Контрольная работа по "Психология и педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Многочисленные исследования показывают, что люди имеют различные психические характеристики в зависимости от особенностей центральной нервной системы. Аналогичные зависимости, также статистического характера, установлены между анатомо-физиологическими особенностями человека и его психическими проявлениями.
Приведем несколько примеров. Больные подагрой очень работоспособны, успешны в умственной деятельности.

Содержание работы

1. Морфологические особенности тела индивида и психика (теории Кремчера и Шелдона
2. Особенности формирования характера. Акцентуации характера
3. Социальные свойства и качества человека
4. Характеристика основных направлений воспитания
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Дистимический тип. Дистимическая личность -- противоположность гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность.

Аффективно-лабильный  тип (циклотимический тип). Важной особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе у циклотимов радостные события вызывают не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную активность. В дистимической фазе печальные события вызывают у них не только огорчение, но и состояние подавленности. В этом состоянии характерны замедленность реакций, мышления, эмоционального отклика.

Аффективно-экзальтированный тип (экзальтированный тип). Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость (как принято говорить, ``глаза на мокром месте'').

Экстравертированный тип. Такой человек легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Характерная особенность - импульсивность поступков.

Интровертированный  тип. Для этого типа характерна опора на свой жизненный опыт. Этот тип не подвержен влиянию различных ситуаций. Степень погружения во внутренний мир приводит человека к отрыву от реальной действительности. Характерна подчеркнутая склонность к раздумьям и слабая готовность к поступкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальные  свойства и качества человека

 

   Как известно индивид развивается  в процессе активного взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также известно, что не любая  среда превращает индивида в личность. По отношению к человеку среда  может быть природной и социальной. В природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в социальной - психическое. Поэтому развитие личности в психологии рассматривается как процесс ее социализации. 
   Социализация - это процесс превращения индивида в личность под влиянием усвоения общественно-исторического опыта и приобретения социально ценных психических свойств и форм поведения, обеспечивающих нормальною жизнь человека в обществе. Под влиянием социализации индивид становится не только разумным, но и одухотворенным существом, осознающим свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества. 
   Социализация осуществляется в результате воздействия на индивида двух факторов: общества и культуры. Общество представляет собой различного рода объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей. Культура является отражением материальной и духовной жизни общества. Она определяет уклад жизни людей, отношения людей в процессе производства, социальные формы организации общества, религиозные взгляды, обычаи, нравы, традиции, межличностные отношения, язык и другие средства передачи общественного опыта. Причем, оба фактора воздействуют на индивида совместно, определяя его умственное и духовное развитие. 
   Все психические свойства, возникшие у индивида под влиянием этих факторов, обозначаются в психологии термином “экзопсихика”. В структуре экзопсихики можно выделить два образования: психические свойства, в которых проявляется отношение к другим людям, и психические явления, на основе которых существует духовный мир личности, ее взгляды, верования, убеждения и идеалы, в которых выражается ее миропонимание, ее место и предназначение в жизни. 
   Психические свойства, в которых проявляется отношение личности к другим людям и к самой себе, формируются на основе полисубъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют совместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впервые возникают и функционируют человеческие способности, обеспечивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе. 
   Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества заключается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом личности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, передавая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельности. Такие люди является духовными наставниками подрастающего поколения, под их влиянием формируется духовный облик молодого человека. 
   Духовность есть сверхчувственное социальное качество, возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и культурных ценностей, существующих в обществе. Духовное начало заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и которые определяют и регулируют как жизнь всего общества, так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей являются талантливые и высоконравственные личности, которые обладают даром убеждать людей в необходимости следовать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптимальные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высоконравственные идеи, становятся социально сильными личностями, способными противостоять действиям людей, разрушающих общество и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стойкими, убежденными в своей правоте людьми, способными отдать свою жизнь за те идеи, которые они исповедуют. 
   Личностью, как уже было сказано, человек не рождается, ею он становится. При этом каждая личность является уникальной и неповторимой. Индивидуальность личности определяется своеобразием сочетания тех психических свойств, которые она приобретает. Зависимость психических свойств от природной организации человека и от социальных условий его существования определяет индивидуальный путь развития личности. 
   Все свойства личности, как природные, так и социальные, обеспечивают существование субъекту в сложной среде обитания, именуемой человеческим обществом. Неразрывная связь между человеком и обществом предполагает повернутость психических свойств как к своей собственной личности, так и к другим людям. Отсюда одни психические свойства личности имеют интроиндивидную направленность, другие - экстроиндивидную. 
   Интроиндивидные свойства, возникшие на основе рефлексии, дают возможность личности познавать индивидуальные особенности своей психики и сознательно управлять ею. К ним можно отнести: самостоятельность, самокритичность, самоуверенность, самообладание, расчетливость, настойчивость, терпеливость и т.д. 
   Экстроиндивидные свойства, имеющие внешнюю направленность, обеспечивают поведение человека среди людей и участие в жизни общества. К ним относятся: заботливость, нежность, привязанность, правдивость, преданность, искренность, обидчивость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, внимательность и т. д. 
   Посредством экстроиндивидных свойств личность не только проявляет свое отношение к другим людям, но и воздействует на их психику, вызывая определенные мысли, чувства, желания, побуждая совершать общественно значимые поступки, заниматься полезной деятельностью, проявлять творчество. Такие свойства личности, которые находят свое воплощение в других людях, А.В. Петровский называл надиндивидными или “метаиндивидными”, а возможность продолжения субъекта в другой личности рассматривал как процесс “персонализации”. С явлением “персонализации” он связывал возможность личного бессмертия человека, мысли, чувства и деяния которого продолжаются в других людях, способствуя дальнейшему развитию и совершенствованию человеческого общества. Масштаб “персонализации” определяет социальную ценность и историческую значимость личности человека. 
   Присущие личности психические свойства определяют ее жизненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия человека в общественной жизни его позиция может быть активной или пассивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упорство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апатичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др. 
   Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное время, то человек, проявляя равнодушие к окружающей действительности, становится сам безразличным для других людей и они оценивают его как ничего не значущую личность. Пассивная жизненная позиция может привести к “деперсонализации” личности и она, выпадая из общественного бытия, замыкается в своем одиночестве, вследствие чего у нее начинают проявляться такие свойства как замкнутость, угрюмость, необщительность, черствость, равнодушие и т.д. 
   Таким образом, положение личности в обществе, ее жизненная позиция и степень участия в общественной жизни определяют ее поведение и психические свойства, ее культурный и духовный облик.

