Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:02, контрольная работа

Описание работы

1. Педагогическая деятельность тренера ( учителя) ФК. Структура педагогической деятельности. Постановка це-лей и задач воспитания в проведении занятий ФКиС.
Педагогическая деятельность – это деятельность передачи накопленных человеком культуры и опыта, который создаёт условия для личностного развития и социального опыта. Пед. деятельность и её содержание зависит от целей, задач и строится на основе общих психологических закономерностей.

Файлы: 1 файл

ГОСЫ психология.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности учителя физической культуры. К ним относятся выдержка (самообладание), настойчивость, терпеливость, требовательность, решительность, смелость.

Интеллектуальные  качества подкрепляют дидактические умения учителя, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества учителя, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят: ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие

Психомоторные качества особенно необходимы учителю физической культуры. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой учителя физической культуры является поддержание их на необходимом уровне.

Особенности адаптации к профессиональной деятельности начинающих учителей физической культуры Быстрее протекает адаптация у тех, кто общителен, уверен в себе. Они легко устанавливают хорошие взаимоотношения с учениками и педагогическим коллективом, за каждое дело берутся с большой энергией. В первые месяцы работы у администрации школы создается впечатление, что эти учителя хорошо справляются со всеми разделами учебно-воспитательной работы, так как уже в первой четверти ими намечаются и проводятся внутришкольные соревнования, товарищеские встречи, туристические походы. Это соответствует ожиданиям и требованиям администрации, которая хочет, чтобы молодые специалисты быстро входили в ритм жизни школы. Медленно адаптирующиеся учителя первые уроки проводят с большим напряжением, неуверенны в себе, считают себя недостаточно подготовленными к самостоятельной педагогической деятельности. Для них очень важно не просто подготовиться к 202

уроку, а собраться  психологически на его проведение. Быстрее адаптируются в школе те молодые учителя, которые за годы учебы приобрели организаторские качества и умения, а также те, которым помогают более опытные коллеги.

Типичные затруднения  учителя физической культуры в педагогической деятельности А. М. Тихоновым, учителя даже с большим стажем испытывают затруднения в отношениях с трудными учащимися, в применении юридических знаний, в работе по пропаганде физической культуры, в содержании в порядке спортивного зала и инвентаря, в организации физкультурного актива школы, в отношениях с шефами, то есть именно в тех разделах работы, которым во время обучения в вузе внимание практически не уделяется.

Молодые учителя и  студенты-практиканты испытывают затруднения в отношениях с трудными учащимися младшего возраста, в проведении воспитательной работы на уроке, в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, в поддержании дисциплины. Молодые учителя испытывают также трудности в годовом и поурочном планировании, в увеличении моторной плотности урока, в организации самостоятельной работы учащихся на уроке. По данным 3. Н. Вяткиной, учителя с сильной нервной системой затрудняются в установлении контактов с учащимися и коллегами, а учителя со слабой нервной системой не могут быстро освоиться с новым для себя режимом работы и привыкнуть к профессиональной самостоятельности.

Среди учителей-женщин чаще, чем среди учителей-мужчин, отмечаются трудности в организации самостоятельной работы учащихся, в судействе соревнований по спортивным играм, в отстаивании своей точки зрения перед начальством, в применении юридических знаний. С другой стороны, они испытывают меньшие трудности в понимании душевного состояния учащихся и в работе с родителями.

При объяснении причин своих  затруднений учителя физической культуры чаще всего ссылаются на внешние факторы: нежелание школьников заниматься физической культурой, недостаток спортивного инвентаря, большая наполняемость классов, одновременность занятий мальчиков и девочек, разная физическая подготовленность учащихся, отсутствие помощи администрации школы, недостаток методической литературы.

 

 

11. Психологическое обеспечение технической подготовке спортсменов. Особенности психических процессов в осуществлении технической подготовке спортсменов, особенности ощущений, восприятий, внимания, и памяти.

Психологическую структуру технической подготовки составляют специальные знания, навыки, умения, а также образы движений и действий, протекающих по типу двигательных реакций. К специальным знаниям относятся: а) понятия о технике двигательных действий и б) двигательные представления.

Понятия о технике двигательных действий — это обобщенное отражение в сознании спортсмена сущности наиболее рациональных способов решения двигательных задач. Понятия о технике движений составляют основу спортивно-технического мышления. Разнообразие физических упражнений и уровень спортивного мастерства находятся в определенной зависимости от богатства приобретенных понятий о технике двигательных упражнений.

Двигательные  представления — это образы движений и действий спортсмена, обеспечивающие решение конкретной двигательной задачи. Двигательные представления формируются при непосредственном и неоднократном выполнении определенных движений и действий. Следует различать представления о движениях и двигательные. Двигательный навык — это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до известной степени совершенства, выполняемое точно, экономно, с высоким качественным и количественным результатом. Двигательные умения — это усовершенствованные способы выполнения действий на основе полученных знаний и опыта. Умения требуют творческого использования знаний и навыков в разнообразных, не стандартных условиях спортивной деятельности.

Многие действия в спорте осуществляются в виде двигательных реакций. Двигательная реакция — это осознаваемое ответное двигательное действие на определенный сигнал.

Точность, надежность и эффективность двигательных действий спортсмена зависят от уровня развития ряда психических процессов и функций: психомоторики, ощущений, восприятий, представлений, мышления, памяти, внимания. Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются мышечно-двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые. Мышечно-двигательные ощущения: мышечно-двигательные ощущения играют большую роль в правильной координации движений. Нарушение мышечно-двигательной чувствительности всегда приводит к нарушениям точности движений.

Большое значение в выполнении техники спортивных упражнений играет ощущение мышечного напряжения, в котором различают: 1)  ощущение мышечного усилия   (т. е. степень затрачиваемой физической силы — поднятие штанги и т. п.), 2)  ощущение   сопротивления,   испытываемого   при мышечном напряжении (гребля, плавание и т. п.), 3)  ощущение продолжительности мышечного напряжения и ее изменений (гимнастика и т. п.), 4)   ощущение скорости движений (спринт и т. п.), 5)   ощущение сопротивления,  связанного с преодолением  сил,, действующих в противоположном нашему движению направлении (гимнастика и т. п.).

Вестибулярные   ощущения Вестибулярные ощущения играют особенно большую роль в таких видах спорта, как гимнастика, акробатика, сложнокоординационные виды легкой атлетики, прыжки в воду, спортивные игры и единоборства. Они имеют важное значение для деятельности органов равновесия, координации движений, что проявляется в определении положения тела в пространстве, направлении и скорости его передвижения, степени ускорения и замедления, в согласовании движений.

Осязательные  и органические ощущения: Осязательные ощущения в совокупности с мышечно-двигательными участвуют в формировании восприятия пространственных отношений предметов, их формы, величины, веса, твердости, упругости, что очень важно при работе на спортивных снарядах, с мячом и т. д. Из осязательных ощущений, играющих большую роль в технической подготовке спортсменов, следует выделить:

а)   ощущения прикосновения   (в спортивной борьбе при определении замыслов и намерений соперника; при определении скорости   и   направления   передвижения яхтсмена;  при ориентировке в пространстве прыгунов в воду, прыгунов с трамплина на лыжах и т. п.); б)   ощущения   давления,   которые   помогают определить силу хвата в тяжелой атлетике, гимнастике, прыжках с шестом и т. п.; в)   ощущения вибрации, которые помогают «слить» свои движения со спортивным снарядом  (в гимнастике) или средством передвижения (велосипедом, мотоциклом).

Большую роль в выполнении физических упражнений играют зрительные и слуховые ощущения. Особенности восприятия при выполнении физических упражнений. В восприятии движений при выполнении спортивного действия, технического приема отражаются различные их особенности и свойства, такие как характер, форма, амплитуда, направление, усилие, продолжительность, скорость и ускорение, положение тела и его отдельных частей.

В восприятии времени при выполнении физических упражнений большое значение имеют длительность, скорость, последовательность, темп и ритм движений. В нем участвуют различные анализаторные системы. Отражением сложных форм временных отношений движений спортсмена являются восприятия темпа и ритма.

