Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 18:28, курсовая работа
Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие неэффективно. Такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли ещё будет…» скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1 Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей ………………………………………..
1.1 Изучение проблемы агрессивного поведения детей в отечественной и зарубежной литературе……………........................
1.2 Детская агрессивность: причины возникновения, модели….....
Глава 2 Содержание коррекционной работы агрессивного поведения детей…………………………………………………………
2.1 Направления работы по коррекции агрессивного поведения детей………………………………………………………..……………
2.2. Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения…………………………….………………….
Заключение………………………………………………………….…..
Список использованных источников………………………………
Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома. [31, c. 94]
Социально-культурный аспект деткой агрессивности. Дети черпают знания о моделях поведения из трёх источников.
Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («Я самый сильный – и мне всё можно») во время игр.
И, в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
Диагностические критерии и характерологические особенности агрессивных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Э. Фромм считает, что существуют два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности.
Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребёнка в той или иной степени. [33, c. 59]
Диагностические критерии:
1. Часто
(чаще по сравнению с
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
4. Часто
винят других в своём «
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребёнке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребёнке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.
Американский психолог М. Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы. [11, c. 49]
Характерологические особенности агрессивных детей
1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4. Не
оценивают собственную
5. Всегда
винят окружающих в
6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях
проявляют низкий уровень
10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
14. Не
умеют прогнозировать
15. Положительно
относятся к агрессии, так как
через агрессию получают
Опыт работы с агрессивными детьми отечественных психологов детских садах и школах позволяет указать ещё на три важнейшие характерологические особенности:
1. дети
имеют высокий уровень
2. имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
3. чувствуют себя отверженными.
В целях повышения эффективности работы с агрессивными детьми необходимо также проанализировать роль семьи в формировании агрессивного поведения детей, а также особенности самих семей агрессивных детей.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей агрессивных детей проводился на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведение детей, сделанного А. Бандурой (этот краткий анализ особенностей семей агрессивных детей оказывает очень большую помощь в профилактической, просветительской, консультативной работе практического психолога интернатного учреждения). [5, c. 38]
Особенности семей агрессивных детей
1. В семьях
агрессивных детей разрушены
эмоциональные привязанности
2. Отцы
часто сами демонстрируют
3. Матери
агрессивных детей не
4. У родителей
агрессивных детей модели
5. Основные
воспитательные средства, к которым
всегда прибегают родители
– физические наказания;
– угрозы;
– лишение привилегий;
– введение ограничений и отсутствие поощрений;
– частые изоляции детей;
– сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причём сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
6. Родители
агрессивных детей не пытаются
разобраться в причинах
Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
2.1 Направления работы по коррекции агрессивного поведения детей
агрессивный ребенок поведение коррекция
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, можно выделить 6 ключевых блоков (направлений) (рис. 1). Каждый блок направлен на коррекцию определённой психологической черты или особенности ребёнка и содержит набор соответствующих психологических приёмов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. [4, c. 46]
Важно, чтобы работа с агрессивным ребёнком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами контроля своего гнева, а также к развитию адекватной самооценки. [23, c. 91]
Рис. 1 – Направления коррекционной работы по коррекции агрессивного поведения детей
Работу можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая работа наиболее эффективна в мини-группах (по 5–6 человек). Количество занятий – 1–2 в неделю, продолжительность – 30 минут.
Основные принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком:
– уважительное отношение к личности ребёнка;
– положительное внимание к внутреннему миру ребёнка;
– безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;
– сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.
2.2 Методы,
техники, упражнения, направленные
на коррекцию агрессивного
На основе анализа психолого-педагогической литературы, обобщения опыта педагогов мы составили таблицу, в которой нашли отражения основные направления и методы коррекции (табл. 1).
Таблица 1 - Система методов и техник коррекционного воздействия
Характерологические особенности ребёнка |
Направления коррекционной работы |
Методы и техники коррекционного воздействия |
1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих |
Снижение уровня личностной тревожности |
1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальныеобразы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; 2) работа со страхами; 3) ролевые игры |
2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии |
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии |
1) работа с фотографиями,
отражающими различные 2) придумывание историй,
раскрывающих причину 3) рисование, лепка эмоций; 4) пластическое изображение эмоций; 5) работа с эмоциями через сенсорные каналы; 6) изображение различных
предметов и явлений природы,
придумывание рассказов от 7) разыгрывание сценок (этюдов),
отражающих различные 8) методика – «я грустный (радостный и т.д.), когда…»; 9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы» |
3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих |
Развитие позитивной самооценки |
1) упражнения, направленные
на позитивное восприятие 2) разработка системы
поощрений и наград за 3) включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, кружков |
4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом |
1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии); 2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; 3) многократное (более 100 раз)
повторение деструктивного 4) рисование гнева, а также
лепка гнева из пластилина (глины),
обсуждение (если ребёнок хочет),
в каких ситуациях он 5) «письма гнева»; 6) «галерея негативных портретов»; 7) использование приёмов
арт-терапии в целях более |
5. Слабый контроль над своими эмоциями |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка управлению своим гневом |
1) релаксационные техники – мышечная релаксация+глубокое дыхание+визуализация ситуации; 2) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); 3) ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдёшь к действию»; 4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; 5) сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях; 6) осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?); 7) осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль) |
6. Ограниченный набор
поведенческих реакций на |
Коррекция, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении |
1) работа с картинками,
отражающими проблемные 2) разыгрывание сцен, отражающих
вымышленные конфликтные 3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества; 4) использование игр, направленных на сотрудничество; 5) разбор вместе с ребёнком
последствий различных 6) введение на занятиях
определённых правил поведения
с использованием системы 7) ведение ребёнком блокнотика
в целях обучения 8) ведение ребёнком вместе
с воспитателем (родителями) карты
поведения, содержащей личные правила
поведения для конкретного 9) включение ребёнка в
спортивные командные игры (канализация
агрессии, взаимодействие в коллективе,
соблюдение определённых |
7. Работа с родителями и педагогами |
Консультативная и коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей |
1) информирование педагогов
и родителей об индивидуально- 2) обучение распознаванию
собственных негативных 3) обучение воспитателей
и родителей навыкам « 4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; 5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; 6) отказ от наказаний
как основного метода 7) включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий |
Также, нами выделены методы, техники, упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. [29, c. 37]
«Отреагирование гнева» (В. Оклендер)
Упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.
Н первой стадии отреагирования гнева можно использовать следующие методы и способы:
– комкать и рвать бумагу;
– бить подушку или боксёрскую грушу;
– топать ногами;
– громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу» из плотной бумаги;
– пинать ногой подушку или консервную банку;
– написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
– втирать пластилин в картонку.
Упражнение «Пластическое изображение гнева»
(индивидуальное, групповое)
1. «Пожалуйста, встань (или сядь) в удобную для тебя, свободную позу. Подумай о той ситуации (человеке), которая вызывает у тебя наибольшее чувство гнева».
2. «Сосредоточься на своих ощущениях, отметь, в каких частях (части) тела они наиболее сильные».
3. «Пожалуйста, встань и двигайся так, чтобы как можно сильнее выразить те ощущения, которые ты испытываешь. Не контролируй свои движения, вырази чувства».
4. Рефлексия:
– Легко ли было выполнить упражнение?
– В чём ты испытывал затруднение?
– Что ты чувствовал во время выполнения упражнения?
– Изменилось ли твоё состояние после выполнения упражнения
Упражнение «Рисование собственного гнева (лепка из пластилина, глины)» (индивидуальное)
Примечание: в процессе этого упражнения важно не мешать ребёнку высказывать свое мнение.
Оборудование: листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).
1. «Пожалуйста, подумай о той ситуации (человеке), которая вызывает у тебя очень сильное чувство гнева, злости».
2. «Прислушайся к себе и отметь, в каких частях тела ты максимально ощущаешь свой гнев».
3. Когда
ребёнок будет рассказывать о
своих ощущениях, можно задать
вопрос: «На что похож твой
гнев? Можешь ли ты изобразить
его в виде рисунка или
4. Обсуждение рисунка:
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста