Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить уровень агрессивности младших школьников.

Задачи исследования:
Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
Подобрать и апробировать методику, позволяющую выявить уровень агрессивности как показателей неуспешной социализации детей младшего школьного возраста.
Выявить уровень агрессивности младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………….5
Базовые категории психологии агрессии…………………………………………....5
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………...9
2 Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков……………………………………………………………………..18
2.1 Характеристика факторов агрессивного поведения……………………………….18
2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения……….23
2.3 Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента...…27
2.4 Анализ результатов исследования……………………………………………….…30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………………...37
Список использованных источников…………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая работа Общая психология (2).doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Сами по себе перечисленные  факторы агрессивного поведения  не являются фатальными, то есть не указывают  на неизбежность проявления агрессии индивидом. Прямо или косвенно они  проявляют своё воздействие лишь в определённом контексте, например, в конкретной ситуации, в констелляции обстоятельств и условий, создающих специфические отношения между агрессором и жертвой. Такие ситуации – события в окружающей среде, внешние обстоятельства – действуют не сами по себе, а только в том случае, если индивид, исходя из собственного жизненного опыта, стереотипов, своих убеждений и установок, интерпретирует как угрозу его безопасности. Тем самым утверждается, что важным условием реализации агрессивности являются когнитивные особенности индивида.

Вообще говоря, признавать определяющее влияние ситуации на агрессивное поведение было бы не совсем правильно ещё и потому, что в таком подходе индивиду отказывают в свободной воле, а вместе с тем и в праве на ответственность за своё поведение. Последовательное проведение в практику теории детерминации агрессии некими внешними обстоятельствами неизбежно влечёт вседозволенность, произвол, ничем не ограниченную свободу действий и отказ от сложившейся многовековой уголовной практики. Напротив, представляется более вероятным, что индивид, предрасположенный к агрессии, может проявлять её как в объективно сложившихся и удобных для него ситуациях, делать это в специально созданных им и благоприятствующих агрессии обстоятельствах, но главное состоит всё же в том, что он может и должен контролировать проявления собственной агрессивности, если только не страдает серьёзным психическим и поведенческим расстройством.

Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении  индивида играют социально-, личностно- и биолого-психологические факторы, но не каждый из них в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом обычно не придерживаются механистической доктрины и чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.

 

2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения

 

Анализ психологической  и педагогической литературы позволяет  указать на различного рода концепции, а также способы и методы воспитательных действий. Проблемами психолого-педагогической коррекции девиантного поведения  занимались такие ученые, как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др.

Выбор и целесообразность использования того или иного  метода коррекции обусловлены возрастными  особенностями объекта коррекции, преобладающих в каждом конкретном случае факторов агрессивного поведения.

Смирнова Т.П. выделяет базовые направления коррекции  агрессивного поведения [21, C. 44]:

Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов  в поведении.

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным  гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

Снижение уровня личностной тревожности.

Формирование осознания  собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

Развитие позитивной самооценки.

Обучение ребенка выражению  своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих.

Какой не была бы причина  развития агрессивности у ребенка, психологи и педагоги должны иметь  под рукой реальные инструменты  ликвидации причин и последствий  агрессивного поведения ребенка. Одну из моделей подобного инструмента  предложила группа психологов, опираясь на характерологические особенности поведения агрессивного ребенка. Данная модель (Семенюк Л.М.) представлена ниже.

Таблица 2.1 Способы психолого-педагогической работы с агрессивными детьми [10, 55]

Характерологические особенности  ребенка

Направления коррекционной работы

Методы и техники  терапевтического воздействия

1. Высокий уровень  личностной тревожности. Сверхчувствительность  к негативному отношению к  себе..

Снижение уровня личностной тревожности

1) релаксационные техники:  глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация,

2) работа со страхами;

3) ролевые игры

2. Слабое осознание  собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осознания  собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй,  раскрывающих причину эмоционального  состояния;

   

3) рисование, лепка  эмоций;

4) пластическое изображение  эмоций;

5) работа с эмоциями  через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные  состояния;

8) методика – «я  грустный (радостный и т.д.), когда…»

9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3.Неадекватная самооценка. Заранее настроены на негативное  восприятие себя со стороны  окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные  на позитивное восприятие образа  «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;

2) разработка системы  поощрений и наград за имеющиеся  и возможные успехи;

3) включение ребенка  в работу различных (по интересам)  секций, студий, кружков

4. Эмоциональное «застревание»  на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева  безопасным способом во внешнем плане;

2) пластическое выражение  гнева, отреагирование гнева через  движения;

3) многократное повторение  деструктивного действия безопасным  для себя и окружающих способом;

4) рисование гнева,  а также лепка из пластилина  или глины, обсуждение, в каких ситуациях он испытывает такой гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных  портретов»;

7) использование приемов  арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной  терапии в целях более полного  отреагирования чувств и их  позитивной трансформации

5. Слабый контроль  над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим  гневом

1) релаксац. техники –  мышечная релаксация + глубокое дыхание  + визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных  действий в вербальный план;

3) ввод правила: «посчитай  до 10, прежде чем перейдешь к  действию»;

   

4) ролевая игра, включающая  в себя провоцирующую ситуацию  для наработки навыков контроля;

