Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 05:56, контрольная работа
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, которое может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.
1. Перцептивная сторона делового общения. Механизмы перцепции. Ошибки восприятия.
2. Позитивный имидж руководителя.
3. Составить справку по производственному вопросу о закупке спортинвентаря для института.
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.
Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Под социальным стереотипом
понимается устойчивый образ или
представление о каких-либо явлениях
или людях, свойственное представителям
той или иной социальной группы.
Наиболее известны этнические стереотипы
- образы типичных представителей определенных
наций, которые наделяются фиксированными
чертами внешности и
Стереотипы - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Так, образы попа, купца или работника из народных сказок четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам. Естественно, что у враждебных классов стереотипы одного и того же явления совершенно разные.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям:
а) к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит “сдвига” в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.
б) к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция (англ. attribute - приписывать, наделять) - интерпретация субъектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученная на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им.
Каждый из участников взаимодействия, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. В условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Таким образом, интерпретация своего и чужого поведения путем приписывания (причин, мотивов, чувств и т.п.) выступает составной частью межличностного восприятия и познания.
2. Позитивный имидж руководителя
Имидж - профессиональная характеристика руководителя
Особое значение в формировании имиджа организации имеет имидж её первого лица - «лидера организации». Именно от первого лица в основном зависит принятие важных решений, а так же то, как будет воспринята компания общественностью. Таким образом, имидж руководителя является одним из основных факторов формирования имиджа организации.
От имиджа человека во многом зависит желание сотрудничать с ним или его организацией. Высокую репутацию, как известно, приобрести трудно, на это уходят годы, а потерять ее можно мгновенно и порой из-за пустяка, например, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут.
По своему предназначению
руководителю приходится много общаться
с различными людьми, с подчиненными,
создавать коллективы, мотивировать
их, вести учет и контроль выполнения
поручений, решать массу организационно-
Имидж имеет двойственную природу, в нем реализуются внешний облик человека (тембр голоса, внешние данные и т. п.) и наработанные навыки определенного поведения (подобные тем, которые необходимы актеру для выражения внутренних особенностей своего героя).
Руководителю надлежит быть
центром формирования и поддержания
гармоничных отношений в коллективе. Это
возможно лишь в том случае, если он сам
гармоничен, а именно:
* его внешнее поведение, управленческие решения и дела не противоречат друг другу;
* хорошая внешность и
красивое поведение не
Изучение имиджа руководителя невозможно без исследования его профессиональных особенностей.
Условно можно выделить следующие важные, качества, характеризующие профессиональную деятельность руководителя учреждения (организации). В решении следующих профессиональных задач руководитель учреждения (организации) должен быть успешным: целеполагание, планирование, разрешение конфликтов и др.; качества, характеризующие определенные поведенческие паттерны (успешного поведения - умение слушать, умение излагать свои мысли, стрессоустойчивость, тактичность и т.д.); на уровне личности - мотивационные, ценностные ориентации, интеллектуальные умения и др.
По всем обозначенным качествам, возможно говорить о некоторой динамической модели руководителя, которая, в свою очередь, различается у разных групп реципиентов (партнеров, клиентов, подчиненных), наполняется конкретной системой качеств и отражает требования, предъявляемые к руководителю со стороны соответствующих групп.
Позитивный имидж руководителя любого учреждения, организации является одной из важных составляющих имиджа самого учреждения в целом, особенно в реализации коммуникаций в сфере профессиональной деятельности (учреждения-конкуренты, учреждения-партнеры, органы управления). Формирование имиджа руководителя связано с выполнением им функций администратора, организатора, специалиста, общественного деятеля и проявляющимися при их выполнении личностными качествами.
Человек с позитивным имиджем
располагает к себе партнеров, привлекая
этим их внимание к содержанию предложений,
с которыми он к ним обращается.
Однако было бы непростительным легкомыслием
полагать, что имидж зависит
Руководитель с положительным
имиджем - не только тот, кто организует
дело, позволяющее хорошо зарабатывать,
но и тот, кто способен предусмотреть
возможности выживания
Сложность работы и ответственность за нее у руководителя находятся на более высоком уровне, чем у его подчиненных. И если его облик способствует формированию у работников доверия, то конфронтации из-за различия в доходах не возникнет.
Главным образом, все компоненты имиджа руководителя можно свести к трем группам:
- персональные (физические,
психологические особенности,
- социальные (образование,
биография, стиль жизни,
- профессиональные (тип руководителя
и его статус в коллективе,
степень владения
Нельзя упускать из внимания и параметры имиджа руководителя, не относящиеся к его основной деятельности: прошлое, семья, окружение, досуг, интересы.
Каждая из групп характеристик
вносит свой вклад в формирование
имиджа лидера и в различной степени
поддаётся сознательному
Профессиональный руководитель представляет собой целый набор особенностей, соотношение которых создает его индивидуальный портрет. Опросы, проведенные в различных организациях, однозначно показали, что их работники не хотят или не могут отделять внешние характеристики начальников от их внутренних (функциональных) особенностей. Приведем перечень наиболее ценных, по данным опроса, составляющих имиджа успешного руководителя:
* успешность в работе;
* смелость, способность рисковать;
готовность принимать
* лидерский тип руководства; преданность делу, целеустремленность;
* умение сопереживать в случае неудачного развития дела;
* установка на предоставление
подчиненным возможности
способность работать с ними в режиме
партнерства;
* умение объективно оценивать
людей; знание личных
* пунктуальность; выдержанность (контроль над эмоциями);
* способность меняться в лучшую сторону; сохранять юмор в сложных ситуациях;
* деловитость (умение
работать по оптимальным
* способность критиковать,
не унижая достоинства
* надежность (выполнение своих обещаний);
* готовность отказаться от своих неверных решений и начать сначала в случае неудачи или краха предприятия;
* способность предвидеть
последствия принимаемых
* уверенность в себе; честность, неподкупность; тактичность и т. д.
Главная функция имиджа приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.
Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.
Имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний».
«Внутренний» имидж
В небольшой организации руководитель имеет возможность формировать свой имидж путём прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует в основном с менеджерами высшего и реже среднего звена. Здесь могут возникать определённые проблемы, так как возможны искажения информации в виду того, что каждая ступень управления придаёт имиджу руководителя свою окраску.
Информация о работе Контрольная работа по "Деловому общению"