Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить уровень агрессивности младших школьников.

Задачи исследования:
Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
Подобрать и апробировать методику, позволяющую выявить уровень агрессивности как показателей неуспешной социализации детей младшего школьного возраста.
Выявить уровень агрессивности младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………….5
Базовые категории психологии агрессии…………………………………………....5
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………...9
2 Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков……………………………………………………………………..18
2.1 Характеристика факторов агрессивного поведения……………………………….18
2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения……….23
2.3 Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента...…27
2.4 Анализ результатов исследования……………………………………………….…30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………………...37
Список использованных источников…………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая работа Общая психология (2).doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Каждый из четырех названных  выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Поступление ребенка в школу  знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности. Первое из них касается того, что не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста,— игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов [25].

Предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у  детей еще в дошкольные годы. В  младшем школьном возрасте соответствующий  мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к III—IV классам. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива. Рассмотрим их.

Особенностью детей младшего школьного  возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного  личностного образования, закрепляющегося  в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Доверительность и открытость к  внешним воздействиям, послушание и  исполнительность создают хорошие  условия для воспитания ребенка  как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями [24].

Вторым важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция  поведения, позволяющая ребенку  добиваться ее. Сознательный контроль ребенком, собственных действий в  младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом. В этих актах и фактах также отчетливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлекаться на посторонние дела.

На мотивацию достижения успехов  влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень  притязаний. В общепсихологических  экспериментальных исследованиях  показано, что индивиды, имеющие  сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний. Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный [24].

Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достижения успехов, делая его устойчивым, является осознание ребенком своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта  учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе (I—IV классы), можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.

2 Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков

2.1 Характеристика факторов агрессивного поведения

 

Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются следующие.

1. Социально-психологические  факторы, т.е. формирующиеся на  уровне социальных групп и  оказывающие влияние на агрессивность индивида;

2. Микросоциальные факторы,  которые определяется характеристиками  родительской семьи (ее состава,  качества воспитания, благоприятными  или неблагоприятными условиями  воспитания), самого индивида (социальное  и имущественное положение, уровень образования, трудовой статус), особенностями межличностного взаимодействия (формальный, неформальный статус индивида, мера индивидуальной адаптации, коммуникативные предпочтения и проч.). Проагрессивными факторами среди перечисленных, как правило, признаются: употребление родителями алкоголя, наркотиков, негативное воспитание ребенка, недостаточный уровень его социализации, влияние антисоциальной среды, особенности воспитания и социализации у мальчиков по сравнению с девочками и т.д.

3. Макросоциальные факторы, обеспечивающие связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами). Так, У. Дарэм рассматривает хозяйственные системы в качестве ведущего фактора, определяющего развитие агрессивного поведения в традиционных обществах. По его мнению, различное использование средовых ресурсов неизбежно приводит к формированию различного отношения к территории и разным потребностям в кооперации или конкуренции между членами группы [23, C. 102] .

Ландо предполагает, что  агрессия в обществе тесно связана  с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Изучив соотношение инфляции, браков и разводов он установил прямую связь  между этими индексами социальной дисфункции и количеством тяжких преступлений в 11 из 12 стран. Действие макросоциальных факторов также отражено в исследованиях этноисторических и аккультурационных факторов, влияющих на уровень агрессии у современных племен охотников-собирателей [29].

Кроме того, предполагается, что на макросоциальном уровне важную роль в развитии агрессивности играют различные групповые атрибуции. Например, считается установленным, что предубежденные люди склонны приписывать дурные намерения членам той группы, к которой сами испытывают неприязнь. Этот процесс получил название «предвзятая атрибуция враждебности» и, как указывают некоторые исследователи, он играет немаловажную роль в формировании расовой и межнациональной ненависти. Помимо упомянутых, к макросоциальным факторам относят экономическую и политическую ситуацию в стране, состояние войны или мира, характеристики демографических процессов, экологическую обстановку и проч.

4. Личностно-психологические  факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы.

К когнитивным факторам причисляют прежде всего определённый способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это т.н. агрессивные убеждения, т.е. сознательные представления о нормативности тяжкого деструктивного поведения. Они тесно связаны с формированием стратегии и тактики поведения, интерпретации различных воздействующих стимулов и ситуаций, а также самого себя в контексте социальной коммуникации. Настоящие факторы действуют, например, в случаях, когда определенные ситуации трактуются, как угрожающие и требующие упреждающего применения агрессии или когда осуществляется осознанный выбор неконструктивных способов реагирования в ситуации фрустрации. Иногда неадекватно завышенную самооценку также включают в перечень когнитивных факторов агрессивного поведения. В клинических случаях к когнитивным факторам следует, вероятно, отнести умственную отсталость неглубокой степени тяжести вызванное болезненным процессом снижение интеллекта.

Среди эмоциональных  факторов рассмативают склонность к  эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость.

Волевые факторы, как  предполагается, обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных  реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям.

Факторы бессознательного, по мнению некоторых исследователей, определяют стереотипы агрессивности  и агрессивные установки индивида. Агрессивные установки представляют собой неосознаваемое состояние готовности индивида к агрессии в определенной ситуации, а агрессивные стереотипы - устойчивое враждебное поведение, повторяемое в неизменном виде, лишённое раздумий и рефлексивности. Факторы бессознательного, к примеру, нашли свое отражение в исследованиях по изучению «эффекта оружия».

Вероятно, личностно-психологические  факторы могут быть как нормотипическими, т.е. присущие в целом здоровому  человеку без каких-либо явных психических  отклонений, так и клиническими, патологическими. К последним обычно относят психические, психопатические, психопатоподобные и поведенческие расстройства, алкоголизм и наркоманию.

5. Биолого-психологические  факторы, т.е. формирующиеся в  процессе онтогенеза (индивидуального  развития человеческого организма)  и определяющие поведение индивида на биологическом уровне. К ним относятся генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические и половые факторы.

Среди генетических факторов рассматривают, например, физиологические  особенности организма потенциальных  агрессоров-мужчин, связанную с наличием у них дополнительной Y-хромосомы. Выявление зависимости между такой хромосомной патологией и преступными наклонностями приписывают П. Джекобс, обследовавшей в 1965 г. заключённых в одной из шотландских тюрем. В результате исследования она пришла к выводу о том, что у людей, не совершавших уголовных преступлений, комбинация XYY встречается гораздо реже, чем у преступников.

Сторонники гормональной теории придерживаются положения о  решающем влиянии на агрессивность  индивида его гормонального статуса. Так, установлено, что избыточное выделение тестостерона у мужчин вызывает повышенную и неконтролируемую агрессивность. По другим сведениям, у женщин решающую роль играют гормональные нарушения в предменструальный и менструальный периоды, это может приводить к излишней раздражительности, вспышкам гнева и неконтролируемым действиям.

В ряде научных источников отражена существенная роль нейромедиаторов, касающаяся как генеза, так и супрессии (подавления) агрессии. Имеющийся ныне научный материал подтверждает гипотезу о том, что такие нейромедиаторы, как норэпинефрин, ацетилхолин, допамин, серотонин, гаммааминобутировая кислота определённым образом связаны с уровнем агрессии у животных и человека.

При изучении нейроанатомических факторов исследуются влияние патологий гипоталамуса, миндалевидной области, и орбитальной префронтальной коры на человеческую агрессию. Первоначально такие исследования проводились в экспериментах на животных. Частично сделанные выводы подтверждаются клиническими наблюдениями, согласно которым пациенты с опухолью в средней части гипоталамуса и поражениями лобной коры чаще ведут себя агрессивно.

К половым факторам агрессии относят половые и полоролевые  особенности человека. Выдвигается  предположение о высокой врожденной предрасположенности к агрессии лиц мужского пола. Соответствующие факты получены в наблюдениях, согласно которым агрессия начинает проявляться уже в первые годы жизни именно мальчиков и значительно реже это наблюдается у девочек.

Некоторые исследователи  в категорию факторов агрессии включают физические характеристики окружающей среды, в частности, те из них, которые обусловливают некоторые особенности агрессивного поведения индивида (жара, шум, теснота и проч.). Их обозначают термином внешние детерминанты агрессии.

Информация о работе Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения