Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 18:28, курсовая работа
Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие неэффективно. Такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли ещё будет…» скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1 Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей ………………………………………..
1.1 Изучение проблемы агрессивного поведения детей в отечественной и зарубежной литературе……………........................
1.2 Детская агрессивность: причины возникновения, модели….....
Глава 2 Содержание коррекционной работы агрессивного поведения детей…………………………………………………………
2.1 Направления работы по коррекции агрессивного поведения детей………………………………………………………..……………
2.2. Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения…………………………….………………….
Заключение………………………………………………………….…..
Список использованных источников………………………………
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Дроздова Юлия Вячеславовна
студентка группы Д-41
Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Курсовая работа по психологии
Специальность 050704 Дошкольное образование |
Научный руководитель: Татьяна Николаевна Ефимова |
Тамбов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… Глава 1 Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей ……………………………………….. 1.1 Изучение проблемы агрессивного
поведения детей в отечественной и зарубежной
литературе……………............... 1.2 Детская агрессивность: причины возникновения, модели…..... Глава 2 Содержание коррекционной работы агрессивного поведения детей………………………………………………………… 2.1 Направления работы по коррекции
агрессивного поведения детей………………………………………………………..…… 2.2. Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения…………………………….…………………. Заключение…………………………………………………… Список использованных источников……………………………….…
|
3
5
5 15
23
23
25 42 44
|
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие неэффективно. Такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли ещё будет…» скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведётся в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» – такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, не только в образовательном учреждении, но и дома.
А, между тем, наблюдение агрессивных детей и достаточно длительная работа с ними приводят к выводу, полностью совпадающему с мнением известного австралийского психотерапевта В. Оклендер: «Я воспринимаю ребёнка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, обиды… У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию…»
Объект исследования: агрессивное поведение детей.
Предмет исследования: коррекция агрессии, проявляемой в детском возрасте.
Цель исследования: выявить возможности коррекции агрессии у детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
проблемы агрессивного
2. Рассмотреть
особенности детской
3. Определить
содержание коррекционной
4. Предложить
систему методов, техник и упражнений,
направленных на коррекцию
Методологическая основа исследования психологические идеи и концепции классиков отечественной психологической мысли, посвященные проблемам коррекции агрессивности в детском возрасте, научные труды отечественных и зарубежных авторов (З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко).
Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции агрессивности у детей), сравнение, эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа).
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Изучение
проблемы агрессивного
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».
В современной литературе дается немало определений понятия «агрессия», тем не менее, в психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [5, c. 45]
Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь) Агрессивное поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия – самоунижение, самообвинение).
Спонтанная агрессия – это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других. Реактивная агрессия – проявляется в недоверчивости к людям. [14, c. 58]
В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов агрессии:
1. Физическая агрессия –
2. Вербальная агрессия –
3. Косвенная агрессия:
– направленная (сплетни, шутки);
– ненаправленная (крики в толпе, топание ногами);
4. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
5. Негативизм – оппозиционная манера поведения.
Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность.
1. Агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции). Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям;
2. Агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, зло). Такая агрессия не является биологически адаптивной, и она не призвана защищать витальные интересы человека. [30, c. 49]
О. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:
1. Защитная. Возникает тогда, когда
при наличии у ребенка
2. Деструктивная. Если у ребенка
в раннем возрасте отсутствует
автономность, способность к самостоятельным
выборам, суждениям, оценкам, то в
активном варианте у него
3. Демонстративная. Возникает не
как защита от внешнего мира
и не причинение вреда кому-
Н.Д. Левитов предлагает следующую классификацию агрессии:
1. Типичная для характера
2. Нетипичная для характера
3. Эпизодическая, преходящая агрессия.
Следует отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Агрессия в человеческом обществе имеет специфические функции. Во-первых, она выступает средством достижения какой-нибудь значимой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замещения блокированной потребности и переключения деятельности. В-третьих, агрессия используется некоторыми людьми как способ удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении и как защитное поведение. [24, c. 19]
Существуют разнообразные теории появления агрессивности: биологическая причина и недостаточное или плохое воспитание. Спор о том, зол ли человек изначально или же добр, продолжается не одно столетие. Уже в древнейшей философии присутствуют прямо противоположные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу». Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нейтральными, а зло в них появляется под воздействием общественных факторов.
З. Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1912). В ней он рассматривал агрессию как соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо, деструктивного начала), с преобладанием последнего, т.е. как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего. Он утверждал (1933), что Танатос противостоит Эросу, и его целью является возвращение к изначальному неорганическому состоянию. Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, который является главной функцией Эго. Но Эго не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе с его формированием начинает развиваться и механизм нейтрализации агрессии. [20, c. 74]
Современные психологи, физиологи, этологи, философы до сих пор придерживаются разных точек зрения по этому поводу. Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З. Фрейд, К. Лоренц), Доктор H. Parens, посвятивший свою научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда он практически идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном развитии личности агрессия трансформируется в активность. В других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А. Бандура).
Имеется множество разновидностей этих подходов. Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. Однако до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии. К. Лоренц считает агрессию важным элементом эволюционного развития. Наблюдая за поведением животных он пришел к выводу, что агрессия, направленная против собратьев по виду, никоем образом не вредна для этого вида. Напротив, она выполняет функцию его сохранения, т.к. именно агрессия позволяет группе иметь самых сильных и умных особей, и лучших из возможных вожаков. [8, c. 85]
Социальные и биологические науки пришли к тому, что, возможно, наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы. К таковым можно отнести порочное воспитание, включающее физические наказания, моральное унижение, социальную и сенсорную изоляцию, табу на эмоциональные проявления, а также такие мега-факторы как скученность (небывалое увеличение плотности населения). Природа человеческой агрессии с трудом поддается анализу.
Рассмотрев феномен агрессии, есть смысл обратиться к пониманию ее причин в разные возрастные периоды. Известно, что агрессивность усиливается в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Этот факт рассматривается специалистами как показатель нормального роста организма.
Критерии агрессивного поведения по М. Алворду, П. Бейкеру:
Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста