Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель исследования – выявить уровень агрессивности младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
Подобрать и апробировать методику, позволяющую выявить уровень агрессивности как показателей неуспешной социализации детей младшего школьного возраста.
Выявить уровень агрессивности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………….5
Базовые категории психологии агрессии…………………………………………....5
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………...9
2 Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков……………………………………………………………………..18
2.1 Характеристика факторов агрессивного поведения……………………………….18
2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения……….23
2.3 Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента...…27
2.4 Анализ результатов исследования……………………………………………….…30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………………...37
Список использованных источников…………………………………………………...39
Рисунок 3. Уровни индекса агрессивности в контрольной группе.
Таким образом, как видно из рисунка 3, 80 % детей имеют нормальный уровень агрессивности, 12 % - высокий уровень, и низкий уровень 8% учащихся.
Рисунок 4. Уровни индекса враждебности в экспериментальной группе.
Таким образом, как видно из рисунка 4, 68 % детей имеют высокий уровень агрессивности, 32 % - нормальный уровень, и низкий уровень 0% учащихся.
Рисунок 5. Высокий уровень
индексов агрессивности и враждебности
в контрольной и
Таким образом, 72% детей экспериментальной и 12 % детей контрольной группы высокий уровень индекса агрессивности, 68% детей экспериментальной и 12% детей контрольной группы высокий индекс враждебности. Индексы враждебности и агрессивности доминируют в экспериментальной группе, а в контрольной превалирует нормальный уровень индексов агрессивности и враждебности.
Итак, наша гипотеза о том, дети 10-11 лет имеют более высокий уровень агрессивности и враждебности, чем дети 8-9 лет, подтвердилась.
На данном этапе нашего исследования мы методически обосновали и провели педагогический эксперимент. При проведении констатирующего эксперимента мы выявляли уровень агрессивности и враждебности у детей 10-11 лет и детей 8-9 лет.
Констатирующий эксперимент проводился в 2012 году в 4 «а» и во 2 «б» классах лицея №9 г. Кисловодска. Проведя индивидуальное собеседование мы разделили детей на две группы: контрольную группу – дети 2 «б» класса и экспериментальную группу – дети 4 «а» класса. В исследовании принимали участие 50 человек, 25 человек в контрольной группе и 25 человек в экспериментальной группе.
Данные, полученные в результате проведения констатирующего эксперимента, были внесены в сводную таблицу (см. Приложение А, таблицы 1,2).
72% детей экспериментальной
и 12 % детей контрольной группы
высокий уровень индекса
Итак, наша гипотеза о том, дети 10-11 лет имеют более высокий уровень агрессивности и враждебности, чем дети 8-9 лет, подтвердилась.
Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой – сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы.
Для решения данной проблемы
требуются обширные исследования. Мы
проводили психологический
В ходе работы были решены поставленные задачи:
1. Была изучена психолого-
2. Было определено
понятие агрессивности,
3. Был проведен констатирующий
эксперимент, в ходе которого
был апробирована методик,
4. Был выявлен уровень индекса агрессивности и враждебности у детей.
Было методически обосновано
и проведено и проведено
В ходе проведения эксперимента была достигнута цель – выявить уровень агрессивности младших школьников.
Данные, полученные в результате проведения констатирующего эксперимента, были внесены в сводную таблицу (см. Приложение А, таблицы 1,2).
72% детей экспериментальной и 12 % детей контрольной группы высокий уровень индекса агрессивности, 68% детей экспериментальной и 12% детей контрольной группы высокий индекс враждебности. Индексы враждебности и агрессивности доминируют в экспериментальной группе, а в контрольной превалирует нормальный уровень индексов агрессивности и враждебности.
Результаты психологического исследования обработаны, оформлены в таблицы и проанализированы.
Итак, наша гипотеза о том, дети 10-11 лет имеют более высокий уровень агрессивности и враждебности, чем дети 8-9 лет, подтвердилась.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Агрессия |
– это поведение, направленное на
распределение и |
2 |
Агрессивное поведение |
— мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. |
3 |
Вербальная агресси |
я — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). |
4 |
Девиантное поведение |
— это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. |
5 |
Косвенная |
— агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. |
6 |
Негативизм |
— оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. |
7 |
Обида |
— зависть и ненависть к |
8 |
Память |
— одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов). |
9 |
Подозрительность |
— в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. |
10 |
Раздражение |
— готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). |
11 |
Самооценка |
— это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. |
12 |
Эмпатия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») |
— осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания |
1 |
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: ВЛАДОС, 2012. |
2 |
Аверин, В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Питер, 2008. |
3 |
Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой. - СПб.: Речь, 2012 |
4 |
Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. - М.: Эксмо - Пресс, 2010. |
5 |
Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 416 с. |
6 |
Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб. ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2011. – 512с. |
7 |
Горьковая, И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков: автореферат диссертации кандидата психологических наук.- СПб, 2012. |
8 |
Диагностика и коррекция состояния агрессии// Детский психолог. – Вып.2. – Ростов-на-Дону, 2012. – С.68–73. |
9 |
Дубинко, Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. 2012. № 4. 2012. С.85-92. |
10 |
Крийг Г. Психология развития. СПб. 2010. |
11 |
Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972 |
12 |
Кон. И.С. Социология личности. М., 1967 |
13 |
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983 г. |
14 |
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 2013. |
15 |
Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Ленинград: ЛГУ, 2010. – 217 с |
А |
|
Информация о работе Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения