Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушениями поведения методом игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым актуальным направлением исследовательской деятельности многих специалистов. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в нашей стране, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской агрессивности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами игротерапии...............................................................6
1.1. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста и проблема агрессивного поведения..................................................... 6
1.2. Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии игротерапии............................11
Глава 2. Использование метода игротерапии для коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста......................................24
2.1. Программа исследования.................................................................... 24
2.2. Анализ результатов исследования......................................................25
Заключение. ………………………………………......…….………….....36
Список литературы................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс игротерапия.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

КАФЕДРА  КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушениями поведения методом игротерапии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Специальная психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Выполнила:

 

 

                                                        Научный руководитель:

                                                       

 

 

 

 

                                               

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами игротерапии...............................................................6

1.1. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста и проблема агрессивного поведения..................................................... 6

1.2. Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии игротерапии............................11

Глава 2. Использование метода игротерапии для коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста......................................24

2.1. Программа исследования.................................................................... 24

2.2. Анализ результатов исследования......................................................25

Заключение. ………………………………………......…….………….....36

Список литературы.....................................................................................39

Приложения.................................................................................................41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым актуальным направлением исследовательской деятельности многих специалистов. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в нашей стране, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской агрессивности.

Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвящённых проблеме агрессивного поведения, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами детской агрессивности остаются открытыми.

Актуальность исследования

Почти в каждой группе детского сада, в семье встречаются хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять.

Среди исследователей, занимающихся проблемой детской агрессивности можно выделить таких авторов, как Л. Берковиц, И.В. Дубровина, А.И.Захаров, А.С. Спиваковская, И.А. Фурманов [ 2, 5, 6, 14, 17] .

Таким образом, на наш взгляд, проблема снижения агрессивности с помощью технологии игротерапии является актуальной, так как многие аспекты этой проблемы изучены недостаточно. Этим и определяется актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы.

Противоречие: между необходимостью создания условий для успешной коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста и отсутствием единых теоретических и практических подходов к их реализации. Поиск разрешения обозначенных противоречий привел нас к следующей проблеме: разработка и внедрение в практику эффективных технологий коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, в том числе игротерапии.

Объект – агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – организация социальной коррекции поведения старших дошкольников с помощью технологии игротерапии.

Цель работы: на основе анализа уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, разработать технологию игротерапии для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: эффективную коррекцию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста возможно осуществлять с помощью метода игротерапии.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  научную литературу, посвященную  проблеме агрессии у детей  старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть основные технологии  коррекции агрессивного поведения  старших дошкольников, в том числе  игротерапию.

3. Обобщить опыт работы дошкольного  образовательного учреждения по  коррекции агрессивного поведения  старших дошкольников;

4. Проанализировать результаты реализации технологии игротерапии по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать социально-педагогические  рекомендации для родителей и  педагогов по коррекции агрессивного  поведения детей старшего дошкольного возраста.

Исследование изучаемой проблемы проводилось с использованием общенаучных методов, включающих:

1) Теоретические: анализ научной  литературы, синтез, обобщение.

2) Эмпирические: наблюдение, беседа, рисуночные  методики, анкетирование.

База исследования: ДОЛ «Голубой экран».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами игротерапии

 

    1. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста и проблема агрессивного поведения

 

Сложившиеся в раннем детстве предпосылки развития личности создают базу для новых путей воздействия на дошкольника со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые личностные черты, качества и формы поведения, благодаря которым он становится членом определенного социума.

По мнению многих педагогов и психологов [1, 3, 4, 9, 10, 18], именно в дошкольном детстве приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

В старшем дошкольном детстве продолжается интенсивное созревание детского организма. Возрастает скорость образования условных рефлексов, особенно интенсивно развивается вторая сигнальная система. Физическое развитие создает необходимые условия для большей самостоятельности ребенка.

Старший дошкольный период характеризуется возникновением новой социальной ситуацией развития [16]. Место, занимаемое дошкольником в социуме, существенно отличается от того, которое было характер для малыша раннего периода детства. У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей. Новую форму приобретает связь ребенка со взрослыми: совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого.

Впервые становится возможным сравнительно систематическое обучение по определенной программе. Однако, как указывал Л. С. Выготский, эта программа может быть реализована лишь в той мере, в какой она становится собственной программой дошкольника [18]. Важной особенностью этого возраста также является возникновение определенных взаимоотношений со сверстниками, образование «детского общества».

Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «Я» и значением своих действий и поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и особенностям взаимоотношений. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали.

Развитие личности ребенка включает две стороны [10]. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых peбeнок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей [3]. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями - наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами.

Правила, которые усложняются на протяжении дошкольного детства, организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются, таким образом, от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается, усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что час возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, они нередко на первых порах применяют их формально, не поит особенностей данного конкретного случая. Овладение правила взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановление этих правил [10].

Важную роль в развитии личности старшего дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками [16]. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у старшего дошкольника в потребность общения со сверстниками.

Другим путем влияния детского общества на развитие личности, усвоение норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение. В четыре-пять лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. Такое подчинение мнению большинства носит название конформности [19].

Ребёнок не прошедший школы общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её неписанными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в общении и характере. Ребёнок проявляет свою неудовлетворённость в общении, раздражаясь, становясь агрессивным [8].

Наиболее типичным для старших дошкольников вариантом конфликтных отношений со сверстниками является повышенная агрессивность в поведении.

Рассмотрим более подробно особенности проявления агрессивности у детей в старшем дошкольном возрасте.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, купанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными.

Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Такое поведение вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. Но его агрессия условна, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.

В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками. Причина – связанная с обладанием вещей, чаще всего с игрушками.

В дальнейшем причина агрессивности связана с процессами полоролевой идентификации ребенка или особенностями «эдиповой ситуации» в семье [2] . Но психологами было замечено, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдается к кукле «отца», а наименьшая – к кукле «матери», у девочек – наоборот. Было также замечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца.

Существуют половые различия и в силе проявления агрессивных реакций. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то же время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек – «вовнутрь» [17].

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушениями поведения методом игротерапии