Контрольна робота з дисципліни « Соціально-психологічний тренінг »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 02:39, контрольная работа

Описание работы

Задание № 45. Тренинг развитие детской одаренности.
Задание № 8. Тренинг уверенности и контакта в группе.

Содержание работы

РАЗДЕЛ №1
1.1 Задание № 45. Тренинг развитие детской одаренности……………………3
1.2 Тест на определение одаренности…………………………………………...7
Заключение………………………………………………………………………..9
РАЗДЕЛ №2
Задание № 8. Тренинг уверенности и контакта в группе……………………..10
2.1 Первое занятие……………………………………………………………….10
2.2 Второе занятие……………………………………………………………….17
2.3 Третье занятие………………………………………………………………..21
2.4 Четвертое занятие……………………………………………………………23
2.5 Пятое занятие ………………………………………………………………..26
2.6 Шестое занятие………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

тренинг ПЕЧАТЬ.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

Желательно расположиться  по кругу. При нечетном числе участников один из терапевтов выполняет роль "соседа".

1.1.3 Затем каждый сообщает  полученную от соседа информацию  всей группе. Группа в целом  получает персональную информацию  о каждом при посредстве доверенного  лица - соседа. Отдельные участники  оказываются связанными с группой. 

1.2 Умение различать уверенное,  неуверенное и агрессивное поведение  с помощью теста Якубовской.

Тест Якубовской лежит  в папке, которую каждый клиент получил  перед началом тренинга; для экономии времени этот тест должен быть заполнен дома.

1.2.1 Каждый участник получает  ключ к тесту Якубовской и  сравнивает с ним свои собственные  ответы.

1.2.2 Каждый клиент отыскивает  те утверждения, относительно  которых его оценки отличаются  от ключа. Этот шаг можно  использовать как толчок к  дифференцированному определению  уверенного поведения, которое  будет обсуждаться в пункте 1.4.1.

Tерапевт : "Сейчас найдите ситуации, в оценке которых ваш выбор отличается от ключа. Несколько позже на этом занятии мы еще раз вернемся к этим ситуациям. Сейчас же мы хотели бы сначала заняться самой категорией "уверенное поведение".

1.3. Описание современных  представлений психологов в области  уверенности и социальной компетентности (конспект см. приложение).

Последовательно обсуждаются  собственные представления участников группы об уверенности.

На доске кратко фиксируются  все определения уверенного поведения, если их можно будет вычленить  из рассказов клиентов. С учетом этих определений участники должны упорядочить свой жизненный опыт. Таким способом предполагается на когнитивном  уровне создать предпосылки для  будущих позитивных изменений в  поведении.

Сначала активно действует  терапевт, он дает подробные объяснения по поводу современного понимания уверенного поведения.

С учетом полученных знаний участники группы должны дать оценку своему собственному поведению, определить, как на основе уже имеющихся предпосылок  они могут формировать уверенность  посредством небольших учебных  шагов.

1.4 Интеграция определения  уверенного поведения в собственные  когнитивные структуры. 

1.4.1 В качестве примера:  Участник группы описывает две  ситуации, относительно которых  он обнаружил, что его ответы  сильно отличаются от ответов,  предлагаемых в ключе к тесту  Якубовской. В последующей групповой  дискуссии ему должно стать  ясным различие между его собственной  точкой зрения и вновь созданной  схемой уверенности. 

Терапевт : "Каждый из вас  сейчас выберет две ситуации, оказавшиеся  по-разному оцененными им самим и  в ключе к тесту и объяснит, почему он именно так оценил эти  ситуации."

Протоколант  записывает номера названных ситуаций. В пункте 4.1 вы будете еще работать с сокращенной  формой теста Якубовской. Помимо номеров  ситуаций, нужных для составления  сокращенной формы, протоколант  должен отмечать суть высказываний клиентов, приводимых ими обоснований, так  как на следующем шаге (1.4.2) эти  обоснования будут переформулированы  в самовербализации.

1.4.2 Следующим шагом будет  формулирование самовербализаций . Участники группы должны осознать  суть стимулирующего и блокирующего  действия самовербализаций, которые  обнаружились в их соображениях  относительно ситуаций теста.  На этом материале клиентам  поясняют регулирующую функцию  внутренней речи (Выготский).

Терапевт : "Что Вы подумали или могли бы подумать, когда вы представляли себе ситуацию ...?"

(+ Другие вопросы о  самовербализации и ее стимулирующей  или блокирующей функции).

1.5 Переход от когнитивной  плоскости к плоскости поведения  с учетом эмоций и чувств (Лазарус). [4]

На этом этапе в качестве метода реализации эмоций и когниций посредством активных действий вводится в действие ролевая игра. При этом не упускают из виду взаимодействие между  отдельными плоскостями - когниции влияют на поведение и эмоции, эмоции изменяют когниции и поведение.

