Контрольная работа по "Психология и педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Многочисленные исследования показывают, что люди имеют различные психические характеристики в зависимости от особенностей центральной нервной системы. Аналогичные зависимости, также статистического характера, установлены между анатомо-физиологическими особенностями человека и его психическими проявлениями.
Приведем несколько примеров. Больные подагрой очень работоспособны, успешны в умственной деятельности.

Содержание работы

1. Морфологические особенности тела индивида и психика (теории Кремчера и Шелдона
2. Особенности формирования характера. Акцентуации характера
3. Социальные свойства и качества человека
4. Характеристика основных направлений воспитания
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Выявляя те или иные трудности, с которыми при этом приходится сталкиваться обучаемым, следует помогать им преодолевать эти трудности собственными усилиями.

Одна из основных задач  преподавателя состоит в том, чтобы раскрыть резервы творческого мышления обучаемых.

Современный американский исследователь проблем умственного  воспитания Г. Драйден разработал рекомендации в виде двенадцати шагов по реализации творческих возможностей мышления. В сокращенном виде их можно свести к следующему:

  • Определите, в чем заключается задача.
  • Как возможно более четко представьте себе идеальное решение.
  • Соберите факты: если вы не владеете достаточным количеством фактов для решения данной проблемы, то вряд ли найдете правильное решение. Вы станете великим творцом идей, если будете неустанным искателем информации.
  • Разрушьте шаблоны, откажитесь от стереотипов: чтобы решать проблемы творчески, нужно открыть новые пути, найти новые пересечения, обнаружить новые связи.
  • Выходите за рамки своей специализации. Без этого вы получите лишь старые решения. Ответы на вопросы сельского хозяйства могут обнаружиться в области космических исследований. Помните, что один из членов американского правительства, занимавший должность директора Федерального патентного бюро сша в 1899 г., авторитетно заявил: «Все, что может быть изобретено, уже изобретено».
  • Пробуйте новые комбинации уже известного: читайте как можно больше; постоянно спрашивайте себя: «А что если?..»
  • Используйте все органы чувств: Альберт Эйнштейн придумал свою теорию относительности, мечтая, что он путешествует на луче лунного света.
  • Отключитесь от проблемы, пусть все уляжется в голове: после сытного обеда к работе подключается желудочный сок, позвольте поработать «желудочному соку» своего подсознания. Это приведет ваш мозг в наиболее эффективное творческое состояние.
  • Расслабьтесь, послушайте музыку, отдохните на природе: это откроет мозг для новых впечатлений.
  • Ложитесь спать: утро вечера мудренее. Перед тем как отправиться спать, напомните себе о задаче и ее идеальном решении; затем к действию приступит подсознание; оно никогда не спит.
  • Эврика! Идея появилась. Причем она может прийти к вам и во сне, как это не раз случалось в жизни творчески мыслящих людей.
  • Перепроверьте: узнайте, полным ли является решение, нельзя ли его улучшить, исправить?

Развитие интеллекта во всех его проявлениях тесно  связано с мотивационной сферой личности, ее потребностями, мотивами, интересами. Средствами стимулирования мотивационной сферы является прежде всего содержание учебного материала, методы его подачи, создание в процессе мыслительной деятельности положительных эмоций и настроения.

Трудовое  воспитание

Важным направлением воспитательной работы учебных заведений  всех типов является трудовое воспитание. Его основная задача — приобретение обучаемым знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо профессией.

Основными принципами трудового  воспитания являются политехническая  направленность, связь с изучением  основ наук, творческий подход к  решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов труда.

Одним из важных условий  трудового воспитания является его связь с учебными предметами по основам наук. Межпредметные связи, реализуемые в процессе трудового воспитания, помогают раскрыть естествен но-научные основы орудий труда и трудовых операций, а также организационно-экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности. Использование в процессе трудового воспитания мсжпрсдмстных связей делает более действенными знания по основам наук, формируют сознательное творческое отношение к трудовым заданиям, полнее раскрывают причинно-следственные связи явлений объективной действительности.

Основными методами трудового  воспитания являются упражнения, эксперименты, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные исследования, решение технических задач, экономические расчеты, работа над технической документацией.

Трудовое воспитание организуется преимущественно в  виде трудовой практики, экскурсий  и т.п. Занятия проводятся как в учебных, так и в учебно-производственных условиях. В учебно-воспитательном процессе участвуют не только преподаватели, но и инженерно-технические работники предприятий.

Необходимой предпосылкой трудового воспитания в современных  условиях является учет новых социально-экономических условий, сложившихся в современной России: развитие частного предпринимательства, рыночных отношений. Сегодня важно формировать цивилизованные представления о бизнесе, рыночных отношениях, предпринимательской деятельности. Важно убедить обучаемых, что при решении всех хозяйственных вопросов ни в коем случае нельзя противопоставлять потребности хозяйства и принципы социальной справедливости, общечеловеческой нравственности и что эффективным может быть только честный бизнес.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание имеет своей задачей формирование чувства долга, ответственности по отношению к самому себе, в отношении других людей, общества. Родины. Эти качества возникают у людей только ценой собственных усилий, настойчивости каждого человека прежде всего по отношению к самому себе. Роль воспитателя в формировании нравственности часто сравнивают с «повивальным искусством», на что указывал еще Сократ.

Нравственность можно  назвать идеалом, масштабом оценки человеческого поведения. Но поскольку  любой идеал в принципе недостижим, в обществе в целом, также как  и в его отдельных ячейках, в том числе и в учебных  заведениях, отсутствуют лица, профессионально занятые нравственным воспитанием. Как отмечал древнегреческий философ Протагор, в особых учителях добродетели нет нужды, так как все учителя (гимнастики, музыки, математики) так или иначе учат добродетели.

То же самое можно сказать и о социальных институтах: семье, школе, трудовых коллективах, государстве. Все они выполняют свои функции и вместе с тем оказывают нравственное формирующее воздействие на людей.

Таким образом, из всех направлений  воспитания нравственное воздействие осуществляется в наибольшей степени стихийно; более или менее целенаправленно оно может осуществляться только в процессе самосовершенствования, самовоспитания, через собственные мысли и поступки. Каковы мысли и поступки человека, таковы и его нравственные качества. Так, проявляя отвагу в момент опасности, он формирует в себе качество мужественности. Именно поступок, а не слово содержит в себе потенциал нравственного воспитания. Выдающийся немецкий врач, философ- этик А. Швейцер(1875-1965) говорил: «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами».

Таким образом, нравственный поступок является основой нравственного  самовоспитания человека, а также  главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Что  же касается моральной назидательности, то она фактически является выражением беспомощности и прикрытием безнравственности. Морализаторство — один из источников лицемерия, социальной фальши.

Нравственное воспитание — выражение потребности общества влиять на процесс, который является предельно индивидуализированным и в целом стихийным. Конечно, существуют ритуалы поведения, этикет, но этикет — это еще не нравственность.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание — процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.

Глубинные источники  человеческого стремления к прекрасному  коренятся, вероятно, в свойствах  самой окружающей нас действительности, органической частью которой являемся и мы сами, в свойствах бытия, в его гармонической целостности, соразмерности частей, в присущих ему внутренних ритмах.

Опираясь на эти изначальные  свойства бытия и свою собственную  природу, люди признают прекрасным в  жизни и искусстве все гармоничное, имеющее цельный образ, форму. Безобразным считается все бесформенное, не имеющее цельного образа, дисгармоничное. Античные философы определяли это различие в терминах космос и хаос, порядок и беспорядок, гармония и дисгармония. Платон видел в прекрасном совершенное в своем роде, а идея красоты в иерархии его «мира идей» занимала одно из высших мест наряду с добром и истиной.

Задачами эстетического  воспитания является формирование прежде всего способности выделять в  жизни, искусстве, своем собственном  внутреннем мире эстетические свойства, образы.

Другой его задачей  является воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные  состояния, вызванные оценочным  отношением человека к проявлениям  прекрасного в действительности и искусстве.

Еще одна задача эстетического  воздействия состоит в том, чтобы сформировать потребность, нужду в эстетических переживаниях, в общении с художественными ценностями, а в идеале — и потребность в художественном творчестве.

И наконец, задачей эстетического  воспитания является формирование устойчивого  эстетического вкуса — способности оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного б быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных мыслях и делах.

Реализация этих задач  требует использования системы методов эстетического воспитания, которые подразделяются на две основные группы.

  • методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства реалистического направления, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания. Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;
  • другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности. Достоинства этих методов обосновываются с помощью установок о том, что главным источником наших эстетических представлений являются наши внутренние структуры и потенции. Этот комплекс методов эстетического воспитания особенно активно используется на Западе.

В отечественной педагогической практике предпочтение отдается первой группе из указанных методов эстетического  воспитания.

Гражданское воспитание

Гражданское воспитание нацелено на формирование такого комплекса качеств личности, который позволяет человеку ощущать себя политически дееспособным, социально активным. Социальная активность предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, стремление самостоятельно осмысливать происходящее в стране и в мире. Это достигается путем усвоения основ правовой культуры и формирования таких качеств, как дисциплинированность, доверие к другим гражданам и государственной власти, сочетание патриотических и интернациональных чувств.

Очевидно, что эти качества могут возникать не только в результате субъективных усилий воспитателей, но и под влиянием объективного состояния общества, государства, уровня их демократического развития.

Физическое воспитание

Физическое воспитание направлено на формирование физической культуры, укрепление здоровья, развитие необходимых физических качеств, здорового образа жизни. Это процесс организации познавательной и оздоровительной деятельности. Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, обеспечивающая гармонию духа и тела, развитие духовных и физических сил, которые неотделимы друг от друга.

В педагогике разных цивилизаций, стран и народов физическое воспитание неизменно занимало важное место. Как  восточные, так и западные учения исходили из признания необходимости гармонического развития человека, единства умственного, нравственного и физического воспитания. Отечественная педагогика опирается на систему физического воспитания, основы которой были заложены еще в XIX в. известным русским педагогом и врачом П. Ф. Лесгафтом (1837-1909).

Физическое воспитание в современной России использует весь спектр знаний и опыта в этой области, включая не только научные  теории, но и народные традиции, философско-религиозные  учения и системы совершенствования человеческого тела и духа.

Основными задачами в  этой cфepe воспитания являются:

  • формирование системы знаний в области здоровья, гигиены, спорта, здорового образа жизни;
  • воспитание устойчивого интереса и потребности в в систематических занятиях физической культурой;
  • обеспечение правильного физического развития, закаливания, повышения работоспособности, укрепление здоровья.

Информация о работе Контрольная работа по "Психология и педагогика"