детской души» рассказывается о  проявляющихся в душе ребенка противоречиях, о трудностях в его поведении, о возникающих у него «трудных» вопросах и др.

Л. Берковитц определил  агрессию «как поведение, цель которого — разрушить либо сместить фрустрирующий  блок» [21].

Различные авторы в своих  исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Под агрессивностью Коломинский  Я.Л. понимал свойство личности, характеризующееся  наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [17].

Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Многие исследователи связывают это с чрезмерной возбудимостью личности ребенка или подростка. Центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведению у таких людей в значительной мере обусловлена не логикой, не рациональным оцениваем своих поступков, а импульсно, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения характерно для них крайне низкая терпимость [4].

И.С. Кон установил  связь самооценки с уровнем общей  агрессивности: чем выше уровень  самооценки, тем выше показатели общей  агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как  для инструментальной агрессии, так  и для другой формы агрессии – враждебности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии [18].

Агрессивность имеет  качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет  различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой – сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы.

Исходя из вышеперечисленных  фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Агрессивное поведение у детей».

Объектом нашего исследования является процесс социализации младших  школьников в обществе.

Предмет исследования –  агрессивное поведение у детей.

Цель исследования –  выявить уровень агрессивности младших школьников.

Гипотеза исследования – дети 10-11 лет имеют более  высокий уровень агрессивности  и враждебности, чем дети 8-9 лет.

Задачи исследования:

Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

Подобрать и апробировать методику, позволяющую выявить уровень  агрессивности как показателей  неуспешной социализации детей младшего школьного возраста.

Выявить уровень агрессивности  младших школьников.

Основная часть

1 Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

1.1 Базовые категории  психологии агрессии

 

Согласно Б.Г. Мещерякову агрессия – «мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам сосуществования  людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [12, C. 144].

Бэрон Р. считает, что  агрессия - это форма поведения, «нацеленная  на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [2, C. 14].

Реан А.А. утверждает, что «человеческая агрессивность  есть поведенческая реакция, характеризующаяся  проявлением силы в попытке нанести  вред или ущерб личности или обществу» [17, C. 80]. Л. Бендер говорит об агрессии как о тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

Агрессивное поведение, по мнению Б.Г. Мещерякова, — «одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния» [12, 145].

Большое количество определений  понятия «агрессия» обусловлено разнообразием теорий агрессивного поведения. Охарактеризуем основные из них.

Так в психоанализе агрессия долгое время понималась как некая  реакция на подавление или разрушение либидо. В позднем психоанализе Фрейда агрессия рассматривалась как некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека. Оба этих суждения об агрессии не имели какой-либо эмпирической опоры и не нашли своего развития в дальнейшем.

По мнению К. Лоренца, который создал эволюционный подход к пониманию природы агрессии, в основе агрессивного поведения  лежит инстинкт борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции [2, C. 64]:

борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве,

агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что  оставляют потомство только наиболее сильные и энергичные,

- сильные животные  лучше защищаются и обеспечивают  выживание своего потомства.

Агрессия предстает  в виде накапливаемого сгустка энергии. Периодически человек ищет предлог, чтобы эту энергию высвободить.

Интересную теорию агрессии представил А. Бассе. По его мнению агрессия - любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессивные действия он описывает на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая.

Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые  попадает большинство агрессивных  действий.

Феномен агрессии, с точки зрения Э. Фромма, является реакцией человека на разрушение нормальных условий бытия. Агрессия есть «благоприобретенное свойство», и человек не является по своей природе разрушителем. Он – жертва своей истории, жертва своей свободы, под которой он имеет в виду «меру ответственности».

В проблеме агрессии и  деструктивности Э. Фромм объединяет две диаметрально противоположные  точки зрения на проблему агрессивности  – инстинктивизм и бихевиоризм. Первая точка зрения – инстинктивизм  – все деструктивное в человеке объясняет и сводит к его животной сущности. Вторая точка зрения – бихевиоризм – выводит деструктивность человека исключительно из его социальной природы.

Дж. Доллардом была разработана  фрустрационная теория агрессии. Доллард  определял агрессивность как «предрасположенность к гневу; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции».

Суть теории Дж. Долларда достаточно проста и заключается  в том, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме и агрессия всегда является результатом фрустрации. Эта теория исходит из двух положений:

- агрессия всегда есть  результат и следствие фрустрации;

- фрустрация всегда  влечет за собой агрессию.

Берковиц Л. внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации – агрессии. Он утверждал, что фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям [4, C. 24]. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.

Автором теории социального  научения А. Бандурой агрессия рассматривается  как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как  и многие другие формы социального  поведения [3, C. 7].

Автор когнитивной теории Д. Зильманн доказывал, что «познание  и возбуждение теснейшим образом  взаимосвязаны; они влияют друг на друга  на всем протяжении процесса переживания  приносящего страдания опыта  и поведения» [2, C. 70]. Таким образом, он вполне отчетливо указывал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роли возбуждения в когнитивном опосредовании поведения.

В своих поздних работах  Л.Берковиц подверг пересмотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии.

В соответствии с его  моделью образования новых когнитивных  связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта.

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных  уровней:

- поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

- аффективный (негативные  эмоциональные состояния и чувства,  например гнев, злость, ярость);

- когнитивный (неадекватные  представления, предубеждения, расовые  и национальные установки, негативные  ожидания);

- мотивационный (сознательные цели и бессознательные агрессивные стремления) [18, C. 85].

На сегодняшний день в научной литературе выделяют следующие  виды агрессии:

1. физическая агрессия (нападение) - использование физической  силы против другого лица или  объекта;

2. вербальная агрессия - выражение негативных чувств  как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание  вербальных реакций (угроза, проклятие,  ругань);

3. прямая агрессия - непосредственно  направленная на кого-либо;

4. косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.).

5. инструментальная агрессия («агрессия обороны»), которая отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели;

Информация о работе Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения