Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:02, курсовая работа
Конфликты пронизывают все наше общество - и это не нуждается в доказательствах. Не миновала эта участь и социальный институт, каким является школа. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Введение
Глава 1. Сущность конфликта в педагогическом процессе
.1 Понятие и особенности педагогических конфликтов
.2 Виды и группы педагогических конфликтов
.3 Причины возникновения педагогических конфликтов
Глава 2. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов
.1 Урегулирование педагогических конфликтов
.2 Способы и методы разрешения педагогических конфликтов
Заключение
Список литературы
Рассматривая основные методы разрешения конфликтных ситуаций, можно сказать, что они делятся на две группы:
. негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой;
. позитивные, при использовании
их предполагается сохранение
основы взаимосвязи между
Различие негативных и позитивных методов условно, они нередко дополняют друг друга.
Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Преподаватель может избрать тактику ухода от конфликта, сглаживания его, компромиссного решения, принуждения или неприятия чужой позиции. Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения.
Затем подбирается подходящий
метод решения проблем, пользуясь
арсеналом возможных
Основным звеном при разрешении педагогической ситуации считается проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, т.е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.
Однако не следует считать, что психологический анализ разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые допускают учителя, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.
Основной целью
Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.
Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников. При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается ученик, кто менее симпатичен учителю, а поэтому учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а "трудный" ученик остается виновным.
Психологический анализ дает
возможность увидеть
Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта [12, c.103-107].
Существуют также и игровые методы разрешения конфликтов
. Метод интроспекции
. Метод эмпатии основан
на технике вникания
. Метод логического анализа
подходит для тех, кто
Хотя навыки по разрешению конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые возможности для расширения знаний о себе самом и других [12, c.160].
Заключение
педагогический конфликт управление разрешение
Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.
Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.
Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны бояться конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств.
При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
Констатировано, что практическая
готовность социального педагога к
разрешению конфликтов среди учеников
представляет собой интегральное личностное
образование, структура которого включает
в себя мотивационно-ценностный, когнитивный
и операционно-исполнительский
Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.
Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.
Список литературы
1.Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002. - c. 614.
.Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - с. 487.
.Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. № 3. - с. 145.
.Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - с. 994.
.Гришина В.Н. Психология конфликта. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - с. 478.
.Данакин Н.С., Дятченко
Л.Я., Сперанский В.И. Социальная
регуляция в системе
.Журавлев В.И. Основы
педагогической конфликтологии. Учебник.
- М.: Российское педагогическое
.Козырев Г.И. Конфликтология.
Конфликты в социально-
.Материалы интернет-сайта www.azsp.ru
.Материалы интернет-сайта websites.pfu.edu.ru
.Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. - М.: Наука, 1991. - с. 205.
.В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др. Конфликтология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. - с. 589.
.Сулимова Т.С. Социальная
работа и конструктивное
.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - с. 418.
.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения; М.: Наука, 1990 - с. 196.
.Чумиков А.Н. Управление
конфликтом и конфликтное
.Шипилов А.И. Социально-