Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие неэффективно. Такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли ещё будет…» скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
Глава 1 Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей ………………………………………..
1.1 Изучение проблемы агрессивного поведения детей в отечественной и зарубежной литературе……………........................
1.2 Детская агрессивность: причины возникновения, модели….....
Глава 2 Содержание коррекционной работы агрессивного поведения детей…………………………………………………………
2.1 Направления работы по коррекции агрессивного поведения детей………………………………………………………..……………
2.2. Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения…………………………….………………….
Заключение………………………………………………………….…..
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

Дроздова.docx

— 103.48 Кб (Скачать файл)

– Что изображено на рисунке?

– Что ты чувствовал, когда рисовал свой гнев?

– Можешь ли ты поговорить от лица своего рисунка? (для выявления скрытых мотивов и переживаний)

– Изменилось ли твоё состояние, когда ты полностью прорисовал свой рисунок?

5. «Что  тебе хочется сделать с этим  рисунком?»

Некоторые дети мнут, рвут рисунок. Но многие выражают желание нарисовать ещё один вариант рисунка, когда «он изменился».

Обсуждение нового рисунка:

– Что ты чувствуешь, когда рисуешь новый вариант?

– Поговори, пожалуйста, от лица нового рисунка.

– Каким стало твоё состояние теперь?

Упражнение «Галерея негативных портретов» (для детей от 9 лет)

1. «Сядьте, пожалуйста, поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза, закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку-галерею: на ней выставлены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется поступили с вами несправедливо».

2. «Походите  по этой выставке, рассмотрите  портреты, обратите внимание, как  они выглядят (цвет, размер, отдалённость, выражение лиц). Выберите любой  из них и остановитесь возле  него. Какие чувства вызывает  у вас портрет этого человека?»

3. «Мысленно  выразите свои чувства, адресуя  их портрету. Не сдерживайте своих  чувств, мысленно говорите всё, что  хочется сказать, не стесняясь  в выражениях. А также представьте, что вы делаете с портретом  всё, к чему побуждают ваши  чувства. После того, как вы сделали  это упражнение, сделайте глубокий  вдох 3–4 раза и откройте глаза».

4. Рефлексия:

– Что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении?

– Что понравилось, что не понравилось?

– Кого вы увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились?

– Как менялось ваше состояние в процессе выполнения упражнения?

– Чем отличаются чувства в начале и в конце упражнения?

Упражнение «Письма гнева» (для детей от 9 лет)

1. «Пожалуйста, подумай о том человеке, который  вызывает у тебя злость и  активное неприятие, а также о  тех ситуациях, связанных с этим  человеком, где негативные чувства  проявлялись особенно сильно  и остро».

2. «Напиши, пожалуйста, письмо этому человеку. Расскажи честно и искренне  о своих переживаниях, о том, что  тебе хочется сделать».

Важно, чтобы ребёнок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (ребёнок должен быть предупреждён, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтёт).

3. «Ты  написал письмо. Скажи, что тебе  хочется сделать с ним?»

4. Рефлексия:

– Тебе трудно было писать письмо?

– Всё ли ты высказал или осталось что-то не высказанным?

– Изменилось ли твоё состояние после написания письма?

Упражнение «Осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)»

Примечание: можно работать с разными словами: «ссора», «гнев», «злость».

1. «Выскажитесь, пожалуйста, на тему –

что такое ссора?

как возникает ссора?

был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами?

что вам нравится в ссорах?

что не нравится в ссорах?»

2. «Скажите, пожалуйста, если бы ссора имела  цвет, то какого бы цвета она  была?»

3. «А  какая ссора на вкус?»

4. «А  если потрогать ссору, то какая  она?»

5. «А  какая ссора на слух?»

6. «Нарисуйте, пожалуйста, ситуацию, в которой  у вас произошла ссора, когда  вы злитесь на кого-то».

7. «Как  исправить ситуацию? Как помириться?»

Упражнение «Рецепт: Как сделать ребёнка агрессивным»

(групповое, индивидуальное)

В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться также в своём собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Упражнение состоит из двух частей. Для выполнения упражнения каждому ребёнку понадобятся бумага, ручка, фломастеры.

Первая часть:

1. попросите  детей представить агрессивного  человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный  человек, как он себя ведёт, что  говорит;

2. пусть  дети возьмут бумагу и напишут  небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребёнка, а также нарисуют портрет такого  ребёнка;

3. затем  дети зачитывают свои рецепты, изображают агрессивного ребёнка (как он ходит, как смотрит, какоё  у него голос, что он делает);

4. стоит  обсудить с детьми:

– что им нравится в агрессивном ребёнке;

– что не нравится;

– что бы они хотели изменить в таком ребёнке.

Вторая часть:

1. попросите  детей подумать о том, когда  и как они стали проявлять  агрессию? Каким образом они могут  вызвать агрессию по отношению  к себе?

2. пусть  дети возьмут ещё лист бумаги  и разделят его вертикальной  линией пополам на левую и  правую части. Слева записывается, как окружающие в течение учебного  дня проявляли агрессию по  отношению к ним. В правой части  записывается, как сам ребёнок  проявлял агрессию по отношению  к другим детям;

3. после  этого стоит обсудить с детьми:

– знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными;

– как они считают, почему люди бывают агрессивными;

– всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?);

– как ведёт себя жертва агрессии;

– что можно сделать, чтобы не быть жертвой.

Психологические методы, приёмы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приёмам саморегуляции, которые позволят им сохранить определённое эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок.

Коррекционная работа в этом направлении заключается:

1. в установлении  определённых правил, которые помогут  детям справиться с собственным  гневом;

2. в закреплении  этих правил (навыков) в ролевой  игре (провоцирующей игровой ситуации);

3. в обучении  релаксационным техникам с применением  глубокого дыхания.

Ввод правил

1. Прежде  чем перейдёшь к действию, скажи  себе «Стоп!»

Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребёнком знак «СТОП» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами написано «СТОП». Можно сделать такой знак из картона и положить его в кармашек.

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зелёный, золотистый, оранжевый) и побрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдёт «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой – зелёного. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребёнка и нравиться ему.

2. Прежде  чем перейдёшь к действию, глубоко  вдохни и посчитай до 10

3. Для  особо драчливых детей. Прежде  чем перейдёшь к действию, сильно  сожми кулаки и разожми их. Так делать до 10 раз.

4. Перевод  деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

5. Прочие  правила.

К этому типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребёнка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьёт и т.д.) Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».

Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т.д.

Все эти упражнения можно выполнять в ролевой игре как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Многие дети легко делают упражнения 2–5, если сначала им удаётся визуализировать знак «СТОП».

Закрепление правил в ролевой игре

Прежде чем перейти к закреплению правила в ролевой игре:

– следует расспросить ребёнка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., составить перечень этих ситуаций;

– следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряжённые для ребёнка), и что помогло ему сдерживать себя («помощники»), и составить список «помощников», если таковые имеются;

– затем вводится правило (какое-либо одно!) Его также желательно записать. Далее, если ребёнку 8 и более лет, то его следует попросить представить начало конфликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», а также представить, что ему удалось выполнить правило, и проследить в воображении, как при таких условиях развивается ситуация далее;

– если ребёнку удалось сделать это упражнение, то берётся провоцирующая ситуация, похожая на одну из тех, что представлены в перечне (но начинать нужно с менее конфликтной), и с учётом введённого правила проигрывается в ролевой игре, где психолог либо сам берёт на себя роль «противника-жертвы», либо приглашает для этой роли другого ребёнка;

– с детьми до 7–7,5 лет прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, вместо упражнения на воображение следует для лучшего закрепления навыка проиграть сначала игровую ситуацию с куклами, резиновыми игрушками, человечками из «лего». Для этого психолог вместе с ребёнком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы самого ребёнка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций. Психолог вводит правило. и это правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребёнок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией;

– для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные призы, наклейки, поздравления и т.п.

Релаксационное упражнение «Снежная баба» (для детей до 8 лет)

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите «снежную бабу», а ребёнок её изображает.

Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребёнка изобразить снежную бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замёрзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (ребёнок напрягает плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Упёрлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».

Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребёнка.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе был рассмотрен феномен агрессивности поведения с точки зрения современной психологии. Анализ теоретического материала показал, что существует множество теорий агрессии. Обобщая их можно сказать, что развитие агрессивности определяется не только конституциональными и физиологическими особенностями индивида, а также – наследственностью, но и влиянием социально – психологических факторов. Формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами: особенностями взаимоотношений в семье, стилями семейного воспитания, а так же примерами агрессивного поведения, демонстрируемыми взрослыми, сверстниками и телевидением.

Кроме того, в качестве причин проявлений детской агрессивности отмечают:

– стремление привлечь к себе внимание сверстников;

– стремление получить желанный результат;

– стремление быть главным;

– защита и месть;

– желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста