Контрольна робота з дисципліни « Соціально-психологічний тренінг »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 02:39, контрольная работа

Описание работы

Задание № 45. Тренинг развитие детской одаренности.
Задание № 8. Тренинг уверенности и контакта в группе.

Содержание работы

РАЗДЕЛ №1
1.1 Задание № 45. Тренинг развитие детской одаренности……………………3
1.2 Тест на определение одаренности…………………………………………...7
Заключение………………………………………………………………………..9
РАЗДЕЛ №2
Задание № 8. Тренинг уверенности и контакта в группе……………………..10
2.1 Первое занятие……………………………………………………………….10
2.2 Второе занятие……………………………………………………………….17
2.3 Третье занятие………………………………………………………………..21
2.4 Четвертое занятие……………………………………………………………23
2.5 Пятое занятие ………………………………………………………………..26
2.6 Шестое занятие………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

тренинг ПЕЧАТЬ.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

Протоколант  записывает компоненты ситуации или поведения, которые не удались клиентам при  выполнении домашнего задания - эти  компоненты позже будут тренироваться  в ролевой игре.

2.2 Ролевые игры. [1]

Ролевые игры с участниками  проводятся в подгруппах, поскольку  при меньшем количестве наблюдателей для каждого возникает больше возможностей для изменения поведения  и для интенсивной и дифференцированной обратной связи. Содержание ролевых  игр вытекает из образцов поведения, которые в достаточной степени  еще не были осуществлены клиентами. Сначала еще раз определяют, какая  часть клиентов и в какой форме  должна тренироваться дальше. Это  должно происходить в форме совершенно конкретных требований к поведению, которые каждый клиент выдвигает  сам себе. Для ролевых игр используют ситуации домашнего задания. Эти  ситуации могут быть изменены так, чтобы  для тренировки создавался новый  ситуационный контекст.

Для каждого клиента с  использованием заметок протоколанта и при поддержке группы отбирается подходящая ролевая игра, и она  затем, возможно, несколько раз, разыгрывается.

2.3 Возврат к принципам  уверенного поведения. 

Для этой теоретической части  занятия нужно опять собрать  группу на пленум. Возврат к принципам, обсуждавшимся на прошлом занятии  целесообразен и даже необходим  потому, что подчеркиваемые и выделяемые на этом втором занятии отдельные  аспекты уверенного поведения должны быть снова интегрированы в общий  контекст уверенного поведения. Этот общий  контекст можно еще раз обсудить с привлечением опыта, полученного  при выполнении домашнего задания. Таким образом, теоретические соображения  относительно уверенного поведения  увязываются с индивидуальными  переживаниями каждого конкретного  клиента.

Терапевт : "Что с вами происходило, когда вы в ваших  ролевых играх и при выполнении домашнего задания следили за отдельными компонентами уверенности (н-р, использовали местоимения "Я")?"

"Вернемся теперь от  отдельных компонентов к общему  контексту. Какой вес имеют  для вас отдельные компоненты  в общем объеме уверенного  поведения, к которому мы стремимся?" (Этот вопрос облегчает индивидуальную  постановку целей и структурирование  задач) 

2.4 Домашнее задание 

Для обсуждения домашнего  задания вновь формируют подгруппы. В них каждый клиент может подробно обсудить с одним из тренеров последующие  цели тренинга и сферы тренировки.

Каждый участник ищет две  специфические тренировочные ситуации, в которых он мог бы использовать свою стимульную фразу и специально тренировать выбранный им компонент  уверенности. Если предшествующие тренировочные  ситуации прошли очень неэффективно, то существует возможность модифицировать их, и сформулировать заново в качестве домашнего задания.

Терапевт : следит за тем, чтобы  соблюдался принцип постепенности  при формулировании новых тренировочных  ситуаций: это второе домашнее задание  не должно быть слишком большим "скачком" в смысле трудности по сравнению  с заданием первого занятия. Каждый клиент подробно записывает свою тренировочную  ситуацию на бланке домашнего задания.

2.3 ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ 

Материалы : Карточки, бланки домашнего задания 

Это второе практическое занятие  тренинга должно привести к дальнейшему  усилению концентрации на отдельных  аспектах уверенного поведения. Содержание тренировки должно еще больше приблизиться к индивидуальным проблемам клиентов. Внимание в ролевых играх сосредотачивается  на соответствии степени уверенности  поведения возрастающей сложности  ситуации.

Координатор : вкратце описывает  клиентам структуру этого занятия.

3.1 Обсуждение домашнего  задания. 

Как и на прошлом занятии, домашнее задание обсуждается на пленуме с использованием карточек. Переформулирование негативных утверждений  каждого участника в конструктивные стимулы действий на этом занятии  в меньшей мере зависит от вопросов тренера. Скорее, за работу по переформулированию отвечают другие участники группы - они выступают здесь корректорами. Терапевт лишь подкрепляет позитивное переформулирование или помогает, если негативные высказывания не удается  переформулировать. Терапевт старается  лишь напоминать, что здесь необходимо переформулирование.

Такого рода помощь в переформулировании кажется нам предпочтительней потому, что таким образом сами участники  могут серьезно потренироваться  в этом очень важном моменте уверенности  в себе.

Пример : Негативное высказывание клиента: "Я слишком часто использую  неопределенные формулировки".

Теперь - если не вмешиваются  эксперты - помощь терапевта: "Это  высказывание нельзя оставить без внимания. Помогите-ка ему переформулировать  эту оценку в стимул к действию."

Эксперты пробуют переформулировать.

Терапевт подкрепляет  экспертов: "Да, это было очень  удачно сказано" или: "В такой  форме это замечание поможет  ему больше".

Терапевт - клиенту: "Попробуй-ка теперь повторить сам в этой форме".

3.2 Ролевые игры [1]

С использованием заранее  подготовленной сцены (Суметь не поддаться  кому-либо, кто с каждым разом  становится все настойчивее) терапевты  в трех ролевых играх демонстрируют  модель, как можно качественно  и количественно "настраивать" свое поведение на возрастающую трудность  ситуации. Количественная настройка  означает, к примеру: "говорить громче" (усиливается один раз уже использованный аспект поведения). Качественная настройка  предполагает изменение поведения-  на новом уровне сложности может  использоваться "отказ от продолжения  дискуссии с партнером" или "следование прежней аргументации". Для тренировки настройки поведения на возрастающую сложность ситуации, по нашему опыту, трехразовая ролевая игра просто необходима.

Тренеры  одну за другой демонстрируют  сцены возрастающей сложности.

"Внимательно следите  за тем, каким образом "уверенный"  приспосабливает свое поведение  к ситуации посредством повышения  тона голоса, повторением одних  и тех же аргументов, и как  он вообще использует мимику, жестикуляцию, интонации".

3.3 Домашнее задание. 

В подгруппах обсуждаются  и прорабатываются специфические  тренировочные ситуации клиентов. С  учетом ролевых игр каждая тренировочная  ситуация должна быть описана на трех уровнях сложности. Если клиенты  не могут найти одну ситуацию, на которой можно будет тренировать  все три уровня сложности, то можно  выбрать и несколько различных  ситуаций. Ситуации должны быть точно  определены по степени их трудности  и занесены на бланки домашнего задания.

Терапевт : внимательно следит за тем, чтобы была определена трудность  ситуаций и, поскольку едва ли можно  к следующему занятию потренировать  все ситуации, чтобы каждый начинал  с самой легкой. 

2.4 ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ 

Материалы : Сокращенная  форма теста Якубовской (рассогласующиеся ситуации); доска, мел, карточки, бланки домашнего задания.

Этот блок тренинга содержательно  подразделяется на две фазы и должен помочь в анализе собственного поведения  с использованием регуляционной  модели.

Цель состоит в том, чтобы понять сложные взаимовлияния  собственного поведения и условий  окружения. При этом нужно подчеркивать долговременное влияние тех или  иных классов поведения.

В первой части занятия  на вымышленном примере поясняются и поэтапно заносятся на доску  или плакат функциональные взаимосвязи  поведения и окружения.

Во второй части в разработанную  модель органично включают проблемные ситуации клиентов. На этой фазе поведение  каждого обсуждается с учетом его связей с когнициями и чувствами, учитывается влияние собственного поведения на поведение партнера.

Исходя из такой логики построения занятия обсуждение домашнего  задания проводят в конце работы. В этом обсуждении клиенты используют теоретические соображения относительно названных взаимосвязей.

4.1 Объяснение условных  взаимосвязей.

Для объяснения условных взаимосвязей используют заново составленный перечень ситуаций из теста Якубовской. Эта  сокращенная форма теста составляется из ситуаций, по которым на первом занятии  было отмечено расхождение собственных  оценок и ключа к тесту. Каждый клиент заново оценивает ситуации по трем категориям ("уверенное", "неуверенное" и "агрессивное" поведение). Одновременно собирают примеры утверждений этих трех классов поведения, чтобы затем  использовать их для анализа условных взаимосвязей.

Перед началом занятия  клиентам раздают для новой оценки ситуации из теста Якубовской. Каждый клиент записывает свою оценку ситуаций. ("Делайте это спонтанно, без  долгого обдумывания") и сравнивает затем свои оценки с ключом. Клиенты  могут увидеть, насколько их оценка ситуации согласуется с мнением  экспертов.

4.2 Теоретическая проработка  регуляционной модели.

