Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:02, курсовая работа
Конфликты пронизывают все наше общество - и это не нуждается в доказательствах. Не миновала эта участь и социальный институт, каким является школа. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Введение
Глава 1. Сущность конфликта в педагогическом процессе
.1 Понятие и особенности педагогических конфликтов
.2 Виды и группы педагогических конфликтов
.3 Причины возникновения педагогических конфликтов
Глава 2. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов
.1 Урегулирование педагогических конфликтов
.2 Способы и методы разрешения педагогических конфликтов
Заключение
Список литературы
Курсовая работа по теме:
Конфликт как педагогическая проблема
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность конфликта в педагогическом процессе
.1 Понятие и особенности педагогических конфликтов
.2 Виды и группы педагогических конфликтов
.3 Причины возникновения педагогических конфликтов
Глава 2. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов
.1 Урегулирование педагогических конфликтов
.2 Способы и методы
разрешения педагогических
Заключение
Список литературы
Введение
Конфликты пронизывают все
наше общество - и это не нуждается
в доказательствах. Не миновала эта
участь и социальный институт, каким
является школа. Не будет преувеличением
сказать, что конфликты разной интенсивности
характерны для большинства российских
школ. Поскольку педагогическая сфера
представляет собой совокупность всех
видов целенаправленной социализации
личности, а ее суть состоит в
деятельности по передаче и освоению
социального опыта, то именно здесь
необходимы благоприятные социально-
Проблемами конфликтов в школьной среде должна заниматься такая наука, как социология педагогического конфликта.
Социология педагогического
конфликта - это достаточно развитая
многоотраслевая дисциплина, которая
исследует причины, сущность, формы
и динамику конфликтов, а также
пути их разрешения и предупреждения.
Ее объектом является конфликт во всех
его формах, а предметом - то всеобщее,
что характеризует
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Для этого педагогу надо
хорошо овладеть умениями и навыками
предупреждения и разрешения конфликтных
ситуаций, так как проблема взаимодействия
участников педагогического процесса
приобретает все большую
В многочисленных публикациях о проблемах современной школы часто отмечается, что главная ее беда - это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом, прежде всего, проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и возможные пути их разрешения.
Таким образом, целью данной курсовой роботы является изучение понятия и сущности педагогического конфликта, причин возникновения и методов урегулирования.
Из цели вытекают следующие задачи:
. Изучение особенностей,
видов, типов и групп
. Изучение причин возникновения конфликтов в школе;
. Изучение способов и
методов урегулирования и
Предметом курсовой работы является педагогический конфликт.
Субъектом моей работы является преподаватели и учащиеся.
Объектом данной работы являются отношения, которые возникают между преподавателями и учащимися.
Глава 1. Сущность конфликта в педагогическом процессе
.1 Понятие и
особенности педагогического
Педагогическое общение
представляет собой коллективную систему
социально-психологического взаимодействия.
Причем линии общения находятся
в постоянном взаимодействии, пересекаются,
взаимопроникают и т.п. В педагогической
деятельности коллективность общения
не просто коммуникативный фон
На сегодняшний момент
в теории и практике педагогики накоплен
значительный запас фактов и наблюдений
для попытки поднять вопрос об
оформлении теоретического направления
- педагогической конфликтологии, как
самостоятельной области
Конфликт в психологии
определяется как "столкновение противоположно
направленных, несовместимых друг с
другом тенденций, отдельно взятого
эпизода в сознании, в межличностных
взаимодействиях или
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так [1, c.47].
В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия.
Педагогические ситуации
могут быть простыми и сложными.
Первые разрешаются учителем без
встречного сопротивления учеников
через организацию их поведения
в школе. В течение учебного дня
учитель включается в широкий
диапазон взаимоотношений с учениками
по разным поводам: останавливает драку,
предупреждает ссору между
В сложных ситуациях большое
значение имеют эмоциональное состояние
учителя и ученика, характер сложившихся
отношений с соучастниками
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.
Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: "Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива" [15, c.365].
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости" учеников.
Некоторые особенности педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие:
. профессиональная
. участники конфликтов
имеют различный социальный
. разница возраста и
жизненного опыта участников
разводит их позиции в
. различное понимание
событий и их причин
. присутствие других учеников
при конфликте делает их из
свидетелей участниками, а
. профессиональная позиция
учителя в конфликте обязывает
его взять на себя инициативу
в его разрешении и на первое
место суметь поставить
. всякая ошибка учителя
при разрешении конфликта
. конфликт в педагогической
деятельности легче
Отражением противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт. Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы [2, c.461].
Можно выделить три фазы протекания конфликта в педагогической ситуации:
фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;
фаза - ответная реакция "соперника", от формы и содержания которой зависит исход конфликта;
фаза - относительно быстрое
и радикальное изменение
1.2 Виды и группы педагогических конфликтов
Система образования как
социальный институт взаимодействует
со всеми сферами общественной жизни.
Поэтому на макро-уровне противоречия
и конфликты в социально-
На среднем уровне линии противоречий проходят:
между администрацией (разного уровня руководством в системе образования), с одной стороны, и учителями (преподавателями) - с другой;
между администрацией и родителями;
между администрацией учебных заведений и учащимися.
На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель - ученик» и «родитель - ученик».
Все вышеперечисленные конфликты
можно условно отнести к
Кроме вертикальных конфликтов на каждом уровне социально-педагогического процесса имеют место и горизонтальные конфликты. Например, на макро-уровне могут возникнуть противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан (гражданским обществом), с одной стороны, и высшими руководящими структурами (государством) - с другой.
На среднем уровне возможны как вертикальные конфликты (между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования), так и горизонтальные (между администрацией различных учебных заведений).
К среднему уровню можно также отнести горизонтальные конфликты типа «учитель - родитель», «учитель - учитель», «родитель - родитель».
На нижнем уровне возникают горизонтальные конфликты типа «ученик - ученик». Обозначенные линии противоречий в наибольшей степени соответствуют основным видам взаимодействия в системе общего среднего образования [9, c.123-135].
Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующее:
ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности;
ситуации (конфликты) поведения поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
ситуации (конфликты отношений),
возникающие в сфере
Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.
Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением "заглянуть в себя", самому оценить свой поступок [4, c.94-95].
Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.
Конфликты отношений приобретают
личностный смысл, порождают длительную
неприязнь или ненависть
По содержанию ситуаций,
возникающих между учителем и
учениками, можно узнать о характере
сложившихся взаимоотношений