Контрольная работа по "Психология и педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Многочисленные исследования показывают, что люди имеют различные психические характеристики в зависимости от особенностей центральной нервной системы. Аналогичные зависимости, также статистического характера, установлены между анатомо-физиологическими особенностями человека и его психическими проявлениями.
Приведем несколько примеров. Больные подагрой очень работоспособны, успешны в умственной деятельности.

Содержание работы

1. Морфологические особенности тела индивида и психика (теории Кремчера и Шелдона
2. Особенности формирования характера. Акцентуации характера
3. Социальные свойства и качества человека
4. Характеристика основных направлений воспитания
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГВУЗ «ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ  И ПЕДАГОГИКА»

Вариант №16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь, 2013

Содержание

  1. Морфологические особенности тела индивида и психика (теории Кремчера и Шелдона

2. Особенности формирования характера. Акцентуации характера

3. Социальные свойства и качества человека

4. Характеристика основных направлений воспитания

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Морфологические особенности тела  индивида и психика (теории  Кремчера и Шелдона

1. Психика и строение организма

 

 Многочисленные  исследования показывают, что люди имеют различные психические  характеристики в зависимости от особенностей центральной нервной системы. Аналогичные зависимости, также статистического характера, установлены между анатомо-физиологическими особенностями человека и его психическими проявлениями. 
   Приведем несколько примеров. Больные подагрой очень работоспособны, успешны в умственной деятельности. Причиной этого является повышенный уровень мочевой кислоты в крови; с одной стороны, ее кристаллы откладываются в суставах, но, с другой стороны, она резко стимулирует умственную активность. Существует теория, согласно которой ископаемые обезьяны при мутации утратили фермент, расщепляющий мочевую кислоту, и за счет этого получили огромный толчок в развитии мозга. 
          Больные туберкулезом, вопреки их часто безнадежному состоянию, отличаются хорошим настроением вплоть до эйфории. Причина в том, что продукты жизнедеятельности туберкулезной бациллы, разрушая организм, одновременно действуют на него как алкоголь. 
             При некоторых заболеваниях печени желчь поступает в кровь, и это приводит к изменениям не только физического, но и психического состояния (депрессия, апатия, снижение интеллектуальных функций), чем и объясняется понятие «желчный характер». 
     Таких соответствий было подмечено много. Это позволило сформулировать связь между морфологическими особенностями тела индивида и его психикой. 
            Попытки классифицировать человека по строению тела, особенностям поведения, либо предрасположенности к тем или иным заболеваниям восходит к глубокой древности. Гиппократ впервые связал особенности телосложения людей с их предрасположенностью к определенным заболеваниям. На основе эмпирических сопоставлений он показал, что люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же высокие и худые - к туберкулезу. 
               В настоящее время насчитывается более ста классификаций конституции человека, основанных на различных признаках. 
           Немецкий психопатолог Э. Кречмер (1888-1964) был убежден, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Он предложил разделять людей по телосложению на три типа: 
  • Астеник (греч. - слабый) отличается слабым ростом «в толщину» при большем росте «в длину»; худой, тонкий, с бедной соками и кровью кожей, узкими плечами, длинной и плоской грудной клеткой. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, вытянутое лицо, длинный тонкий нос. 
  Нижние конечности длинные и худые. Астенические женщины напоминают астеников-мужчин, но они не только худощавы, но и малорослы. Бросается в глаза их преждевременное старение. 
  • Пикник (греч. - толстый, плотный) - среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем, круглой головой на короткой шее, с мелким широким лицом. Обнаруживает тенденцию к ожирению. 
  • Атлетик - (греч. - борьба, схватка) имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости. 
  Сравнительная характеристика различных типов по Кремчеру приведена в табл. 1.

 

 

Таблица 1. Типология Кремчера

  

Предельно выраженные типы, соответствующие  этой таблице, встречаются редко; в  реальной жизни в каждом человеке присутствует сочетание трех типов, черты которых оцениваются по 7-балльной шкале (например, 14-7). 
   Научные основы соматотипирования разработал профессор Гарвардского университета Уильям Шелдон (1898-1977). Шелдон выделяет три типа телосложения: эндоморф, мезоморф и эктоморф, которые можно связать с типологией Кречмера. 
   Чистый эндоморф (по табл. 7-1-1) характеризуется шарообразными формами, насколько это вообще возможно для человека. У такого индивидуума круглая голова, большой живот, слабые, вялые руки и ноги, с большим количеством жира на плечах и бедрах, но тонкие запястья и лодыжки. При длительном голодании он становится, по выражении Шелдона, просто изголодавшимся эндоморфом, но не приближается по баллам ни к эктоморфу, ни к мезоморфу. Этой конституции большой степени сопутствует избыточное жироотложение. 
  Чистый мезоморф (по табл. 1-7-1) - это классический Геркулес с преобладанием костей и мышц. У него массивная кубическая голова, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги. Количество подкожного жира минимально, профильные размеры невелики. 
   Чистый эктоморф (по табл. 1-1-7) - это долговязый человек. У него худое, вытянутое лицо, сдвинутый назад подбородок, высокий лоб, узкая грудная клетка и живот, узкое сердце, тонкие и длинные руки и ноги. Подкожный жировой слой почти отсутствует, мускулатура не развита. Явному эктоморфу совершенно не грозит ожирение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности формирования характера.  Акцентуации характера

Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -- её содержание. Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые.

Характер -- это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно разделить на несколько групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни. В каждую группу входят позитивные и негативные качества.

Формирование  характера

С точки зрения современной  психологии характер является развивающейся  функционально целесообразной структурой, участвующей в процессах адаптации  индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. В связи с этим в психологии обсуждаются две проблемы: 1) наследственность и приобретенность черт характера; 2) временные рамки формирования характера.

1. Большинство психологов  склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в наследственных признаках, так и в особенностях средовых воздействий. Здесь степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной. Генотипические и средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы (развитие психопатии). При благоприятном средовом факторе, даже в случае генотипической предрасположенности к психическому заболеванию, патология характера (психопатия) может и не развиться.

2. Вторая проблема -- это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные -эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица).

В дошкольном возрасте в  играх и в процессе простейшего  домашнего труда у детей формируются деловые качества: положительные - трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость, и отрицательные - лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые.

Черты характера, проявляющиеся в отношениях с  людьми, в общении, которые начали формироваться ещё в младенчестве, оформляются и ярко выражены уже в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми людьми (школьными друзьями и учителями).

Волевые черты  характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте.

Нравственные  и моральные качества характера активно развиваются в ранней юности.

К окончанию школы (к 18 годам) характер фактически сформирован.

Характер влияет практически  на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные  состояния личности. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

Акцентуации характера

Понятие ``акцентуация'' впервые  ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.

Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Акцентуация -- это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии -- психопатии.

Известный советский  психиатр П. Б. Ганнушкин сформулировал три критерия психопатии:

1. Стабильность во времени. Характер можно считать патологическим, то есть расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни).

2. Тотальность проявления характера. При психопатии одни и те же черты характера обнаруживаются во всех сферах жизнедеятельности человека: в производственной деятельности, дома, в общении с друзьями и родственниками и т. д.

3. Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди.

В случае акцентуаций  характера может не быть ни одного из перечисленных признаков психопатии или, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу.

Отсутствие  первого признака выражается в том, что акцентуация характера проявляется только на отдельных этапах развития личности. Чаще всего она формируется в подростковом возрасте, а при взрослении сглаживается.

Отсутствие  второго признака означает, что черты акцентуированного характера проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. При этом следует отметить, что избирательная уязвимость черт характера в отношении определенного рода воздействий очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью этой черты к другим воздействиям.

Социальная  дезадаптация при акцентуации либо не наступает вовсе, либо может носить временный, непродолжительный характер. Затруднения адаптации личности в некоторых специфических ситуациях при определенной акцентуации характера могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

Виды акцентуаций  характера

В зависимости от степени  выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации. Явные акцентуации проявляются относительно постоянно, при скрытых акцентуациях заостренные черты характера не обнаруживаются до тех пор, пока личность не попадает в экстремальные условия. В этих условиях скрытые акцентуации переходят в явные. В крайне неблагоприятных для личности условиях акцентуация характера может привести к патологическим изменениям личности -- психопатии.

На основе данной теории акцентуации характера были созданы  разные классификации. Наибольшую известность  получили классификации К. Леонгарда и А. Е. Личко.

Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду)

Демонстративный тип. Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Большая доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Педантичный тип. Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать такой человек долго и тщательно все обдумывает. За внешней педантичностью стоят нежелание быстрых перемен и неспособность к ним, отсутствие стремления к принятию ответственности. Эти люди любят привычную работу, добросовестны в быту.

Застревающий  тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют представителей этого типа как обидчивых, злопамятных и мстительных людей. Длительность переживаний часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику.

Возбудимый  тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от рационального осмысления своих поступков, а то порыва, влечения, инстинкта или неконтролируемого побуждения. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость.

Гипертимический тип. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Для гипертимов характерны такие качества, как общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь. Трудности часто преодолеваются без особого труда.

Информация о работе Контрольная работа по "Психология и педагогика"