Контрольная работа по"Психология менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

История объективно поставила проблему, которая должна быть решена в XXI веке, – переход от состояния экокатастрофы к экосоциальной гармонии. Эта проблема требует незамедлительного решения. Поэтому назрела необходимость, как смены парадигмы общественного развития, так и соответствующей ему парадигмы управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Ограничения современной научной парадигмы психологии менеджмента.4
1.1. В поисках новой парадигмы………………………………………….8
2. Лидерство и руководство…………………………………………………..…10
3. Теории организационной культуры………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………..32
Литература………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии менеджмента.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Наконец, организация достигла такой степени развития, когда ряд сотрудников стал ее главным капиталом. Это уникальные профессионалы, заменить которых практически невозможно. Руководству, чтобы удержать таких работников, остается единственное средство – обеспечить наилучшее удовлетворение их растущих потребностей. Дополнительной мерой по сохранению фирмы может быть подготовка этими специалистами дублеров, однако последнее является чересчур дорогим удовольствием. Затраты на такую подготовку способны привести к снижению конкурентоспособности.

Поэтому необходимо переходить к новой концепции управления персоналом на уровне хозяйствующей структуры. Ее сущность – в рассмотрении Человека в качестве главного объекта интересов менеджмента. Задача руководства при этом заключается в проведении такой кадровой политики, когда целью всей деятельности по управлению персоналом становится наилучшее удовлетворение растущих запросов и потребностей каждого члена организации.

Что же меняется при данной точке зрения на персонал? Прежде всего точка отсчета, система взглядов на каждого работника фирмы.

До сих пор при всех рассуждениях о важности кадров и создании наиболее благоприятных условий для раскрытия потенциала каждого сотрудника он рассматривался как объект, который подлежит управлению со стороны фирмы. Новый подход предполагает, что “человек является меняющейся, но неуправляемой переменной предприятия”. Задача менеджмента в этом случае в том, чтобы познать закономерности развития личности и разработать соответствующие программы, обеспечивающие лучшее, чем конкуренты, удовлетворение растущих потребностей каждого работника. Результатом данной деятельности должна стать увеличивающаяся прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Лидерство и руководство

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих  организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер  выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером  группы может стать только тот  человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых  ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
  2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
  3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Лидерство – это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

Лидерство – это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском  обществе с развитым политическим сознанием  всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества – мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера.

Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может  манипулировать лидером. Социальное и  политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев – основа новой современной политики.

Итак, лидерство – одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности – производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

Обязательное условие  лидерства – обладание властью  в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба - от государства и  даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

 

Лидерство и современность

 

Воспитание лидера и  его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать  отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен соответствовать  требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки.

Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами  общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты – важная общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту) создает условия для подготовки людей, способных занять в государстве видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства, лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Он должен уметь, как говорил У.Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое искусство лидера – обращать в союзников скрытых и даже явных противников.

Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать  гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку  политика – цепь неожиданностей, ему  предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.

 

Лидер или руководитель?

 

Политическая власть независимо от ее носителей строится в форме пирамиды. В ее основании те или иные господствующие и правящие силы, классы, над ними – их политически активная часть, организованная верхушка. Последняя может быть сплочена в одну или несколько партий; она же формирует аппарат государственной власти. Пирамида сужается до верхних этажей политической иерархии, высших органов управления государством, и венчается главой государства. На каждой ступени власти, в любом ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды и пирамиды власти, управляющие ими, и везде есть группа ответственных руководителей, составляющих администрацию, или аппарат власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие («лидер» – ведущий или идущий впереди). Но все ли руководители – лидеры? Иначе говоря, кого из них и почему можно так назвать? Не проще ли обойтись привычным понятием «начальник или руководитель», прежде очень распространенным? Итак, почему все-таки лидер?

Так или иначе, понятия "лидерство" и "руководство" имеют принципиально разные социальные, политические и, естественно, психологические значения. Суть различий – в характере и направлении выдвижения "номера первого". Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается "снизу", более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается "сверху", так или иначе, навязывается. Это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен "сверху".

Иными словами, лидерство  можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же –  вектором противоположного направления.

Сущность  руководства.

Управление – необходимый  вид деятельности. Оно осуществляется руководителем или менеджером.

Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В социологии роль определяется как  поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом.

Руководитель занимается управлением – это его основная функция. Управление нередко рассматривают  как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Уровни  руководителей.

Руководителей традиционно  делят на группы.

1. Технологический уровень  – ежедневно осуществляющиеся  операции и действия.

2. Управленческий уровень  – координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности.

3. Институционный уровень  – занимаются разработкой долгосрочных  планов, установлением целей, изменениями  политики организации, ее связями  с другими организациями.

Эти группы соответствуют 3 уровням управления: 1) низовое звено; 2) среднее звено; 3) высшее звено.

Рассмотрим характеристики каждого уровня.

Руководители низового звена. Руководители низового звена, или  первого ранга имеют много  общего независимо от того, в какой сфере они работают.

Руководители этого ранга выполняют следующие функции:

  • осуществляют контроль за выполнением производственных заданий;
  • постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий;
  • распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность;
  • распределяют задания среди работников.

Руководители этого  ранга занимают должности, имеющие  следующие названия: мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая  медсестра, старший специалист и  т.д. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой – около 2-3 недель.

Как правило, этим руководителям  в основном приходиться общаться со своими подчиненными, что требует  от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу.

Руководители среднего звена. В большой организации, имеющей  несколько уровней управления, может  быть и несколько уровней руководящего среднего звена. Чаще всего их 2 –  верхний и низший.

К этим должностям относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры от лейтенанта до полковника.

Руководители этого  ранга возглавляют крупные подразделения  организации, например отдел.

Руководители среднего звена выполняют следующие функции:

  • выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия;
  • принимают решения по работе своего подразделения;
  • определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение;
  • организуют разработку предложений по улучшению работы;
  • подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;
  • доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их.

Руководители этого  звена характеризуются тем, что  они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.

Руководители высшего  звена. Это самый малочисленный  слой руководителей по сравнению  с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек.

Общими для всех руководителей  высшего звена являются следующие  функции:

  • принимают важнейшие решения;
  • выполняют больший объем работ в высоком темпе;
  • постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома.

 

Стили управления руководителя

Информация о работе Контрольная работа по"Психология менеджмента"