1.5.1 Терапевты  на примере  ролевой игры "В табачной лавке"  задают модель проведения ролевой  игры. Во-первых, они наглядно демонстрируют  метод как таковой; во-вторых, моделирование терапевтами ролевой  игры облегчает участникам включение  в последующие ролевые игры. Они  видят и понимают, что участникам  не разрешается чрезмерно усложнять  ситуацию, что "уверенность"  в ролевых играх должна обозначать "выигрыш".

Терапевт : "Сейчас мы хотим  продемонстрировать Вам один из важнейших  методов тренинга, и одновременно в ролевой игре показать вам, как  вообще выглядит уверенность. Один из нас будет играть роль "уверенного", другой же должен делать все, чтобы  партнеру было легко удержаться в  рамках этой роли, поскольку в конечном счете речь идет о том, чтобы тренирующийся  смог ощутить успех как результат  своего поведения.

1.5.2 Теперь в предложенных  ролевых играх участники группы  должны получить первый опыт  использования этого тренингового  метода. Приняв участие в отдельных  ролевых играх каждый клиент  должен проследить за тем, что  ему внутренне мешает или помогает  вести себя уверенно, а также,  возможно, сообщить о психических  процессах, которые сопровождают  его поведение. 

Чтобы облегчить начало ролевых  игр, тренер может (1) мягко спросить одного из клиентов, не хотел бы он начать (и потом продолжить по кругу); (2) предложить играть по часовой стрелке  или (3) по алфавиту. Однако, каждый клиент должен один раз побывать в роли "уверенного" и один раз - в роли "подающего реплики".

После каждой ролевой игры терапевт обращается к клиентам: "Как  ты себя чувствовал? Что ты говорил  сам себе? Что ты ощущал физически?"

1.5.3 После ролевых игр  еще раз проводится подробная  дискуссия о внутренних условиях, которые сопровождают поведение  в отдельных ситуациях. При  этом нужно дополнительно проработать  индивидуальные самовербализации  и записать их на доске или  листе ватмана. Негативные самовербализации  обязательно нужно переформулировать  в позитивные "стимулы к действию". Здесь должны быть осознаны  и рассмотрены внешние стимулирующие  или блокирующие условия (н-р,  количество партнеров или степень  доверия к партнеру), их психологические  корреляты (н-р, расслабление, релаксация, напряжение, спешка), а также эмоциональные  компоненты (н-р, страх, злость).

1.6 Домашнее задание 

Для обсуждения домашнего  задания формируются подгруппы, так, чтобы каждый клиент имел все  возможности обсудить и проработать  свою тренировочную ситуацию вместе с терапевтом (бланк домашнего  задания см. в приложении).

1.6.1 Каждый клиент называет  одну легкую и одну сложную  ситуацию, которую он, в зависимости  от условий, будет тренировать  либо ежедневно, либо по крайней  мере один раз в ходе следующей  недели. Он отбирает один из  компонентов уверенного поведения  (н-р, контакт глаз), за выполнением  которого он будет особенно  следить всю следующую неделю.

Терапевт : в интенсивном  диалоге с клиентом проверяет  конкретность, уровень сложности  и возможность частого выполнения ситуации до следующего занятия. После  обсуждения каждый клиент записывает свою ситуацию в верхней графе  бланка домашнего задания.

1.6.2 Далее, каждый клиент  формулирует стимульную фразу  , с которой в будущем он  будет начинать любую тренировочную  ситуацию ("Я просто попробую...", "Это на самом деле хорошая  тренировка для меня...").

Интенсивное обсуждение стимульных фраз.

Терапевт : "Предложения  нужно формулировать так, чтобы  это было для тебя стимулом к вхождению  в ситуацию."

1.6.3 Для поддержки самостоятельной  тренировки клиентам раздают  "Руководство по успешному  уверенному поведению (см. приложение).

Терапевт : "Все, что может  помочь вам в тренировке мы подготовили  для вас в виде листовки. Прочтите, пожалуйста, также главу из книги  Альберти и Эммонса и скажите  нам, что для вас здесь особенно ценно.

1.6.4 При обсуждении тренировочных  ситуаций клиентам должны стать  понятны следующие пункты:

- успех приносят маленькие  шаги;

- важна собственная активность;

- успех приносит "вхождение"  в ситуацию;

- три плоскости поведения  прочно связаны друг с другом.

Терапевт : "Сейчас для  нас важно не столько самоутверждение  в жизненных ситуациях, сколько  сам факт "включения" в эти  ситуации, и это "включение" будет  оцениваться как первый несомненный  успех. Готовностью тренировать  уверенное поведение создаются  первые предпосылки к тому, чтобы  позже добиваться полноценного и  успешного самоутверждения. 

