Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:02, курсовая работа
Конфликты пронизывают все наше общество - и это не нуждается в доказательствах. Не миновала эта участь и социальный институт, каким является школа. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Введение
Глава 1. Сущность конфликта в педагогическом процессе
.1 Понятие и особенности педагогических конфликтов
.2 Виды и группы педагогических конфликтов
.3 Причины возникновения педагогических конфликтов
Глава 2. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов
.1 Урегулирование педагогических конфликтов
.2 Способы и методы разрешения педагогических конфликтов
Заключение
Список литературы
Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками класса: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством, и противоборствующие, несогласные с учителем.
Тяжело переживается учителями конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них ответной любви и уважения.
Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы.
В первой группе - мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.
Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. Здесь имеются в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.
Первый период - первый класс: происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.
Второй конфликтный период - переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.
Третий период - в начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь.
Четвертый конфликтный период - окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни.
Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией [4, c.96-98].
1.3 Причины возникновения педагогических конфликтов
Вечные проблемы педагогического
процесса - чему учить и как учить
являются глобальными проблемами для
всей мировой системы образования.
Особенно они обострились в преддверии
ХХI века. В настоящее время вся
мировая система образования
переживает кризис. Сущность кризиса
заключается в том, что сложившаяся
система образования и
Рассмотрим наиболее характерные для российской системы образования проблемы и причины возникновения различного рода конфликтов.
На уровне взаимодействия общество - образование можно выделить следующие противоречия:
. Отсутствие целостной
и последовательной концепции
новой образовательной политики
(стратегии развития системы
. Недостаточность финансового
и материально-технического
. Скудность выделяемых
средств ведет к таким
социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста;
закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т.д.);
сокращение государственных дотаций на школьные обеды, учебники, оборудование и другие нужды;
крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень заработной платы вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что негативно сказывается на педагогическом процессе [18, c.224].
Возрастная периодизация
и выделение характерных для
каждого возраста ситуаций и конфликтов
дают возможность учителю
В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
Приведем примеры причин конфликтов:
малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;
неожиданность их поступков, часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать "помехи";
недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками;
личностные качества и
нестандартное поведение
личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.)
Дополнительными факторами
выступают преобладающее
Причиной многих конфликтов
руководители школ считают низкий уровень
педагогического общения
Многие из учителей затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.
Конфликты возникают, когда
ученики находятся наедине с
учителем (в присутствии посторонних
или администрации школы
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней: директор, завучи и др.) .
Можно выделить 10 видов противостояний:
. ученик - ученик;
. ученик - учитель;
. ученик - родители;
. ученик - администратор;
. учитель - учитель;
. учитель - родители;
. учитель - администратор;
. родители - родители;
. родители - администраторы;
. администратор - администратор.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто. Основными поводами конфликтов между учениками являются грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Но наиболее часто такого рода конфликты встречаются у учеников начальной и средней школы. Конфликты между учащимися старшего звена редкость; они старше и переросли различные обиды; более дружны со своими школьными товарищами; у них хватает других проблем [6, c.464]. Причиной таких конфликтов имеют следующие основания:
личная неприязнь друг друга;
неадекватность оценок и самооценок;
различия в ценностных ориентациях;
бестактность в общении, зависть к успехам другого и др.
Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек.
Второй вид конфликта «ученик - учитель». Причинами таких противостояний и конфликтов являются:
оскорбления со стороны учеников;
нетактичное поведение;
неуважительное отношение к учителям;
неподготовленность домашнего задания;
систематические (без уважительных причин) пропуски занятий;
различия в ценностных ориентациях;
иждивенческое отношение к учебе, лень, нежелание учиться;
слабая подготовка к урокам, отсутствие самостоятельного мышления, нижний уровень общей образованности;
отсутствие интереса к учебе;
нарушение дисциплины на уроке и др.
А если рассмотреть конфликт с точки зрения учеников, то причины могут быть следующие:
оскорбления со стороны учителей;
нетактичное поведение;
необъективность при выставлении оценок;
завышение требований;
неинтересное ведение урока учителем и др.
Конфликты во взаимодействиях
«учитель - ученик» помимо мотивационных,
могут вспыхнуть конфликты
Причиной многих конфликтов
также является неуважительное отношение
учителей к своим ученикам, нежелание
или неспособность увидеть в
ученике союзника и партнера по совместной
деятельности. Межличностные и групповые
конфликты среди учащихся школ являются
обычным делом. Процесс социализации
(адаптация, самоидентификация и
т.д.) предполагает различного рода конфликты
не только в школьной среде. Проблема
заключается в том, что сама структура
построения современной массовой школы
по принципу соподчинения и противопоставления
- «учитель - ученик», «старший - младший»,
«сильный - слабый», «успевающий - неуспевающий»
- а это все стимулирует детскую
конфликтность, которая порождает
жестокость, озлобленность, грубость в
групповых и межличностных
Конфликт «ученик - родитель». Конфликты такого рода чаще всего возникают из-за непонимания со стороны родителей или неблагоприятная обстановка в семье (пьянство, драки между родителями). Причинами таких ссор могут быть:
дети мало учат уроки дома;
не всегда слушаются родителей, делают все по-своему;
из-за плохой учебы;
дети много времени проводят на улице или во дворе;
много слушают магнитофон, смотрят телевизор;
плохо ведут себя в школе;
из-за выбора будущей профессии;
не убирают свои вещи;
мало читают и др.
Как видно, главными причинами конфликтов детей с родителями является учеба и непонимание друг друга.
Конфликты в учительской среде: «учитель - учитель», «учитель - администратор», «администратор - администратор». Данные типы конфликтов проходят скрытно, незаметно для окружающих. По сути, представляют собой типичные организационные конфликты. Они могут возникнуть по следующим причинам:
. нетактичное отношение друг к другу;
. из-за неудобного расписания занятий;
. перекладывание обязанностей друг на друга;
. административные
. неравномерное распределение педагогической нагрузки.
Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. Учителя считают ее главной причиной внутри школьных конфликтов, при этом их не устраивает как избыток, так и ее недостаток.
Причиной роста напряженности
и конфликтов в учительской среде
является также незащищенность учителя
от несправедливых обвинений со стороны
других участников социально-педагогического
процесса: администрации школы, работников
вышестоящих органов
Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах создают и необоснованные льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников. Ими могут быть: «любимчики» директора или завуча; те, кто настойчивее требует; учителя, имеющие звания; тот, кто лучше работает; члены школьных профкомов и др. [17, c.52-57].
Если обобщить причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основаниям:
. Проблемы общения, например,
отсутствие такта,
. Устаревшая административная
система управления школьными
заведениями, построенная по