Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушениями поведения методом игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым актуальным направлением исследовательской деятельности многих специалистов. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в нашей стране, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской агрессивности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами игротерапии...............................................................6
1.1. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста и проблема агрессивного поведения..................................................... 6
1.2. Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии игротерапии............................11
Глава 2. Использование метода игротерапии для коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста......................................24
2.1. Программа исследования.................................................................... 24
2.2. Анализ результатов исследования......................................................25
Заключение. ………………………………………......…….………….....36
Список литературы................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс игротерапия.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Нормы значений:

Низкие значения: 0-5 баллов

Средние значения: 6-10 баллов

Высокие значения: 11-15 баллов

Средние значения до проведения коррекционных занятий:

─ высокий уровень – 12 детей;

─ средний уровень – 4 ребенка;

─ низкий уровень – 4 ребенка.

Средние значения после проведения коррекционных занятий:

─ высокий – 5 детей;

─ средний – 7 детей;

─ низкий – 8 детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Сводная таблица диагностических результатов рисуночной методики «Дом-дерево-человек» до и после проведения

коррекционной работы

Таблица 6.

Испытуемые

Сумма баллов по шкале агрессивности до проведения коррекционной работы

Уровень агрессивности

Сумма баллов по шкале агрессивности после проведения коррекционной работы

Уровень агрессивности

1

Арсений В.

17

Высокий

16

Высокий

2

Альфия З.

14

Средний

7

Низкий

3

Никита Ф.

11

Средний

6

Низкий

4

Арсен Г.

20

Высокий

17

Высокий

5

Артур К.

19

Высокий

14

Средний

6

Миша К.

17

Высокий

9

Низкий

7

Аня Е.

14

Средний

13

Средний

8

Арина Е.

15

Высокий

13

Средний

9

Катя Р.

12

Средний

7

Низкий

10

Ксюша Щ.

17

Высокий

17

Высокий

11

Регина В.

13

Средний

5

Низкий

12

Алина Ш.

7

Низкий

18

Низкий

13

Аня Ш.

18

Высокий

19

Высокий

14

Ян С.

14

Средний

6

Низкий

15

Влад Б.

19

Высокий

9

Низкий

16

Катя К.

16

Высокий

16

Высокий

17

Лена К.

6

Низкий

7

Низкий

18

Алина Э.

18

Высокий

14

Средний

19

Андрей С.

15

Высокий

16

Высокий

20

Коля Э.

17

Высокий

14

Средний


Нормы значений:

Низкие значения: 0-9 баллов

Средние значения: 10-14 баллов

Высокие значения: 15-20 баллов

Средние значения до проведения коррекционных занятий:

─ высокий – 12 детей;

─ средний – 6 детей;

─ низкий – 2 детей.

Средние значения после проведения коррекционных занятий:

─ высокий – 7 детей;

─ средний – 5 ребенка;

─ низкий – 8 детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Содержание занятий коррекционного этапа технологии социальной коррекции агрессивного поведения детей с помощью игротерапии

 

I этап работы - ориентировочный.

Посвящено знакомству детей друг с другом. Дети садятся полукругом на стульчики около ведущего. Всем участникам взрослый предлагает назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий.

1. «Паровозик»

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, усиление произвольного контроля, развитие умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с «вагончиками» различные препятствия.

2. Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку — бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

3. Игра «Прогулка»

Цель: двигательная и эмоциональная разминка.

Ведущий: «Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам».

II этап работы — реконструктивный

К началу II этапа ведущему уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого. Индивидуальная коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это становится возможным лишь тогда, если ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками напряжения и обусловливают неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на I этапе коррекции, во время направленной игры.

1. Игра «Ассоциации».

Цель игры: воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изображать человека.

Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.

2. Игра «Бип».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, устранение агрессивности в поведении, сплочение группы.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, присаживается по очереди на колени к детям и угадывает, у кого он сидит. Если он правильно угадал, тот, кого назвали, говорит: «Бип».

3. «Семейный портрет».

Цель игры: игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповые взаимоотношения.

Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

4. Игра «Зеркало».

Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети — зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Педагог следит за правильностью отражения.

5. Игра «Крепость».

Цель игры: игра даст детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика — кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры: группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость. Одна команда защищает крепость, другая — штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи. мягкие игрушки.

III этап - закрепляющий

Важное место в коррекционной работе по снижению агрессивности занимает задача по развитию навыков произвольности поведения. Она решается на III этапе.

На III, заключительном, этапе проводятся игры с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому; закрепляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками.

1. Игра «Четыре стихии».

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз; на слово «вода» - вытянуть руки вперед, на слово «воздух» - поднять руки вверх, на слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

2. «Хоровод».

Детям предлагаем: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры».

 

 


Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушениями поведения методом игротерапии