Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:02, контрольная работа
1. Педагогическая деятельность тренера ( учителя) ФК. Структура педагогической деятельности. Постановка це-лей и задач воспитания в проведении занятий ФКиС.
Педагогическая деятельность – это деятельность передачи накопленных человеком культуры и опыта, который создаёт условия для личностного развития и социального опыта. Пед. деятельность и её содержание зависит от целей, задач и строится на основе общих психологических закономерностей.
Мотивы СД можно выделить в следующие подгруппы: 1) занимаясь спортом потому что стремлюсь к совершенству. 2) занимаюсь спортом к сомоутверждению и к самовыражению. 3) социально устойчивые мотивы т.е.занимаюсь спортом 4) удовлетворение материальной активности 5) устойчивые и ситуационные мотивы
Все указанные мотивы отражают внутренние побуждения спортсменов, но все они имеют непосредственно девственный стимул быть сильным и заниматься спортом. Существуют различия между спортсменов спортсменок, для 1-х сильнее выражена материальное благополучие, максимально развить двигательные качества, у 2-х доминируют желание достичь красивого телосложения, сформировать фигуру.
Мотивы СД динамичны и сменяют друг друга на разных этапах спортивного мастерства. Три этапа СМ: 1. начальная стадия, мотивы диффузны, расплывчивы, неопределенны, часто выбирают под влиянием близости базы. 2. стадия специализация, характерна устойчивым интересом, благодаря сформированным навыкам и умении благодаря умениям. 3. стадия спортивного мастерства, мотивы поддержать и развить свое спортивное достижение, обогащать технику, вносить свой оригинальный стиль. Завершение активного участия в спорте.
С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия наличность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.
Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.
К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, «участниками педагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.
Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.
Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых.
15. Психологические основы отбора в спорте. Основные методологические принципы. Этапы системы психологического отбора.
Основу спорта составляют три элемента: отбор, тренировка и соревнования. Именно через них проявляется функционирование и развитие всей сферы спорта в целом, а также отдельных спортивных организаций, команд и спортсменов.
Необходимость спортивного отбора обусловлена тем, что, во-первых, период активной спортивной жизни человека невелик, он не превышает в среднем 5—10 лет; во-вторых, индивидуальные особенности психики (психические функции, психомоторика, особенности личности и т. п.) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки. Цель ее — выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.
Отбор — проблема комплексная, социальная, экономическая, медицинская, педагогическая, этическая и т. п. Для спортивного отбора он является центральным, поскольку без оценки мотивов, способностей и других особенностей психики не может быть достигнуто соответствие между реальной спортивной деятельностью и индивидуально-психологическими качествами человека, которое обеспечивает высокую эффективность, надежность и устойчивость спортивной деятельности.
Исследования советских психологов позволили сформулировать основные методологические принципы психологического отбора в спорте.
1. Главным является принцип системности. Он требует совместной разработки процедуры отбора, изучения психических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования результатов тренировок и спортивных достижений.
2. Большое
значение имеет принцип
3. Проведение психологического отбора должно базироваться на принципе комплексности. Это означает, что отбор в спорте— проблема многоплановая: социальная, педагогическая, медицинская, экономическая, наконец, психологическая. 4. Очень важным является принцип пролонгированного, динамического отбора. Согласно этому принципу отбор в спорте должен представлять собой непрерывный процесс изучения и диагностики, важных для спортивной деятельности психических свойств и качеств личности.
5. Принцип педагогической ценности отбора означает, что результаты психодиагностического обследования спортсменов должны использоваться не только для отбора наиболее одаренных спортсменов, но и для управления тренировочным процессом и улучшения условий проведения соревнований.
6. Одним
из наиболее существенных
7. Принцип гуманизма отбора означает, что отбор должен защищать спортсмена от непосильных для его психики нагрузок и разочарований, связанных с неправильным выбором вида спорта или спортивной специализации.
8. Принцип актуальности указывает на тот факт, что разработка системы психологического отбора является необходимой и целесообразной потому, что соревновательные достижения спортсменов существенно зависят от их способностей и индивидуальных качеств психики.
9. Принцип практической полезности требует, чтобы мероприятия по психологическому отбору были рентабельными по материальным затратам на оборудование и подготовку кадров, обоснованными по частоте и продолжительности обследований и оперативными в выдаче психодиагностических заключений.
Система психологического отбора включает в себя четыре этапа: формирование целевых признаков, выбор прогностических признаков, построение модели отбора и практика спортивного отбора.
Формирование целевых признаков. При отборе спортсменов в качестве целевых выступают признаки успешности спортивной деятельности. В ряде случаев в качестве целевых признаков могут быть использованы оценки мастерства спортсменов по какой-либо из квалификационных систем: Единой всесоюзной спортивной классификации, Международной спортивной квалификационной системе. Помимо объективных критериев в качестве целевых признаков могут быть использованы также экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсменов.