В основе восприятия темпа лежит последовательная смена мышечно-двигательных ощущений, так как темп характеризует быстроту, с которой сменяется одно движение другим. От темпа действий во многом зависит интенсивность физических упражнений и их координационная структура. В основе восприятия ритма лежит определенное чередование действий, движений, их размеренность. Ритм имеет исключительно важное значение в технической подготовке спортсменов, так как позволяет установить правильное чередование движений и их элементов. Специализированные восприятия формируются в результате развития в процессе занятий конкретным видом спорта специфических качеств ощущений, восприятий, внимания и т. п. В основе специализированных восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторные системы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные, слуховые ощущения и восприятия. В спортивной практике имеют место такие специализированные восприятия, как «чувство времени», «чувство дистанции», «чувство мяча», «чувство воды» и т. п.

Особенности внимания  и памяти  при выполнении физических упражнений. Очень большую роль в технической подготовке спортсменов   играет внимание. Оно выполняет организующую, координирующую,   контролирующую, регулирующую и стимулирующую, функции. Так,   сосредоточение   внимания   проявляется в способности спортсмена направлять свое сознание на выполнение физического упражнения, отвлекаясь от восприятия всего остального. Объем  внимания  имеет большое значение   при   выполнении сложных технических приемов, требующих тщательного контроля за многими элементами движения или действия.    Распределение    внимания    особенно   важно   при выполнении технических приемов в сложной и быстро меняющейся  обстановке   (спортивные единоборства, игры).   Переключение  внимания   помогает быстро и точно переходить от одних действий и движений к другим. Если распределение внимания   обеспечивает   комплексность   действий,   то  переключение — точность и своевременность их последовательности и очередности. Большое   значение   для   эффективного   выполнения   технических приемов имеет устойчивость  внимания.   Важную роль в технической подготовке спортсменов играет осознанное запоминание изучаемых движений, а это невозможно без развития двигательной памяти, основу которой составляют мышечно-двигательные образы заученных движений и особенности логических компонентов движений (характерных для данного технического приема пространственных и временных отношений, взаимосвязанности отдельных элементов движения или действия и т. п.).

 

12. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов, структура тактического действия. Тактическое мышление и его характеристика (наглядно-образный характер, действенный, ситуационный, гибкость мышления, целеустремлённость, быстрота, самостоятельность, глубина, критичность). Методы совершенствования тактического мышления. Интуицияи антиципацияв спортивной деятельности.

Практические задачи решаются посредством не только технических приемов, но и многообразных приемов психологического воздействия на противника. Это может выражаться в маскировке своих возможностей, намерений, в демонстрации своей уверенности и готовности к состязанию еще до его начала (например, во время разминки), имитационных и мимических приемов во время состязания, создающих обманчивые представления о намечаемых действиях.

Тактические действия в спорте представляют собой комплексную деятельность спортсмена, которая требует перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, знаний, умений и навыков. Они являются результатом творческой мыслительной деятельности, связанной с оптимальным использованием физических качеств, технических умений, навыков и проявления психических способностей (познавательных, эмоционально-волевых, психомоторных).

Структуру тактического действия составляют: 1) восприятие спортивной ситуации; 2) умственное решение тактической задачи; 3) психомоторная реализация тактической задачи.

Восприятие  спортивной ситуации представляет собой   первичную   фазу тактического действия. От того, насколько

полную и точную информацию получил спортсмен, зависит дальнейший ход его тактических действий. В этой фазе большое значение имеет интенсивность и устойчивость внимания, во многом определяющие пространственные восприятия спортсмена (такие, как объем поля зрения, точность глазомера и др.), восприятие времени, осязание и т. п.

Умственное  решение тактической задачи предполагает следующее. На основе непрерывного восприятия действий соперников и партнеров спортсмен в сжатой форме оценивает сложившуюся ситуацию и принимает решение. Решение принимается не только на основе мыслительных операций, анализа, синтеза и умозаключения, но и на основе разгадывания замыслов противника, т. е. предвидения его действий и прогнозирования последующих событий. В этой фазе основную роль играет мышление спортсмена, но определенное значение имеют и память, и творческое воображение.             

Психомоторная реализация тактической задач и осуществляется в виде движений. В этой фазе большое значение   имеют   сенсомоторная   координация,   быстрота и точность действий.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"