Регуляционная модель долговременного  влияния уверенного, неуверенного и  агрессивного поведения, составленная на основе теории коммуникации (Ватцлавик, Мандель и другие), поясняется с  использованием заранее подготовленных плакатов. Три возможности влияния  поясняются затем на примерах.

Один из терапевтов на пленуме  описывает базовую модель. Параллельно  с рассказом на доске рисуют таблицу, в которой обозначают отдельные  компоненты регуляционной модели. Клиенты  могут записывать модель в своих  рабочих папках. Затем эта базовая  модель с применением трех конкретных примеров используется для иллюстрации  трех классов поведения.

4.3 Практическая проработка  регуляционной модели.

Эта практическая проработка осуществляется исходя из конкретных условий жизни клиентов. Один из участников группы сначала вкратце  описывает ситуацию, в которой, как  он считает, он вел себя не должным  образом. Его просят также сообщить о реакциях его партнера и о  влиянии поведения партнера на его  собственные мысли и чувства. Описанная ситуация обрабатывается группой с использованием регуляционной  модели и записывается на доске.

Описываемые клиентами отдельные  аспекты ситуации подразделяются на компоненты, соответствующие регуляционной  модели;

новые строчки записываются под уже имеющимися.

(На этом шаге требуется  интенсивная помощь и поддержка  терапевтов).

4.4 Определение индивидуальных  проблемных ситуаций.

В подгруппах и при поддержке  группы и терапевтов каждый клиент выбирает особенно важную для него проблемную ситуацию. Эти ситуации дома должны быть детально проанализированы с использованием заданной структуры . Исходя из этого анализа каждый клиент должен продумать и детально записать альтернативное поведение . Анализ проблемной ситуации и запланированное  альтернативное поведение каждый должен выполнить письменно. [5]

Регуляционная модель, которую  клиенты записали в своих рабочих  папках (шаг 4.2) служит основой для  письменного анализа проблемных ситуаций дома.

В заключении этого блока  тренинга каждый клиент должен иметь  возможность сообщить о трудностях с выполнением домашнего задания  на предыдущей неделе, а также обсудить изменения в поведении.

2.5 ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ 

Материалы : Бланки домашних заданий; плакат с регуляционной  моделью.

Это занятие большей частью включает работу с проблемными ситуациями, теоретически уже проработанными в  предшествующих домашних заданиях.

Цель  состоит в том, чтобы в ролевой игре и дискуссии  так проработать запланированное  клиентами альтернативное поведение, чтобы каждый участник смог найти  эти ситуации в реальности к шестому  и последнему занятию.

Ранее проработанные принципы уверенного поведения нужно суметь применить и в этих, часто сильно эмоционально окрашенных, ситуациях.

Координатор : вкратце описывает  клиентам структуру этого занятия.

5.1 Обсуждение домашнего  задания. 

При группе до 10 человек обсуждение проводится на пленуме, чтобы клиенты  получили лучшие навыки анализа сложных  ситуаций. Одновременно клиенты получают возможность ознакомиться с другими  способами преодоления проблем - представленными в альтернативных способах поведения.

5.1.1 Описание проблемной  ситуации.

По очереди клиенты  рассказывают о своих проблемных ситуациях. Помочь им в этом может  регуляционная модель. Описание ситуации должно быть достаточно кратким. Самым  важным здесь является точное определение  уровня сложности отдельных частей ситуации, описание собственных неудач здесь не столь важно. Каждый клиент подразделяет проблемную ситуацию на отдельные модельные компоненты. Это делается для того, чтобы выяснить, в каком блоке регуляционной  модели для каждого возникают  особенные трудности. В этом "нехорошем" месте при обсуждении нужно помочь найти особенно хорошую альтернативу.

5.1.2 Описание альтернативного  поведения. 

В заключении каждый клиент описывает теоретически проработанное  им дома возможности реагирования в  своей проблемной ситуации. Члены  группы и терапевты - если это необходимо - помогают переформулировать описываемые  образцы поведения в направлении  большей "конкретности", специфичности, адекватности и выполнимости.

Протоколант  параллельно  с обсуждением записывает названное  целевое поведение на карточках (эти записи используются в пункте 5.2 при оформлении ролевых игр.)

5.2 Ролевые игры.

Ролевые игры проводятся в  подгруппах - так возникает больше возможностей для индивидуального  формирования поведения.

В этих ролевых играх терапевт берет на себя роль партнера по интеракциям. Таким образом все члены группы должны концентрироваться на роли "уверенного". Тренер в роли партнера по интеракциям  получает дополнительную возможность  последовательного формирования запланированного альтернативного поведения клиентов. Формирование альтернативного поведения  клиентов должно продолжаться до тех  пор, пока клиент так не овладеет требуемым  навыком поведения, чтобы он был  в состоянии использовать его  в реальной ситуации.

Информация о работе Контрольна робота з дисципліни « Соціально-психологічний тренінг »