Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:02, контрольная работа
1. Педагогическая деятельность тренера ( учителя) ФК. Структура педагогической деятельности. Постановка це-лей и задач воспитания в проведении занятий ФКиС.
Педагогическая деятельность – это деятельность передачи накопленных человеком культуры и опыта, который создаёт условия для личностного развития и социального опыта. Пед. деятельность и её содержание зависит от целей, задач и строится на основе общих психологических закономерностей.
При всех условиях важно, чтобы уровень эмоционального возбуждения был оптимальным, т. е. соответствующим особенностям деятельности в каждом виде спорта, масштабам и престижному уровню предстоящего соревнования, наконец, — индивидуальным (психологическим и типологическим) особенностям личности спортсмена.
4) Высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних влияний.
5) Способность управлять своими действиями, мыслями, чувствами, поведением выступает в синдроме состояния психической готовности к соревнованию не только как его признак, но и как индикатор. И предсоревновательный период, и весь процесс соревновательной борьбы бесконечно изменчивы. Поэтому спортсмен всегда стоит перед необходимостью ориентироваться в обстановке, предвидеть ход событий, принимать целесообразные решения, регулировать в соответствии с этим свои действия, управлять своими эмоциями, корригировать свое состояние, противостоять сбивающим факторам, управлять своим поведением в соответствии с морально-этическими нормами, существующими в советском спорте.
Средства воспитания готовности:
1. Беседы, лекции,
направленные на
2. Беседы с другими
людьми в присутствии
3. Гетеротренинг, или сеанс обучения аутогенной тренировке. В состоянии расслабления, суженного сознания спортсмены изучают, повторяют специально разработанные формулировки внушений — самовнушений.
4. Внушенный отдых. Спортсмену внушается глубокий покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести расслабленного тела и тепла в мышцах.
5. Внушенный сон (гипноз)
6. Аутотренинг. Этот
метод представляет собой
7. Размышления, рассуждения. Это основные способы перевода внушений и самовнушений в самоубеждения.
Комплексное использование
рассмотренных методов совершен
Управление состоянием и поведением в условиях соревнования:
Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно рассмотреть с позиций широкого термина «управление». Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называются с секундированием. Для этого проводится сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении. Однако в условиях соревнований его нередко проводят в массажной, в углу зала либо просто на земле. Чтобы сгладить неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки, включают магнитофонную запись шума горного ручья, дождя, под которую до этого проводились сеансы гипноза: 1) Спортсмен лежит на спине, руки вытянуты вдоль туловища. При ярком освещении глаза надо закрыть полотенцем. Психолог или тренер начинает сеанс с разглаживания складок лба. Последовательно расслабляются мышцы лица, рук, ног. Формулировки расслабления мышц шеи и затылка, плеч и спины завершаются словами: «Совершенно свободно, легко лежит голова». 2) Если после релаксации до старта остается еще 10—12 мин, спортсмену предлагается ранее избранный им вариант сюжетного представления примерно в следующей форме: «Представь себе ситуацию, в которой тебе всегда хорошо, уютно и спокойно. Привычное, приятное окружение: вокруг тебя люди, с которыми тебе всегда приятно общаться, которые относятся к тебе доброжелательно, участливо, ласково. 3) На фоне сниженной психической активности примерно за 5—8 мин до старта внушаются спокойствие и уверенность в себе. Примерное содержание этих внушений следующее: «Спокойная уверенность. Спокойная боевая уверенность. Ты знаешь о своей отличной подготовленности. Ты проделал огромную подготовительную работу. Заложена новая мощная база для скачка твоих двигательных и функциональных возможностей. Все было выполнено качественно и своевременно 4) Вслед за внушениями спокойной уверенности следует напоминание о характере поведения при выходе на старт и на старте: «Выходи легкой, раскованной, свободной походкой, твердо ставь ногу, во время ходьбы при проносе ноги вперед расслабляй мышцы бедра, разверни плечи, расслабь руки. Улыбайся. Реагируя па зрителей, поднимай руки вверх, отвечай на приветствия. 5) Уже к этому моменту психическая активность спортсмена начинает повышаться. Последующие внушения преследуют цель поднять боевой дух: «На старте ты будешь чувствовать мощный прилив сил и энергии
6) Далее следует напоминание о содержании деятельности непосредственно на старте и в процессе выполнения упражнения: «Хорошая сосредоточенность на старте. Мгновенная реакция на стартовый сигнал. Мощный старт. Не забудь: путь от места участников до старта — это путь воодушевления, торжества твоей силы и непоколебимой уверенности в себе».
7) Формула выхода на старт зависит от состояния спортсмена: «Встань спокойно, расслабленно иди на старт» либо: «А теперь— вой, пора на старт». Может быть проведена словесная мобилизация с внушением прохлады, озноба.
В зависимости от состояния спортсмена и его пожеланий могут использоваться специальные мобилизирующие упражнения, например «Прыжок». Спортсмен садится, локти на колени, голова опущена. Тренер (или психолог) говорит: «Сейчас я буду считать от одного до двадцати с нарастанием темпа до скороговорки и усилением интонации.
17. Лидерство и лидер. Основные характеристики лидера. Лидерство в спортивной группе. Стили лидерства.
Лидерство – результат взаимодействия между конкретными личностями и ситуацией. Поскольку для проявления каждой ситуацией требуется особые способности и умения. Лидер – это не официальный руководитель, тот кто принимает на себя ответственность за решение групповой задачи в сложных, нередко рискованных ситуациях.
Организации деятельности членов спортивной команды служат руководство и лидерство. Процессы руководства и лидерства, их соотношение, особенности руководителей и лидеров весьма значимы для успешной деятельности спортивной команды и уровня ее сформированности как коллектива.
Феномен руководства, как это принято понимать в социальной психологии, связан с внешней формальной структурой управления командой. Официальными руководителями команды являются тренер, капитан, комсорг. В управлении командой им принадлежит решающая роль. Феномен лидерства связан с внутренней структурой неофициального влияния на управление командой кого-либо из ее членов. Обычно лидеров не назначают, такие роли не предусмотрены функциональной дифференцировкой членов команды по исполняемым ими «обязанностям». Лидеры выделяются стихийно по деловым и личностным особенностям. Спортсменов-лидеров команды условно подразделяют на деловых (инструментальных), непосредственно влияющих на спортивную деятельность команды, эмоциональных, создающих настроение в команде, располагающих к откровенности, организующих досуг. В некоторых случаях возможно появление негативных лидеров, отрицательно влияющих на членов команды, дезорганизующих ее деятельность, иногда даже претендующих на функции официальных руководителей. Между руководством и лидерством имеются определенные различия. Руководство как официальная инстанция является средством регулирования, главным образом официальных, деловых отношений между членами команды. Оно принимает ответственные решения, располагает системой определенных официальных санкций, вытекающих из статуса руководителя, функционирует в системе широких социальных (как официальных, так и неофициальных) контактов, выходящих за пределы команды, обеспечивая благоприятные условия для ее деятельности. Лидерство является средством регулирования отношений спортсменов, носящих неофициальный характер. Лидеры не располагают формальными правами принимать ответственные решения и системой официальных санкций. Их влияние в основном ограничивается сферой деятельности внутри самой команды.
Лидеры являются примером для других и этим стимулируют, организуют деятельность ведомых. Однако лидером может стать только тот спортсмен, который к этому сам стремится, сам берет на себя инициативу действий. В спорте лидерами называют тех спортсменов, которые показывают наилучшие результаты.
Деловым лидером является спортсмен, обладающий высокой технической, тактической и физической подготовленностью, специальными знаниями и информацией, умеющий в напряженный и опасный момент повлиять на других спортсменов, принять на себя ответственность за ход соревновательных событий. Наряду со спортивными достоинствами лидер обладает и такими личностными качествами, как самостоятельность, инициативность, решительность, смелость, уверенность в своих силах и т.п.
Деловыми лидерами часто являются спортсмены, играющие ведущие функциональные роли в команде. В гандболе, например, это «разыгрывающий» игрок, т. е. выполняющий функции делового лидера нападения; кто-то из игроков может стать деловым лидером защиты.
Эмоциональные лидеры — это спортсмены, которые являются организаторами досуга и свободного общения, создателями положительного психологического климата в команде.
Игровая и вне игровая деятельность в спортивной команде-коллективе могут быть связаны более или менее тесно и соответственно оказывать друг на друга большее или меньшее влияние. Однако деловой и эмоциональный лидеры команды, как правило, являются разными лицами..
Негативные лидеры — спортсмены, способные оказывать отрицательное влияние на других членов команды. Они могут противопоставлять себя тренеру, капитану, комсоргу команды. Некоторые спортсмены группируются вокруг негативных лидеров. Их влияние может обнаруживаться в деловой сфере и в сфере свободного общения. Негативное лидерство может явиться следствием слабости формального руководства, неверных действий тренера или капитана, наличия в команде сильной, претендующей на руководство личности и др.
Стиль руководства командой. Под стилем руководства подразумевается сочетание способов и приемов, с помощью которых тренер
осуществляет управление спортсменами, в частности в учебно-тренировочном процессе. В социальной психологии принято выделять автократический, демократический и либеральный стили руководства. Автократическое руководство строится на принятии тренером единоличных решений, основанных на его опыте, почти без учета мнения членов команды. Тренер не стремится к широкому обсуждению планов, программ работы, поручений, он сообщает спортсменам минимум информации, не прислушивается к мнению группы, считает, что члены ее должны лишь исполнять его замыслы. Такой тренер не терпит возражений, любит «железную» дисциплину и беспрекословное послушание. Предпочитает прямые методы воздействия: пунктуальные инструкции, приказы, команды, порицания, требования, высказанные в категорическом или ироническом тоне и 4 т. п. Отношения тренера со спортсменами построены на подавлении их • инициативы и самостоятельности, подлинное взаимопонимание между ними отсутствует.
Автократический стиль руководства в работе с учащимися подросткового и юношеского возраста в процессе обучения оценивается как недостаточно эффективный. Демократический стиль руководства предполагает, что к разработке планов и принятию решений широко привлекаются члены I команды, достаточно полно используются коллективные формы обсуждения, согласования и сотрудничества. Тренер предпочитает 1 косвенные приемы воздействия: совет, предложение, беседу в доброжелательном тоне и т. п. Отношения тренера со спортсменами основываются на уважении, доверии, взаимопонимании. При демократическом стиле создаются благоприятные условия для проявления самостоятельности спортсменов, их удовлетворенности деятельностью, развития различных форм самоуправления в команде Но при этом тренер никогда не идет на поводу у спортсменов.
Демократический стиль руководства эффективен для тренеров ДЮСШ, работающих с подростками и юношами.
Либеральный стиль руководства характеризуется незначительным вмешательством тренера в деятельность команды. Спортсмены во многом предоставлены сами себе, тренер больше присутствует, • чем действует, допускает свободу выбора упражнений, нагрузок. Он не занимает ведущей позиции во взаимоотношениях с занимающимися. Его порицания, похвала, предложения часто имеют формальное значение. При данном стиле руководства вряд ли можно добиться высоких результатов в управлении и сплочении команды, в ее практической спортивной деятельности.
В тренерской практике могут
встречаться как отчетливо
18. Социально – психологические особенности спортивной группы и их учёт в деятельности тренера. Социально – психологический климат. Виды общения в спорте. Методики измерения взаимоотношений в системах “тренер-спортсмен”, “спортсмен – спортсмен”.
Общее понятие о спортивных группах. Наиболее общим в социальной психологии является понятие группы. Под ним подразумевается любая совокупность людей, любое их объединение, составляющее элемент социальной структуры общества. Одну из разновидностей групп составляют спортивные группы, в которых объединены люди, занимающиеся физической культурой и спортом. Спортивные группы занимают большое место в жизни советского общества. В них вовлечены миллионы советских людей различных возрастов, сдающих нормы нового комплекса ГТО, занимающихся % физической культурой в группах здоровья, совершенствующих свое к мастерство в спортивных секциях и командах ДСО, ДЮСШ, школах, вузах, достигающих спортивных вершин и спортивной славы. Своеобразную спортивную группу представляют специализированные спортивные классы. Большая часть социально-психологических феноменов в сфере физического воспитания и спорта связана с жизнью и деятельностью спортивных групп. Спортивные группы, как и все другие, представляют собой промежуточное звено в системе «личность-общество». Они составляют микросреду спортсмена.