4. Характеристика основных направлений воспитания

Основные  направления воспитания 

Содержательная сторона  воспитательной деятельности обусловлена  его целями и задачами. С этой точки зрения воспитание классифицируется по разным основаниям:

  • в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;
  • по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;
  • по стилю взаимоотношений — демократическое и авторитарное воспитание.

Наиболее разработаны  в педагогической теории основные направления  воспитания, выделяемые по критерию аспекта  его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.

Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.

Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Особенность нравственного  воспитания состоит в том, что  оно реализуется всем содержанием  воспитания, а задачи нравственного  характера решаются представителями  всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.

Формирование этого  идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим  инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.

Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.

Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.

Умственное воспитание

Умственное воспитание — один из основных видов воспитательной деятельности. Умственное воспитание нацелено на совершенствование познавательной деятельности человека, его мышления, которое признается главной из человеческих способностей. Мышление есть человеческая способность к наиболее обобщенному отражению предметов и явлений действительности, их существенных свойств, связей и отношений.

Мышление выступает по отношению к ощущениям, восприятиям и представлениям как качественно иная форма познания, его высшая ступень.

Так или иначе соединяя полученные ощущения, комбинируя их, человеческое мышление выходит за пределы чувственного познания, проникая в такие свойства и отношения, которые не даны непосредственным ощущениям и восприятиям. «Что не видит око, видит разум» — гласит народная мудрость.

Мышление появляется в связи с развитием потребностей в познании и преобразовании тех  или иных условий жизни людей, с появлением тех или иных трудностей, неожиданностей и т.п. Разрешение подобных противоречий и представляет собой цель мышления.

Таким образом, источник мышления — та или иная проблемная ситуация. Мышление начинается с анализа  проблемной ситуации и формулирования ее в виде задачи. Мышление осуществляется по законам, общим для всех людей, которые формулируются логикой — наукой о правильном мышлении. Но вместе с тем в мышлении проявляются и различия людей, их индивидуальные особенности. Они выражаются в его последовательности, быстроте, глубине, в различном соотношении операций анализа и синтеза. Одни люди склонны к художественному, образному мышлению, другие — к понятийному, абстрактному, научному. Различия в мышлении являются важнейшими компонентами общих различий в способностях людей. Воспитывая мышление, следует учитывать эти индивидуальные различия.

Необходимой общей предпосылкой умственного развития людей является обогащение их чувственного опыта, развитие наблюдательности, овладение речью. Содержание каждого наблюдения дает возможность ставить перед обучаемым вопросы, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления.

Такая работа играет решающую роль в формировании способности думать, т.е. ставить вопросы, находить пути их решения. Умение осуществлять мыслительные операции успешнее вырабатывается там, где обучаемые постепенно переходят от пользования готовыми признаками понятий к их самостоятельному выявлению и обобщению.

Большие возможности  для умственного развития несут  в себе проблемные методы обучения. При этом обучаемые ставятся в положение исследователя, ищущего решение той или иной проблемы, конечно, открывая для себя вновь те истины, которые уже открыты наукой. Самостоятельное решение обучаемыми познавательных задач — лучшая школа мышления. Согласно выводам выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского (1896- 1934), обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития». Умственное развитие обеспечивается подбором заданий исследовательского характера в целях установления причинно-следственных связей, сравнения и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по "Психология и педагогика"