 

2.2 ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ 

Материалы : Карточки, бланки домашнего задания.

В центре внимания первого  занятия стояли теоретические рассуждения  об уверенном поведении. На этом тренинговом  занятии будут прорабатываться  отдельные аспекты уверенного поведения, такие, как, например, контакт глаз, выражение чувств. Содержательный контекст, в котором будут тренироваться  эти компоненты уверенности, определят  сами клиенты. Тренер, таким образом, не навязывает конкретных проблемных ситуаций, но скорее каждый клиент сам  выбирает свою собственную сферу  жизни, в которой он хотел бы научиться  уверенности- тренинг базируется на индивидуальных условиях жизни каждого  конкретного клиента.[5]

Практическая тренировка тех или иных образцов уверенного поведения происходит в ролевой  игре. Эти первые индивидуальные ролевые  игры должны опираться на обсуждение ситуаций домашнего задания. Отдельные  аспекты уверенности, которые не были осуществлены в реальной ситуации домашнего задания, с помощью  тренера и других участников тренинговой  группы переносятся в ролевую  игру и несколько раз тренируются, пока клиент не достигнет требуемой  компетентности действий.

Координатор : вкратце описывает  клиентам структуру этого занятия.

2.1 Обсуждение домашнего  задания. 

В группе, не превышающей 10 человек, имеет смысл проводить обсуждение на пленуме. В этом случае все получают возможность научиться чему-либо, знакомясь с попытками решения  проблемной ситуации, предпринятыми  другими клиентами (обучение на моделях, А.Бандура, 1969)

2.1.1 Работа с карточками.

Обсуждение домашнего  задания с использованием карточек нужно для того, чтобы зафиксировать  отдельные аспекты тренируемого уверенного поведения. Позже они  будут конкретизированы клиентами  применительно к их индивидуальным проблемам, к конкретным тренировочным  ситуациям. Такого рода аспектами тренировки может быть, например, следующее: "В  чем состоит прогресс в моем поведении..."; "Как я использовал мою стимульную фразу...", или "за чем я должен особенно следить в будущем..." (

Карточки помогают участникам группы сфокусировать свое внимание на отдельных компонентах уверенности, и предложения на карточках должны быть, по возможности, написаны таким  образом, чтобы любой участник мог  работать с любой карточкой.

Клиенты рассказывают о выполненных  ими на прошлой неделе заданиях с  точки зрения написанных на карточках  предложений. Карточки на этом первом занятии раздаются особым образом - протоколант прошлого занятия, раздавая карточки, следит за тем, чтобы не задеть слишком сильно кого-либо из участников. Для этого он привлекает свои записи и наблюдения, сделанные на предшествующем занятии. Очень неуверенный и  заторможенный клиент не должен, например, получить тему "Прогресс в моем поведении", потому что это может оказать  на него сильное негативное давление. На следующем занятии клиент должен получить другую карточку, чтобы он не был вынужден каждый раз сообщать об одном и том же. Поскольку  карточки возвращаются, то имеет смысл  на оборотной стороне карточки записывать имена клиентов, которые ее уже  однажды получали.

Терапевт  (передает карточку первому клиенту): "Расскажи, пожалуйста, о твоем домашнем задании с  точки зрения записанной на карточке темы".

(Нельзя обращаться сразу  к самому заторможенному, однако, его нельзя также заставлять  слишком долго ждать.)

2.1.2 Переформулирование негативных  утверждений. 

В целях позитивного переструктурирования, и учитывая то, какое значение имеет  самовербализация для регуляции  поведения, нужно строго следить  за тем, чтобы негативные оценки, которые  участники могут давать сами себе и своему поведению, не оставались без  внимания.

При обсуждении довольно часто  говорят о том, насколько сильное  влияние на поведение оказывает  самовербализация (на первом занятии  уже обсуждались стимулирующие  и блокирующие самовербализации). Чтобы в будущем избежать блокирования активности, нужно суметь переформулировать  соответствующие негативные, блокирующие  самовербализации в позитивные стимулы  действий. Это переформулирование с  помощью тренера и группы должен осуществлять сам клиент - автор  негативной формулировки. Важно, чтобы  переформулирование было по возможности  конкретным и специфичным и ориентировалось  на условия жизни конкретного  клиента, т.е. чтобы он сам видел  реальную возможность осуществления  этой формулировки. В случае общих, неконкретных формулировок типа "Я  с этим справлюсь" возникает опасность, что такая самовербализация не окажет реального воздействия на когниции клиента.

Терапевт : дает пример такого побуждающего переформулирования: Вместо "Я не смотрел на другого" можно  сказать так: "В будущем я  должен следить за контактом глаз".

Информация о работе Контрольна робота з дисципліни « Соціально-психологічний тренінг »