Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 02:39, контрольная работа
Задание № 45. Тренинг развитие детской одаренности.
Задание № 8. Тренинг уверенности и контакта в группе.
РАЗДЕЛ №1
1.1 Задание № 45. Тренинг развитие детской одаренности……………………3
1.2 Тест на определение одаренности…………………………………………...7
Заключение………………………………………………………………………..9
РАЗДЕЛ №2
Задание № 8. Тренинг уверенности и контакта в группе……………………..10
2.1 Первое занятие……………………………………………………………….10
2.2 Второе занятие……………………………………………………………….17
2.3 Третье занятие………………………………………………………………..21
2.4 Четвертое занятие……………………………………………………………23
2.5 Пятое занятие ………………………………………………………………..26
2.6 Шестое занятие………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
Желательно расположиться по кругу. При нечетном числе участников один из терапевтов выполняет роль "соседа".
1.1.3 Затем каждый сообщает
полученную от соседа
1.2 Умение различать уверенное,
неуверенное и агрессивное
Тест Якубовской лежит в папке, которую каждый клиент получил перед началом тренинга; для экономии времени этот тест должен быть заполнен дома.
1.2.1 Каждый участник получает
ключ к тесту Якубовской и
сравнивает с ним свои
1.2.2 Каждый клиент отыскивает
те утверждения, относительно
которых его оценки отличаются
от ключа. Этот шаг можно
использовать как толчок к
дифференцированному
Tерапевт : "Сейчас найдите ситуации, в оценке которых ваш выбор отличается от ключа. Несколько позже на этом занятии мы еще раз вернемся к этим ситуациям. Сейчас же мы хотели бы сначала заняться самой категорией "уверенное поведение".
1.3. Описание современных
представлений психологов в
Последовательно обсуждаются
собственные представления
На доске кратко фиксируются все определения уверенного поведения, если их можно будет вычленить из рассказов клиентов. С учетом этих определений участники должны упорядочить свой жизненный опыт. Таким способом предполагается на когнитивном уровне создать предпосылки для будущих позитивных изменений в поведении.
Сначала активно действует терапевт, он дает подробные объяснения по поводу современного понимания уверенного поведения.
С учетом полученных знаний
участники группы должны дать оценку
своему собственному поведению, определить,
как на основе уже имеющихся предпосылок
они могут формировать
1.4 Интеграция определения
уверенного поведения в
1.4.1 В качестве примера:
Участник группы описывает две
ситуации, относительно которых
он обнаружил, что его ответы
сильно отличаются от ответов,
предлагаемых в ключе к тесту
Якубовской. В последующей групповой
дискуссии ему должно стать
ясным различие между его
Терапевт : "Каждый из вас сейчас выберет две ситуации, оказавшиеся по-разному оцененными им самим и в ключе к тесту и объяснит, почему он именно так оценил эти ситуации."
Протоколант записывает
номера названных ситуаций. В пункте
4.1 вы будете еще работать с сокращенной
формой теста Якубовской. Помимо номеров
ситуаций, нужных для составления
сокращенной формы, протоколант
должен отмечать суть высказываний клиентов,
приводимых ими обоснований, так
как на следующем шаге (1.4.2) эти
обоснования будут
1.4.2 Следующим шагом будет
формулирование
Терапевт : "Что Вы подумали или могли бы подумать, когда вы представляли себе ситуацию ...?"
(+ Другие вопросы о
самовербализации и ее
1.5 Переход от когнитивной
плоскости к плоскости
На этом этапе в качестве метода реализации эмоций и когниций посредством активных действий вводится в действие ролевая игра. При этом не упускают из виду взаимодействие между отдельными плоскостями - когниции влияют на поведение и эмоции, эмоции изменяют когниции и поведение.
1.5.1 Терапевты на примере
ролевой игры "В табачной лавке"
задают модель проведения
Терапевт : "Сейчас мы хотим продемонстрировать Вам один из важнейших методов тренинга, и одновременно в ролевой игре показать вам, как вообще выглядит уверенность. Один из нас будет играть роль "уверенного", другой же должен делать все, чтобы партнеру было легко удержаться в рамках этой роли, поскольку в конечном счете речь идет о том, чтобы тренирующийся смог ощутить успех как результат своего поведения.
1.5.2 Теперь в предложенных
ролевых играх участники
Чтобы облегчить начало ролевых игр, тренер может (1) мягко спросить одного из клиентов, не хотел бы он начать (и потом продолжить по кругу); (2) предложить играть по часовой стрелке или (3) по алфавиту. Однако, каждый клиент должен один раз побывать в роли "уверенного" и один раз - в роли "подающего реплики".
После каждой ролевой игры терапевт обращается к клиентам: "Как ты себя чувствовал? Что ты говорил сам себе? Что ты ощущал физически?"
1.5.3 После ролевых игр
еще раз проводится подробная
дискуссия о внутренних
1.6 Домашнее задание
Для обсуждения домашнего задания формируются подгруппы, так, чтобы каждый клиент имел все возможности обсудить и проработать свою тренировочную ситуацию вместе с терапевтом (бланк домашнего задания см. в приложении).
