Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:02, курсовая работа
Конфликты пронизывают все наше общество - и это не нуждается в доказательствах. Не миновала эта участь и социальный институт, каким является школа. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Введение
Глава 1. Сущность конфликта в педагогическом процессе
.1 Понятие и особенности педагогических конфликтов
.2 Виды и группы педагогических конфликтов
.3 Причины возникновения педагогических конфликтов
Глава 2. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов
.1 Урегулирование педагогических конфликтов
.2 Способы и методы разрешения педагогических конфликтов
Заключение
Список литературы
Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка.
Во взаимодействии «учитель-администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.
Конфликты между учителями
и родителями. Причиной данного противостояния
являются дети (учащиеся школы). В этом
конфликте, как правило, не обходится
без вмешательства
Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными.
Частота и характер конфликтов
зависят от уровня развития классного
коллектива: чем выше этот уровень,
тем реже в нем создаются конфликтные
ситуации [13, c.374]. В сплоченном коллективе
всегда имеется общая, поддерживаемая
всеми его членами цель, а в
ходе совместной деятельности формируются
общие ценности и нормы. В этом
случае имеют место по преимуществу
деловые конфликты между
Глава 2. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов
.1 Урегулирование педагогических конфликтов
Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов. Более того, в определенном случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем.
В управлении конфликтом важную роль играет эффективное использование принципов социальной регуляции, умелое применение ее приемов и методов. Управление конфликтом и социальная регуляция тесно взаимосвязаны. С одной стороны, управление является одним из видов социальной регуляции, направленной на преодоление напряженности и предотвращение столкновений. С другой - методы и приемы социальной регуляции являются частью технологии предотвращения и преодоления конфликта.
Урегулирование означает
приведение чего-либо в соответствие
с установленными нормами, правилами.
Если нет таких норм и правил,
то урегулирование теряет всякий смысл
[14, c.16]. Нельзя, например, регулировать
взаимоотношения в
Ступени управления конфликтом.
Первым действием по управлению
конфликтом следует считать его
институционализацию. При институционализированном
конфликте (протекающем в пределах
установленных норм и правил) он
становится как минимум предсказуемым.
Неинституционализированный же конфликт
характеризуется отсутствием
Но, говоря об институционализации,
необходимо затронуть вопрос, насколько
хороши или плохи эти нормы
и правила, выступающие в форме
законов, указов и даже обычных устных
договоренностей. То есть в качестве
следующего этапа управления конфликтом
может быть названа его легитимизация.
Ведь проблема институциональной процедуры,
с точки зрения конфликтологии, сводится
не к форме этой процедуры, а к
наличию добровольного
Еще одна важная ступень
управления конфликтом - структурирование
конфликтующих групп. Если управление
предполагает деятельность, направленную
на приведение несовместимых интересов
в соответствие с некоторым порядком,
то возникает необходимость
Завершающий этап управления конфликтом - редукция, то есть последовательное ослабление его за счет перевода на другой уровень. В качестве исходного инструмента для осуществления данной процедуры целесообразно использовать шкалу, охватывающую возможные уровни напряженности в конфликте [14, c.46]. Например, французский исследователь Ж. Фове выделяет такие уровни, как « отношения сотрудничества - отношения примирения - отношения противодействия - отношения противоречия - непримиримые отношения». А американский политолог М. Амстутц включает в пространство конфликта следующие элементы: напряженность - несогласие - соперничество - спор - враждебность - агрессивность - война - насилие. Применяются и другие варианты, самым простым из которых является такой: друг - союзник - партнер - сотрудник - соперник - противник [10].
В данном случае шкалы нужны для того, чтобы понять, насколько реалистична поставленная задача редукции конфликта, которая предполагает его перевод на следующую ступень.
Кроме того, педагогический конфликт может быть использован и как инструмент для вскрытия латентных противоречий, которые мешают нормальной организации или взаимоотношениям людей. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как к отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить реальные причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его урегулирования [12, c.25].
Существует также проблема, связанная с культурой общения. Подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса. Урегулирование и решение проблем зависит от личной и профессиональной культуры каждого из них. Проблема состоит в том, что во взаимоотношениях друг с другом мы видим, прежде всего, ученика, учителя, директора и т. д., а надо увидеть человека со всеми его проблемами и особенностями.
В процессе урегулирования
педагогического конфликта
В таком случае возможно
возникновение следующих
учитель в союзе с родителями действуют против ученика;
родители с учеником - против учителя;
учитель с учеником - против родителей;
все - против всех;
каждый сам за себя.
Если конфликт не удается
урегулировать своевременно, то в
него могут быть вовлечены новые
участники, например, администрация
учебного заведения, которая можно
занять позицию арбитра в конфликте,
либо встать на защиту одной из сторон,
и тогда число возможных
При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимоотношения, деструктивный конфликт - в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.
. Добиться адекватного
восприятия оппонентами друг
друга. Конфликтующие люди, как
правило, недружелюбно
Не отвечайте на агрессию агрессией;
Не оскорбляйте и не унижайте оппонента;
Дайте возможность оппоненту высказаться;
Старайтесь выразить свое понимание и соучастие;
Не делайте скоропалительных выводов;
Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
Если в результате перечисленных действий удалось убедить оппонента, что вы не враг ему и готовы к сотрудничеству, то можно переходить к следующему шагу урегулирования конфликта.
. Диалог можно рассматривать
и как цель и как средство.
На первой стадии диалог - способ
налаживания коммуникации
В ходе диалога оппоненты
уточняют отношения, позиции, намерения,
цели друг друга. Они становятся более
информированными и лучше представляют
сложившуюся конфликтную
. Взаимодействие - по сути,
включает в себя и восприятие,
и диалог, и прочие виды совместной
деятельности и общения.
В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля [14, c.171-179].
Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по урегулированию существующих проблем способствуют превращению оппонентов в союзников и даже друзей.
2.2 Способы и
методы разрешения
Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому - это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях учителя прибегают к компромиссу, делая уступки, друг другу, или сами проводят анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используют принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.
Конфликт создается в
тот момент или доводится до такого
уровня, когда возникает обоюдная
потребность в его разрешении.
Большинство конфликтных
Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.
Продуктивное разрешение
конфликта может быть только в
том случае, если педагог осуществляет
тщательный анализ причин, мотивов, приведших
к создавшейся ситуации, целей, вероятных
исходов конкретного
Наиболее эффективным способом разрешения конфликтов являются переговоры.
Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах («вертикальные переговоры»: преподаватель - группа учащихся; учащиеся - администрация школы), так и при горизонтальных («горизонтальные переговоры»: группа учащихся - группа учащихся). В случае особой остроты конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества.
В процедуре посредничества
задействуется независимая
нейтральность (эмоционально посредник не присоединяется к какой-то стороне);
беспричастность (не заинтересованность в выигрыше одной из сторон).
Посредник не берет ответственность за решения, к которым придут стороны, его функция - организация процесса переговоров [16, c.146-149].
Однако есть и дисфункциональные
последствия переговорного
У переговоров есть своя сфера позитивного действия, но они не всегда являются оптимальным способом разрешения конфликта. Затягивание переговоров, выигрыш времени для концентрации ресурсов, маскировка переговорами деструктивных действий, дезинформация оппонента на переговорах - это негативные моменты переговорного процесса [16, c.154-157].
Таким образом, можно сделать
вывод: эффективная стратегия