Выбор прогностических признаков. К прогностическим относятся признаки, которые используются для прогноза будущих значений целевых признаков. В спортивной психодиагностике в этом качестве выступают результаты психодиагностического обследования спортсменов. Именно по ним надо уметь предсказать спортивную квалификацию, уровень достижений, соревновательную устойчивость и другие, актуальные для отбора целевые характеристики спортсмена. Сложность заключается в том, что достижение высоких спортивных результатов в разных видах спорта и на разных ступенях спортивного мастерства зависит от различных психофизиологических особенностей спортсменов. Поэтому в каждом конкретном случае возникает вспомогательная задача - поиск информативных для прогноза признаков.
Построение модели отбора. Успешность спортивной деятельности нельзя надежно предсказать только по одному какому-нибудь прогностическому признаку. Достижение высоких результатов в любом виде спорта зависит одновременно от многих психологических характеристик спортсмена. Причем они отличаются определенной самостоятельностью и, более того, специально подбираются таким образом, чтобы отразить разносторонний противоречивый характер требований спортивной деятельности к психическим качествам спортсмена.
Практика спортивного отбора. Последним этапом является собственно проведение спортивного отбора. Он осуществляется с помощью тестов, показатели которых вошли в интегральную оценку психологической пригодности спортсмена. В зависимости от конкретных условий и используемых тестов форма психологического обследования может быть индивидуальной или групповой. Чаще всего на начальных этапах спортивного мастерства используются групповые, а на высших — индивидуальные формы обследования. При проведении обследований должны быть соблюдены два непременных условия: мотивированность и стандартность.
16. Психологическая подготовка спортсменов к соревновательной деятельности. Компоненты готовности спортсмена к соревнованиям. Средства воспитания готовности к СД. Управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнованиях.
Термин спортивное соревнование достаточно понятен большинству людей, как обозначающий явление с характерными признаками. Спортивное соревнование служит предметом спортивной психологии как психическое явление, обладающее характерными свойствами, многогранными процессами и специфическими состояниями.
Спортивные соревнования являются одной из главных сторон спортивной деятельности. Развитие физических качеств, освоение техники и тактики избранного вида спорта, материально-техническое обеспечение и многие другие факторы подготовки спортсмена, в конечном счете, находят свое выражение в соревновательном результате. При этом соревнования не только подводят итог предшествовавшей подготовки, но и сами служат весьма действенным средством психического развития спортсмена.
Спортивные соревнования существеннейшим образом влияют на развитие мотивации спортсмена. Призы, спортивные звания, реализация тренировочных усилий, самоутверждение и другие стимулы влияют на формирование и динамику личности.
Выработка правильной реакции на успехи и неудачи — одна из главных задач формирования личности, решаемых в соревновательной деятельности.
Спортивные соревнования
являются одной из
Спортивные состязания являются итогом определенного периода подготовки, выбранной методики и стратегии, проверкой различного вида новшеств, включая психологические. Одновременно они позволяют наметить перспективы и целесообразность дальнейшей работы. Следует выделить и особый волевой фактор психологии спортивного соревнования. Проявленная воля к победе, позволяющая добиваться желаемого результата (победы над определенным соперником, завоевания чемпионского титула, превышение личного достижения), порой служит главным итогом, влияющим на оценку и самооценку спортсмена. Недаром на многих соревнованиях учреждаются специальные призы «За волю к победе», и эти призы не всегда достаются победителям.
Компоненты готовности спортсмена к соревнованиям.
1) В синдроме состояния психической готовности трезвая уверенность в своих силах служит для спортсмена своеобразным залогом успешного выступления в соревновании. Она возникает и формируется на основании реальных расчетов соотношения возможностей спортсмена и предполагаемых условий будущего соревнования (прежде всего состава и особенностей противников). Такими опорами служат знания спортсменов об уровне собственной Технической, физической подготовленности к участию в соревновании, владение приемами саморегуляции своих действий и состояний в экстремальных условиях соревнования.
2) Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу обозначает проявляющуюся в реальных действиях целеустремленность спортсмена, направленную на бескомпромиссное ведение от начала до конца — до самого последнего мгновения — соревновательной борьбы за достижение намеченного и даже еще лучшего результата. И не только с равными, но и с более сильными противниками. Такое стремление в пред соревновательном и предстартовом периодах субъективно выражается у спортсменов в желании соревноваться, в ходе же соревнования — в избираемых ими действиях, адекватных складывающейся обстановке борьбы. Очень точно это выражает фраза одной из наших ведущих спортсменок: «Она с тонким расчетом, вдохновенно провела свой бег и установила новый мировой рекорд».
3) Оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Во всех случаях, однако, он характеризует уровень психической напряженности спортсмена, обусловленный адекватным или неадекватным предвидением напряженности ожидаемой борьбы в ходе соревнования. Уровень психической напряженности зависит также и от других факторов — значимости и мотивации выступления в соревновании, индивидуально-психологических и типологических особенностей личности спортсмена и др.