Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие неэффективно. Такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли ещё будет…» скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
Глава 1 Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей ………………………………………..
1.1 Изучение проблемы агрессивного поведения детей в отечественной и зарубежной литературе……………........................
1.2 Детская агрессивность: причины возникновения, модели….....
Глава 2 Содержание коррекционной работы агрессивного поведения детей…………………………………………………………
2.1 Направления работы по коррекции агрессивного поведения детей………………………………………………………..……………
2.2. Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения…………………………….………………….
Заключение………………………………………………………….…..
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

Дроздова.docx

— 103.48 Кб (Скачать файл)

Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома. [31, c. 94]

Социально-культурный аспект деткой агрессивности. Дети черпают знания о моделях поведения из трёх источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («Я самый сильный – и мне всё можно») во время игр.

И, в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Диагностические критерии и характерологические особенности агрессивных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Э. Фромм считает, что существуют два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности.

Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребёнка в той или иной степени. [33, c. 59]

Диагностические критерии:

1. Часто (чаще по сравнению с поведением  других детей, окружающих ребёнка) теряют контроль над собой.

2. Часто  спорят, ругаются с детьми и  взрослыми.

3. Намеренно  раздражают взрослых, отказываются  выполнять просьбы взрослых.

4. Часто  винят других в своём «неправильном»  поведении и ошибках.

5. Завистливы  и мнительны.

6. Часто  сердятся и прибегают к дракам.

О ребёнке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребёнке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Американский психолог М. Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы. [11, c. 49]

Характерологические особенности агрессивных детей

1. Воспринимают  большой круг ситуаций как  угрожающих, враждебных по отношению  к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не  оценивают собственную агрессию  как агрессивное поведение.

5. Всегда  винят окружающих в собственном  деструктивном поведении.

6. В случае  намеренной агрессии (нападение, порча  имущества и т.п.) отсутствует  чувство вины, либо вина проявлена  очень слабо.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Имеют  ограниченный набор реакций на  проблемную ситуацию.

9. В отношениях  проявляют низкий уровень эмпатию.

10. Слабо  развит контроль над своими  эмоциями.

11. Слабо  осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся  непредсказуемости в поведении  родителей.

13. Имеют  неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная  память, неустойчивое запоминание.

14. Не  умеют прогнозировать последствия  своих действий (эмоционально застревают  на проблемной ситуации).

15. Положительно  относятся к агрессии, так как  через агрессию получают чувство  собственной значимости и силы.

Опыт работы с агрессивными детьми отечественных психологов детских садах и школах позволяет указать ещё на три важнейшие характерологические особенности:

1. дети  имеют высокий уровень личностной  тревожности;

2. имеют  неадекватную самооценку, чаще низкую;

3. чувствуют  себя отверженными.

В целях повышения эффективности работы с агрессивными детьми необходимо также проанализировать роль семьи в формировании агрессивного поведения детей, а также особенности самих семей агрессивных детей.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей агрессивных детей проводился на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведение детей, сделанного А. Бандурой (этот краткий анализ особенностей семей агрессивных детей оказывает очень большую помощь в профилактической, просветительской, консультативной работе практического психолога интернатного учреждения). [5, c. 38]

Особенности семей агрессивных детей

1. В семьях  агрессивных детей разрушены  эмоциональные привязанности между  родителями и детьми, особенно  между отцами и сыновьями. Родители  испытывают скорее враждебные  чувства по отношению друг  к другу; не разделяют ценности  и интересы друг друга.

2. Отцы  часто сами демонстрируют модели  агрессивного поведения, а также  поощряют в поведении своих  детей агрессивные тенденции.

3. Матери  агрессивных детей не требовательны  к своим детям, часто равнодушны  по отношению к их социальной  успешности. Дети не имеют чётких  обязанностей по дому.

4. У родителей  агрессивных детей модели воспитания  и собственного поведения часто  противоречат друг другу, и к  ребёнку предъявляются взаимоисключающие  требования. Как правило, очень жёсткий  отец и попустительская мать. В результате у ребёнка формируется  модель вызывающего, оппозиционного  поведения, которая переносится  на окружающий мир.

5. Основные  воспитательные средства, к которым  всегда прибегают родители агрессивных  детей, – это:

– физические наказания;

– угрозы;

– лишение привилегий;

– введение ограничений и отсутствие поощрений;

– частые изоляции детей;

– сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Причём сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

6. Родители  агрессивных детей не пытаются  разобраться в причинах деструктивного  поведения своих детей, оставаясь  равнодушными к их эмоциональному  миру.

Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

2.1 Направления  работы по коррекции агрессивного поведения детей

агрессивный ребенок поведение коррекция

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, можно выделить 6 ключевых блоков (направлений) (рис. 1). Каждый блок направлен на коррекцию определённой психологической черты или особенности ребёнка и содержит набор соответствующих психологических приёмов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. [4, c. 46]

Важно, чтобы работа с агрессивным ребёнком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами контроля своего гнева, а также к развитию адекватной самооценки. [23, c. 91]

 

 

 

Рис. 1 – Направления коррекционной работы по коррекции агрессивного поведения детей

 

Работу можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая работа наиболее эффективна в мини-группах (по 5–6 человек). Количество занятий – 1–2 в неделю, продолжительность – 30 минут.

Основные принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком:

– уважительное отношение к личности ребёнка;

– положительное внимание к внутреннему миру ребёнка;

– безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;

– сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.

 

2.2 Методы, техники, упражнения, направленные  на коррекцию агрессивного поведения

 

На основе анализа психолого-педагогической литературы, обобщения опыта педагогов мы составили таблицу, в которой нашли отражения основные направления и методы коррекции (табл. 1).

 

Таблица 1 - Система методов и техник коррекционного воздействия

Характерологические особенности ребёнка

Направления коррекционной работы

Методы и техники коррекционного воздействия

1. Высокий уровень личностной  тревожности. Сверхчувствительность  к негативному отношению к  себе. Восприятие большого числа  ситуаций как угрожающих

Снижение уровня личностной тревожности

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальныеобразы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2) работа со страхами;

3) ролевые игры

2. Слабое осознание собственного  эмоционального мира. Низкий уровень  эмпатии

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные  состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального  состояния (желательно раскрыть  несколько причин);

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение  эмоций;

5) работа с эмоциями  через сенсорные каналы;

6) изображение различных  предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица  этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные  состояния;

8) методика – «я грустный (радостный и т.д.), когда…»;

9) ролевые игры, отражающие  проблемную ситуацию, где «агрессор»  проигрывает роль «жертвы»

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные  на позитивное восприятие образа  «Я», активизацию самосознания, актуализацию  «Я-состояний»;

2) разработка системы  поощрений и наград за имеющиеся  и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и  т.д.);

3) включение ребёнка в  работу различных (по интересам) секций, кружков

4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным  способом во внешнем плане (канализация  агрессии);

2) пластическое выражение  гнева, отреагирование гнева через движения;

3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия  безопасным для себя и окружающих  способом;

4) рисование гнева, а также  лепка гнева из пластилина (глины), обсуждение (если ребёнок хочет), в каких ситуациях он испытывает  гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных  портретов»;

7) использование приёмов  арт-терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над  своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка управлению своим гневом

1) релаксационные техники  – мышечная релаксация+глубокое дыхание+визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных  действий в вербальный план («остановись  и подумай, что ты хочешь сделать»);

3) ввод правила: «посчитай  до 10, прежде чем перейдёшь к  действию»;

4) ролевая игра, включающая  в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

5) сочинение рассказа  от имени своего гнева с  последующим отражением этого  чувства в движениях;

6) осознание своего гнева  через сенсорные каналы (на что  похож твой гнев? какой он на  цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);

7) осознание своего гнева  через телесные ощущения (сокращения  мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать  боль)

6. Ограниченный набор  поведенческих реакций на проблемную  ситуацию, демонстрация деструктивного  поведения

Коррекция, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов  рассказов по картинке;

2) разыгрывание сцен, отражающих  вымышленные конфликтные ситуации;

3) использование игр, включающих  в себя элементы соперничества;

4) использование игр, направленных  на сотрудничество;

5) разбор вместе с ребёнком  последствий различных поведенческих  реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление  её в ролевой игре;

6) введение на занятиях  определённых правил поведения  с использованием системы поощрений  и привилегий в случае их  соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты  и т.п.);

7) ведение ребёнком блокнотика  в целях обучения самонаблюдению  и контролю над поведением;

8) ведение ребёнком вместе  с воспитателем (родителями) карты  поведения, содержащей личные правила  поведения для конкретного ребёнка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) включение ребёнка в  спортивные командные игры (канализация  агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определённых правил)

7. Работа с родителями  и педагогами

Консультативная и коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

1) информирование педагогов  и родителей об индивидуально-психологических  особенностях агрессивного ребёнка;

2) обучение распознаванию  собственных негативных эмоциональных  состояний, возникающих при общении  с агрессивными детьми, а также  приёмам регуляции психического  равновесия;

3) обучение воспитателей  и родителей навыкам «ненасильственного»  общения – «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз, и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного  взаимодействия с агрессивными  детьми через ролевую игру;

5) помощь семье в плане  выработки единых требований  и правил воспитания;

6) отказ от наказаний  как основного метода воспитания;

7) включение ребёнка в  работу различных (по интересам) секций, кружков, студий


 

Также, нами выделены методы, техники, упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. [29, c. 37]

«Отреагирование гнева» (В. Оклендер)

 

Упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

Н первой стадии отреагирования гнева можно использовать следующие методы и способы:

– комкать и рвать бумагу;

– бить подушку или боксёрскую грушу;

– топать ногами;

– громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу» из плотной бумаги;

– пинать ногой подушку или консервную банку;

– написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

– втирать пластилин в картонку.

Упражнение «Пластическое изображение гнева»

(индивидуальное, групповое)

1. «Пожалуйста, встань (или сядь) в удобную для  тебя, свободную позу. Подумай о  той ситуации (человеке), которая  вызывает у тебя наибольшее  чувство гнева».

2. «Сосредоточься  на своих ощущениях, отметь, в  каких частях (части) тела они  наиболее сильные».

3. «Пожалуйста, встань и двигайся так, чтобы  как можно сильнее выразить  те ощущения, которые ты испытываешь. Не контролируй свои движения, вырази чувства».

4. Рефлексия:

– Легко ли было выполнить упражнение?

– В чём ты испытывал затруднение?

– Что ты чувствовал во время выполнения упражнения?

– Изменилось ли твоё состояние после выполнения упражнения

Упражнение «Рисование собственного гнева (лепка из пластилина, глины)» (индивидуальное)

Примечание: в процессе этого упражнения важно не мешать ребёнку высказывать свое мнение.

Оборудование: листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

1. «Пожалуйста, подумай о той ситуации (человеке), которая вызывает у тебя очень  сильное чувство гнева, злости».

2. «Прислушайся  к себе и отметь, в каких  частях тела ты максимально  ощущаешь свой гнев».

3. Когда  ребёнок будет рассказывать о  своих ощущениях, можно задать  вопрос: «На что похож твой  гнев? Можешь ли ты изобразить  его в виде рисунка или слепить  свой гнев из пластилина?»

4. Обсуждение  рисунка:

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста