Конфликт как педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Конфликты пронизывают все наше общество - и это не нуждается в доказательствах. Не миновала эта участь и социальный институт, каким является школа. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность конфликта в педагогическом процессе
.1 Понятие и особенности педагогических конфликтов
.2 Виды и группы педагогических конфликтов
.3 Причины возникновения педагогических конфликтов
Глава 2. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов
.1 Урегулирование педагогических конфликтов
.2 Способы и методы разрешения педагогических конфликтов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.24 Кб (Скачать файл)

Учителю трудно судить о  характере взаимоотношений с  учениками класса: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством, и противоборствующие, несогласные с учителем.

Тяжело переживается учителями  конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них  ответной любви и уважения.

Педагогические конфликты  можно разделить на три большие  группы.

В первой группе - мотивационные  конфликты. Они возникают между  педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный  фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями  и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.

Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. Здесь имеются  в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики  в процессе обучения в школе.

Первый период - первый класс: происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев  до 1,5 лет.

Второй конфликтный период - переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые  школьные предметы.

Третий период - в начале 9-го класса возникает новая болезненная  проблема: необходимо решить, что делать после 9-го класса - идти в среднее  специальное учебное заведение  или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс  становится чертой, за которой они  вынуждены начинать взрослую жизнь.

Четвертый конфликтный период - окончание школы, выбор будущей  профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни.

Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и  школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине  субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых  установок и ценностных ориентацией [4, c.96-98].

 

1.3 Причины возникновения  педагогических конфликтов

 

Вечные проблемы педагогического  процесса - чему учить и как учить  являются глобальными проблемами для  всей мировой системы образования. Особенно они обострились в преддверии ХХI века. В настоящее время вся  мировая система образования  переживает кризис. Сущность кризиса  заключается в том, что сложившаяся  система образования и воспитания не в состоянии эффективно выполнять  функции социализации новых поколений. Одним из вариантов выхода из глобального  кризиса является создание новой  системы образования и воспитания, соответствующей требованиям современного общества

Рассмотрим наиболее характерные  для российской системы образования  проблемы и причины возникновения  различного рода конфликтов.

На уровне взаимодействия общество - образование можно выделить следующие противоречия:

. Отсутствие целостной  и последовательной концепции  новой образовательной политики (стратегии развития системы образования);

. Недостаточность финансового  и материально-технического обеспечения  системы образования (экономика  России находится в упадке  и не в состоянии выделять  необходимые ресурсы на нужды  образования);

. Скудность выделяемых  средств ведет к таким негативным  последствиям, как:

социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование  государственных учреждений, голодовки  и другие формы протеста;

закрытие учебных заведений  из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и  т.д.);

сокращение государственных  дотаций на школьные обеды, учебники, оборудование и другие нужды;

крайняя неудовлетворенность  работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень заработной платы вынуждает  работников образования искать дополнительные заработки, что негативно сказывается  на педагогическом процессе [18, c.224].

Возрастная периодизация и выделение характерных для  каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться  в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.

В общем плане такими причинами  могут быть действия и общение  учителя, особенности личности ученика  и учителя, общая обстановка в  школе.

Приведем примеры причин конфликтов:

малая возможность учителя  прогнозировать на уроке поведение  учеников;

неожиданность их поступков, часто нарушает запланированный  ход урока, вызывает у учителя  раздражение и стремление любыми средствами убрать "помехи";

недостаток информации о  причинах случившегося затрудняет выбор  оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель  стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым  часто доводит ситуацию до конфликтной;

учителем, как правило, оценивается  не отдельный поступок ученика, а  его личность, такая оценка часто  определяет отношение к ученику  других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);

оценка ученика нередко  строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности  о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится  строго наказать ученика, мотивируя  это тем, что излишняя строгость  по отношению к ученику не повредит;

немаловажное значение имеет  характер отношений, которые сложились  между учителем и отдельными учениками;

личностные качества и  нестандартное поведение учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними;

личностные качества учителя  также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и  др.)

Дополнительными факторами  выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с  учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень  педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных  качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.

Многие из учителей затрудняются в проведении диалога с учениками  разного возраста. Диалог учителя  с учениками часто ведется  на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному  возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.

Конфликты возникают, когда  ученики находятся наедине с  учителем (в присутствии посторонних  или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации  трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении.

В сфере народного образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней: директор, завучи и др.) .

Можно выделить 10 видов противостояний:

. ученик - ученик;

. ученик - учитель;

. ученик - родители;

. ученик - администратор;

. учитель - учитель;

. учитель - родители;

. учитель - администратор;

. родители - родители;

. родители - администраторы;

. администратор - администратор.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто. Основными  поводами конфликтов между учениками  являются грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Но наиболее часто такого рода конфликты встречаются у  учеников начальной и средней  школы. Конфликты между учащимися  старшего звена редкость; они старше и переросли различные обиды; более дружны со своими школьными  товарищами; у них хватает других проблем [6, c.464]. Причиной таких конфликтов имеют следующие основания:

личная неприязнь друг друга;

неадекватность оценок и  самооценок;

различия в ценностных ориентациях;

бестактность в общении, зависть к успехам другого  и др.

Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты  лидерства, в средних классах  конфликтуют группы мальчиков и  девочек.

Второй вид конфликта  «ученик - учитель». Причинами таких  противостояний и конфликтов являются:

оскорбления со стороны учеников;

нетактичное поведение;

неуважительное отношение  к учителям;

неподготовленность домашнего  задания;

систематические (без уважительных причин) пропуски занятий;

различия в ценностных ориентациях;

иждивенческое отношение  к учебе, лень, нежелание учиться;

слабая подготовка к урокам, отсутствие самостоятельного мышления, нижний уровень общей образованности;

отсутствие интереса к  учебе;

нарушение дисциплины на уроке  и др.

А если рассмотреть конфликт с точки зрения учеников, то причины  могут быть следующие:

оскорбления со стороны учителей;

нетактичное поведение;

необъективность при выставлении  оценок;

завышение требований;

неинтересное ведение  урока учителем и др.

Конфликты во взаимодействиях  «учитель - ученик» помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера. Большинство конфликтных  ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется  несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в  отношении учебы и правил поведения  в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе  того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя - основные причины острых межличностных  столкновений.

Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение  учителей к своим ученикам, нежелание  или неспособность увидеть в  ученике союзника и партнера по совместной деятельности. Межличностные и групповые  конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и  т.д.) предполагает различного рода конфликты  не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура  построения современной массовой школы  по принципу соподчинения и противопоставления - «учитель - ученик», «старший - младший», «сильный - слабый», «успевающий - неуспевающий» - а это все стимулирует детскую  конфликтность, которая порождает  жестокость, озлобленность, грубость в  групповых и межличностных отношениях школьников.

Конфликт «ученик - родитель». Конфликты такого рода чаще всего  возникают из-за непонимания со стороны  родителей или неблагоприятная  обстановка в семье (пьянство, драки  между родителями). Причинами таких  ссор могут быть:

дети мало учат уроки дома;

не всегда слушаются родителей, делают все по-своему;

из-за плохой учебы;

дети много времени  проводят на улице или во дворе;

много слушают магнитофон, смотрят телевизор;

плохо ведут себя в школе;

из-за выбора будущей профессии;

не убирают свои вещи;

мало читают и др.

Как видно, главными причинами  конфликтов детей с родителями является учеба и непонимание друг друга.

Конфликты в учительской  среде: «учитель - учитель», «учитель - администратор», «администратор - администратор». Данные типы конфликтов проходят скрытно, незаметно для окружающих. По сути, представляют собой типичные организационные  конфликты. Они могут возникнуть по следующим причинам:

. нетактичное отношение  друг к другу;

. из-за неудобного расписания  занятий;

. перекладывание обязанностей  друг на друга; 

. административные злоупотребления;

. неравномерное распределение  педагогической нагрузки.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. Учителя  считают ее главной причиной внутри школьных конфликтов, при этом их не устраивает как избыток, так и  ее недостаток.

Причиной роста напряженности  и конфликтов в учительской среде  является также незащищенность учителя  от несправедливых обвинений со стороны  других участников социально-педагогического  процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников и самих  учащихся. При этом учителя, проявляющие  глубокий интерес к своему делу, чаще вступают в конфликт с представителями  администрации и другими коллегами, которые формально относятся  к своим обязанностям, а последнее  чаще конфликтуют со школьниками  и их родителями и, соответственно, своими более «добросовестными»  коллегами.

Напряженную обстановку и  конфликты в школьных коллективах  создают и необоснованные льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников. Ими могут быть: «любимчики» директора  или завуча; те, кто настойчивее  требует; учителя, имеющие звания; тот, кто лучше работает; члены школьных профкомов и др. [17, c.52-57].

Если обобщить причины  конфликтов, имеющих место в учительской  среде, то их можно свести к двум основаниям:

. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость,  нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая  несовместимость и др.;

. Устаревшая административная  система управления школьными  заведениями, построенная по принципу  «начальник - подчиненный», в которой  почти не остается места для  нормального человеческого общения.

Информация о работе Конфликт как педагогическая проблема