Контрольная работа по "Деловому общению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 05:56, контрольная работа

Описание работы

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, которое может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Содержание работы

1. Перцептивная сторона делового общения. Механизмы перцепции. Ошибки восприятия.
2. Позитивный имидж руководителя.
3. Составить справку по производственному вопросу о закупке спортинвентаря для института.

Файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

Сибирский университет потребительской  кооперации

Забайкальский институт предпринимательства

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине –ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

Вариант

 

 

 

                                                     Студента заочного факультета

 

Специальности Бухгалтерский  учет анализ и аудит

Шифр БХ-10-012-Ч

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Перцептивная сторона делового общения. Механизмы перцепции. Ошибки восприятия.

2. Позитивный имидж руководителя.

3. Составить справку по  производственному вопросу о  закупке  спортинвентаря для  института.

 

1 Перцептивная сторона делового общения.

Понятие социальной перцепции  и межличностного восприятия

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между  участниками этого процесса, которое  может быть здесь истолковано  по-разному: или как понимание  целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что  позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого  рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

В любом случае большое  значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком  другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Термином «социальная  перцепция» исследователи называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин для нашего случая недостаточно точен. Целесообразно  рассмотреть межличностную перцепцию, или межличностное восприятие, так как именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается.

Но важно помнить, что  восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова  «восприятие» кажется недостаточно точном. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».

Социальная перцепция - процесс  восприятия социальных объектов в социальном контексте.

Социальная перцепция - процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения  и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.

Социальная перцепция  зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону  данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и  поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это  дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные  феномены принято относить к социальной перцепции.

Социальную перцепцию  определяют как восприятие внешних  признаков человека, соотнесение  их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Выделяют следующие основные функции социальной перцепции:

- познание себя;

- познание партнера по  общению;

- организация совместной  деятельности на основе взаимопонимания  (взаимопонимание - социально-психическое  явление, ядро которого составляет  эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга);

- установление эмоциональных  отношений.

Попытка выстроить структуру  взаимодействия связана с описанием  ступеней его развития, при этом взаимодействие расчленяется на стадии, которые оно проходит. Центральным  понятием являются социальные связи, которые  представлены как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта,

б) психического контакта (взаимная заинтересованность),

в) социального контакта (совместная деятельность),

г) взаимодействия, что определяется как «систематическое осуществление  действий, имеющих целью вызвать  соответствующую реакцию со стороны  партнера», наконец,

д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное относится  к характеристике «социальной связи», «взаимодействие» представлено наиболее полно.

Выделяются следующие  основные социально-перцептивные действия:

а) восприятие внешнего облика и поведения объекта (отдельный  человек, группа);

б) реконструкция внутреннего  облика, то есть социально-психологических  особенностей себя и партнера по общению (через механизмы рефлексии, атрибуции, стереотипизации, идентификации).

Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном  “Я” (“Я-концепция”), о собеседнике (“Ты-концепция”), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически (“Мы-концепция”). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

Исследования в области  межличностной перцепции ориентируются  на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются  приписывания (атрибуции) друг другу  различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого  впечатления и т.п. Во втором - различные  эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга (например, эффекты  ореола, проекции, средней ошибки, первичности).

 

 Механизмы межличностного  восприятия

Рефлексия, идентификация, эмпатия

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных  психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих  осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам межличностной  перцепции относят:

1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

2) познание и понимание  людьми друг друга (идентификация,  эмпатия, аттракция, стереотипизация);

3) прогнозирование поведения  партнера по общению (каузальная  атрибуция).

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком  партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений  о самом себе определяет и богатство  представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно  раскрывается другой человек (в большем  количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и  представление о самом себе. «Личность  становится для себя тем, что она  есть в себе, через то, что она  представляет собой для других».

Если применить это  рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление  о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление  себя с другим осуществляется как  бы с двух сторон: каждый из партнеров  уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.

Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный  эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания  другого человека является уподобление  себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях  взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение  о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить  себя на его место. В этом плане  идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания  другого человека.

Существует много экспериментальных  исследований процесса идентификации  и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена  тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением -- эмпатией.

Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело -- понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело -- понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей», но действуя по-своему.

Впрочем, оба случая требуют  решения еще одного вопроса: как  будет тот, «другой», т.е. партнер  по общению, понимать меня. От этого  будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания  друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».

 Аттракция и стереотипизация

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему.

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению  к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается  разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область  исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных  эмоциональных отношений к воспринимаемому  человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция также является процессом формирования привлекательности  какого-то человека для воспринимающего  и продуктом этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать  также как особый вид социальной установки на другого человека, в  которой преобладает эмоциональный  компонент, когда этот “другой” оценивается  преимущественно в аффективных  категориях.

Информация о работе Контрольная работа по "Деловому общению"