1.6.1 Каждый клиент называет
одну легкую и одну сложную
ситуацию, которую он, в зависимости
от условий, будет тренировать
либо ежедневно, либо по
Терапевт : в интенсивном
диалоге с клиентом проверяет
конкретность, уровень сложности
и возможность частого
1.6.2 Далее, каждый клиент
формулирует стимульную фразу
, с которой в будущем он
будет начинать любую
Интенсивное обсуждение стимульных фраз.
Терапевт : "Предложения нужно формулировать так, чтобы это было для тебя стимулом к вхождению в ситуацию."
1.6.3 Для поддержки самостоятельной тренировки клиентам раздают "Руководство по успешному уверенному поведению (см. приложение).
Терапевт : "Все, что может помочь вам в тренировке мы подготовили для вас в виде листовки. Прочтите, пожалуйста, также главу из книги Альберти и Эммонса и скажите нам, что для вас здесь особенно ценно.
1.6.4 При обсуждении тренировочных
ситуаций клиентам должны
- успех приносят маленькие шаги;
- важна собственная активность;
- успех приносит "вхождение" в ситуацию;
- три плоскости поведения прочно связаны друг с другом.
Терапевт : "Сейчас для нас важно не столько самоутверждение в жизненных ситуациях, сколько сам факт "включения" в эти ситуации, и это "включение" будет оцениваться как первый несомненный успех. Готовностью тренировать уверенное поведение создаются первые предпосылки к тому, чтобы позже добиваться полноценного и успешного самоутверждения.
2.2 ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ
Материалы : Карточки, бланки домашнего задания.
В центре внимания первого занятия стояли теоретические рассуждения об уверенном поведении. На этом тренинговом занятии будут прорабатываться отдельные аспекты уверенного поведения, такие, как, например, контакт глаз, выражение чувств. Содержательный контекст, в котором будут тренироваться эти компоненты уверенности, определят сами клиенты. Тренер, таким образом, не навязывает конкретных проблемных ситуаций, но скорее каждый клиент сам выбирает свою собственную сферу жизни, в которой он хотел бы научиться уверенности- тренинг базируется на индивидуальных условиях жизни каждого конкретного клиента.[5]
Практическая тренировка тех или иных образцов уверенного поведения происходит в ролевой игре. Эти первые индивидуальные ролевые игры должны опираться на обсуждение ситуаций домашнего задания. Отдельные аспекты уверенности, которые не были осуществлены в реальной ситуации домашнего задания, с помощью тренера и других участников тренинговой группы переносятся в ролевую игру и несколько раз тренируются, пока клиент не достигнет требуемой компетентности действий.
Координатор : вкратце описывает клиентам структуру этого занятия.
2.1 Обсуждение домашнего задания.
В группе, не превышающей 10 человек,
имеет смысл проводить
2.1.1 Работа с карточками.
Обсуждение домашнего
задания с использованием карточек
нужно для того, чтобы зафиксировать
отдельные аспекты тренируемого
уверенного поведения. Позже они
будут конкретизированы клиентами
применительно к их индивидуальным
проблемам, к конкретным тренировочным
ситуациям. Такого рода аспектами тренировки
может быть, например, следующее: "В
чем состоит прогресс в моем поведении...";
"Как я использовал мою
Карточки помогают участникам
группы сфокусировать свое внимание
на отдельных компонентах
Клиенты рассказывают о выполненных ими на прошлой неделе заданиях с точки зрения написанных на карточках предложений. Карточки на этом первом занятии раздаются особым образом - протоколант прошлого занятия, раздавая карточки, следит за тем, чтобы не задеть слишком сильно кого-либо из участников. Для этого он привлекает свои записи и наблюдения, сделанные на предшествующем занятии. Очень неуверенный и заторможенный клиент не должен, например, получить тему "Прогресс в моем поведении", потому что это может оказать на него сильное негативное давление. На следующем занятии клиент должен получить другую карточку, чтобы он не был вынужден каждый раз сообщать об одном и том же. Поскольку карточки возвращаются, то имеет смысл на оборотной стороне карточки записывать имена клиентов, которые ее уже однажды получали.
Терапевт (передает карточку первому клиенту): "Расскажи, пожалуйста, о твоем домашнем задании с точки зрения записанной на карточке темы".
(Нельзя обращаться сразу к самому заторможенному, однако, его нельзя также заставлять слишком долго ждать.)
2.1.2 Переформулирование негативных утверждений.
В целях позитивного
При обсуждении довольно часто
говорят о том, насколько сильное
влияние на поведение оказывает
самовербализация (на первом занятии
уже обсуждались стимулирующие
и блокирующие
Терапевт : дает пример такого побуждающего переформулирования: Вместо "Я не смотрел на другого" можно сказать так: "В будущем я должен следить за контактом глаз".
Информация о работе Контрольна робота з дисципліни « Соціально-психологічний тренінг »