5) сочинение рассказа  от имени своего гнева с  последующим отражением этого  чувства в движениях;

6) осознание своего  гнева через сенсорные каналы;

7) осознание своего  гнева через телесные ощущения

6. Ограниченный набор  поведенческих реакций на проблемную  ситуацию, демонстрация деструктивного  поведения

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;

2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные  ситуации;

3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

4) использование игр,  направленных на сотрудничество;

5) разбор вместе с  ребенком последствий различных  поведенческих реакций на проблемную  ситуацию, выбор позитивной и  закрепление ее в ролевой игре;

   

6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае с их соблюдения;

7) введение ребенком  блокнотика в целях обучения  самонаблюдению и контролю над  поведением;

8) введение ребенком  вместе с учителями карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) включение ребенка  в спортивные командные игры

7. Работа с родителями  и педагогами

Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

1) информирование педагогов  и родителей об индивид.-психолог. особенностях агрессивного ребенка;

2) обучение распознанию  собственных негативных эмоц.состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;

   

3) обучение учителей  и родителей навыкам «ненасильственного»  общения – «активное» слушание; исключение оценочности в общении;  высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков  позитивного взаимодействия с  агрессивными детьми через ролевую  игру;

5) помощь семье в  плане выработки единых требований  и правил воспитания;

6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

7) включение ребенка  в работу различных секций, кружков,  студий.


 

2.3 Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента

 

Проведя подробный анализ психологической, педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что агрессивность у детей и подростков является базисной, основной предпосылкой развития девиантного поведения и неприспособленности в существующих формальных группах.

Для выявления агрессивности и его уровня мы использовали методику «Вопросник Басса - Дарки», который позволяет дифференцировать проявления агрессии и враждебности. При составлении методики авторы пользовались следующими принципами:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

Вопросы формулируются  таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.

Констатирующий эксперимент  проводился в 2012 году в 4 «а» и во 2 «б» классах лицея №9 г. Кисловодска. Проведя индивидуальное собеседование мы разделили детей на две группы: контрольную группу – дети 2 «б» класса и экспериментальную группу – дети 4 «а» класса. В исследовании принимали участие 50 человек, 25 человек в контрольной группе и 25 человек в экспериментальной группе.

Обследование проводилось  индивидуально. Перед началом тестирования с ребенком устанавливался контакт.

Цель работы – выявить  виды агрессии, как реакции, развивающей  негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Инструкция: «Перед Вами 75 вопросов. На каждый вопрос можно отвечать или да, или нет. Старайтесь не обдумывать долго ответ».

Вопросы находятся в  приложении.

Вопросник выявляет следующие  виды реакций:

1. Физическая агрессия  – использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на друге лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость,  грубость).

4. Негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть  и ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные  действия.

6. Подозрительность –  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как чрез форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины –  выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Ответы обрабатываются в соответствии с ключом:

 

Таблица 2.2. Обработка полученных результатов

Реакция

Совпадение

Баллы

1

Физическая агрессия

«+» - 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62,68

1

«-» - 9, 17

1

2

Косвенная агрессия

«+» - 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

1

«-» - 26, 49

1

3

Раздражения

«+» - 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

1

«-» - 11, 35, 69

1

4

Негативизм 

«+» - 4, 12, 20, 28

1

«-» - 36

1

5

Обида

«+» - 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

1

«-» - 0

1

6

Подозрительность 

«+» - 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

1

«-» - 65

1

7

Вербальная агрессия

«+» - 7, 15, 23, 31, 33, 46, 53, 60, 71, 73

1

«-» - 39, 66

1

8

Чувство вины

«+» - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

1

«-»

1


Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) - 1, 3, 7.

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21+-4, а враждебности – 6.5-7+-3. при этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессии.

 

2.4 Анализ результатов исследования

 

В результате определения  индекса агрессивности и индекса  враждебности нами были получены следующие  результаты: в контрольной группе – 3 детей с высоким индексом агрессивности и 3 детей с высоким индексом враждебности,20 детей нормальным уровнем агрессивности и 2 с низким уровнем индекса, в экспериментальной группе - 18 детей с высоким уровнем индекса агрессивности, 7 детей – с нормальным уровнем и 17 детей с высоким уровнем враждебности и 8 человек – с нормальным уровнем. (см. Приложение А, таблица 2; рис. 1, 2, 3, 4).

 

Таблица 2.3 Уровни выраженности индексов агрессивности и враждебности в контрольной и экспериментальной группах.

Группы 

уровни

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

количество

%

количество

%

1

Контрольная

Высокий

3

12

3

12

Норма

20

80

20

80

низкий

2

8

2

8

2

Экспериментальная

Высокий

18

72

17

68

Норма

7

28

8

32

Низкий 

0

0

0

0


 

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.

 

Рисунок 1. Уровни индекса  агрессивности в контрольной  группе.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 1, 80 % детей имеют нормальный уровень агрессивности, 12 % - высокий уровень, и низкий уровень 8% учащихся.

Рисунок 2. Уровни индекса  агрессивности в экспериментальной  группе.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 2, 72 % детей имеют высокий  уровень агрессивности, 28 % - нормальный уровень, и низкий уровень 0% учащихся.

Информация о работе Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения