Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить уровень агрессивности младших школьников.

Задачи исследования:
Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
Подобрать и апробировать методику, позволяющую выявить уровень агрессивности как показателей неуспешной социализации детей младшего школьного возраста.
Выявить уровень агрессивности младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………….5
Базовые категории психологии агрессии…………………………………………....5
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………...9
2 Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков……………………………………………………………………..18
2.1 Характеристика факторов агрессивного поведения……………………………….18
2.2 Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения……….23
2.3 Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента...…27
2.4 Анализ результатов исследования……………………………………………….…30
Заключение……………………………………………………………………………….35
Глоссарий………………………………………………………………………………...37
Список использованных источников…………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая работа Общая психология (2).doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 3. Уровни индекса  агрессивности в контрольной  группе.

Таким образом, как видно  из рисунка 3, 80 % детей имеют нормальный уровень агрессивности, 12 % - высокий  уровень, и низкий уровень 8% учащихся.

 

Рисунок 4. Уровни индекса  враждебности в экспериментальной  группе.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 4, 68 % детей имеют высокий  уровень агрессивности, 32 % - нормальный уровень, и низкий уровень 0% учащихся.

 

Рисунок 5. Высокий уровень  индексов агрессивности и враждебности в контрольной и экспериментальной  группах.

Таким образом, 72% детей  экспериментальной и 12 % детей контрольной  группы высокий уровень индекса  агрессивности, 68% детей экспериментальной и 12% детей контрольной группы высокий индекс враждебности. Индексы враждебности и агрессивности доминируют в экспериментальной группе, а в контрольной превалирует нормальный уровень индексов агрессивности и враждебности.

Итак, наша гипотеза о том, дети 10-11 лет имеют более высокий уровень агрессивности и враждебности, чем дети 8-9 лет, подтвердилась.

На данном этапе нашего исследования мы методически обосновали и провели педагогический эксперимент. При проведении констатирующего  эксперимента мы выявляли уровень агрессивности и враждебности у детей 10-11 лет и детей 8-9 лет.

Констатирующий эксперимент  проводился в 2012 году в 4 «а» и во 2 «б» классах лицея №9 г. Кисловодска. Проведя индивидуальное собеседование мы разделили детей на две группы: контрольную группу – дети 2 «б» класса и экспериментальную группу – дети 4 «а» класса. В исследовании принимали участие 50 человек, 25 человек в контрольной группе и 25 человек в экспериментальной группе.

Данные, полученные в  результате проведения констатирующего эксперимента, были внесены в сводную таблицу (см. Приложение А, таблицы 1,2).

72% детей экспериментальной  и 12 % детей контрольной группы  высокий уровень индекса агрессивности, 68% детей экспериментальной и  12% детей контрольной группы высокий  индекс враждебности. Индексы враждебности и агрессивности доминируют в экспериментальной группе, а в контрольной превалирует нормальный уровень индексов агрессивности и враждебности.

Итак, наша гипотеза о  том, дети 10-11 лет имеют более высокий  уровень агрессивности и враждебности, чем дети 8-9 лет, подтвердилась.

Заключение

Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все  больше волнует учителей и родителей. Чрезмерное развитие агрессивности  начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой – сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы.

Для решения данной проблемы требуются обширные исследования. Мы проводили психологический эксперимент. Полученные данные подтвердили актуальность проблемы изучения психологии организованных криминальных неформальных групп молодежи и подростков, что обуславливает необходимость работы в данном направлении.

В ходе работы были решены поставленные задачи:

1. Была изучена психолого-педагогическая  литература по проблеме исследования.

2. Было определено  понятие агрессивности, враждебности, неформальной и асоциальной группы  подростков.

3. Был проведен констатирующий  эксперимент, в ходе которого  был апробирована методик, определяющая  уровень агрессивности и враждебности  у детей.

4. Был выявлен уровень индекса агрессивности и враждебности у детей.

Было методически обосновано и проведено и проведено педагогическое исследование группы учащихся одиннадцатых в количестве 50 человек. Педагогический эксперимент проводился в лицее  № 9 г. Кисловодска.

В ходе проведения эксперимента была достигнута цель – выявить  уровень агрессивности младших  школьников.

Данные, полученные в  результате проведения констатирующего  эксперимента, были внесены в сводную  таблицу (см. Приложение А, таблицы 1,2).

72% детей экспериментальной и 12 % детей контрольной группы высокий уровень индекса агрессивности, 68% детей экспериментальной и 12% детей контрольной группы высокий индекс враждебности. Индексы враждебности и агрессивности доминируют в экспериментальной группе, а в контрольной превалирует нормальный уровень индексов агрессивности и враждебности.

Результаты психологического исследования обработаны, оформлены  в таблицы и проанализированы.

Итак, наша гипотеза о  том, дети 10-11 лет имеют более высокий  уровень агрессивности и враждебности, чем дети 8-9 лет, подтвердилась.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Агрессия

– это поведение, направленное на распределение и перераспределение  ресурсов. В качестве ресурсов может  выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт.

2

Агрессивное поведение

— мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования  людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

3

Вербальная  агресси

я — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

4

Девиантное  поведение

— это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

5

Косвенная

— агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

6

Негативизм

— оппозиционная манера поведения  от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев  и законов.

7

Обида

— зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные  действия.

8

Память

— одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

9

Подозрительность

— в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

10

Раздражение

— готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

11

Самооценка

— это представление человека о  важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

12

Эмпатия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание»)

— осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания


 

Список использованных источников

1

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: ВЛАДОС, 2012.

2

Аверин, В.А. Психология детей и  подростков. - СПб.: Питер, 2008.

3

Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой. - СПб.: Речь, 2012

4

Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. - М.: Эксмо - Пресс, 2010.

5

Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 416 с.

6

Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия  и контроль.- СПб. ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2011. – 512с.

7

Горьковая, И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков: автореферат диссертации кандидата психологических наук.- СПб, 2012.

8

Диагностика и коррекция состояния  агрессии// Детский психолог. – Вып.2. – Ростов-на-Дону, 2012. – С.68–73.

9

Дубинко, Н.А. К проблеме условий  и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. 2012. № 4. 2012. С.85-92.

10

Крийг Г. Психология развития. СПб. 2010.

11

Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972

12

Кон. И.С. Социология личности. М., 1967

13

Леонтьев А.Н. Избранные психологические  произведения. В 2х тт. М., 1983 г.

14

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 2013.

15

Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Ленинград: ЛГУ, 2010. – 217 с


 

Приложения

А





Информация о работе Концептуальные представления об агрессивности и способы ее измерения