Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 22:22, курсовая работа
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым актуальным направлением исследовательской деятельности многих специалистов. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в нашей стране, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской агрессивности.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами игротерапии...............................................................6
1.1. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста и проблема агрессивного поведения..................................................... 6
1.2. Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии игротерапии............................11
Глава 2. Использование метода игротерапии для коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста......................................24
2.1. Программа исследования.................................................................... 24
2.2. Анализ результатов исследования......................................................25
Заключение. ………………………………………......…….………….....36
Список литературы................................................
Профилактическая и коррекционная деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия, применяемыми непосредственно к ребенку. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует также и неблагоприятная социальная среда, которая часто и вызывает агрессивное поведение дошкольника.
В ходе исследования первым этапом нашей работы было ознакомление с теоретическими основами проблемы агрессивности детей старшего дошкольного возраста. Проработав литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме агрессивности в детском возрасте, мы пришли к выводу:
1. Агрессия – это приобретенная
модель социального поведения
и она может быть ослаблена
с помощью социальных условий.
Социальной причиной
─ образец отношений и поведения родителей;
─ характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.
Семья является провоцирующим фактором в проявлениях агрессии детей, если присутствуют конфликты, жестокие наказания;
Родители, при возникновении агрессивного поведения реагируют на данное поведение либо снисходительно, т.е. готовы прощать поступки, понимать и принимать ребенка, либо строго наказывают агрессивными проявлениями. Между ребенком и родителями нарушается внутренний комфорт ребенка, и он старается все это выместить на окружающих его детях в детском саду или на улице.
Мы предположили, что эффективной технологией социальной работы по снижению агрессивности детей может быть игротерапия. Изучив методическую литературу о методе игротерапии, мы разработали и внедрили программу коррекционных занятий.
Нами были проведены серия диагностических методик до начала и после коррекционных занятий для выявления эффективности применения игротерапии как технологии социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Полученные нами результаты показали высокую эффективность данной технологии социальной работы. Мы подтвердили гипотезу нашего исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование проблемы агрессивности детей старшего дошкольного возраста может служить важным материалом для дальнейшего исследования данной проблемы. Разработанная и апробированная на практике технология игротерапии по социальной коррекции уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста может во многом помочь воспитателям, психологам в воспитании дошкольников.
Список литературы
1. Асеев В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. – Иркутск : Наука, 1984. - 320 с.
2. Берковиц , Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М. : Владос, 2001. - 512 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Педагогика, 1994. – с. 278.
4. Возрастные особенности психического развития детей
/ под ред.
И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М. : Академия,
1982. - 280 с.
5. Дубровина , И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / И. В Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е.Данилова, Т. В. Вохмянина. – М. : Академия, 1998. -160 с.
6. Захаров, А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М. : Педагогика, 1996. – 294 с.
7. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова - М. : Просвещение, 1997. - 312 с.
8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под ред. Л. М. Шипицыной.- СПб. : Речь, 2003.- 240 с.
9. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 992 с.
10. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. - СПб. : Питер, 2002. - 640 с.
11. Панфилова , М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекция игры / М. А. Панфилова – М. : Владос, 2000. – с. 315.
12. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. И. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М. : Педагогика, 1987. – с. 297.
13. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. / под ред. Давыдова В. В. - М. : Большая российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - 780 с.
14. Спиваковская , А. С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская. – М. : Академия, 1988. – с. 328.
15. Степанов , С. Жестокость / С.Степанов // Семья и школа. – 1994. - № 2. – С. 34-38.
16. Урунтаева , Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
17. Фурманов, И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. - М. : Юнити, 1996. - 192 с.
18. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Фельдштейна Д. И. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с.
19. Циркин, С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / С. Ю. Циркин. - СПб. : Питер, 2000. - 752 с.
20. Чернецкая, Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л.В. Чернецкая. - Р.-на-Д. : Феникс, 2005. - 128 с.
21. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1978. – 294.
Приложения
Приложение 1.
Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: «Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!»
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Интерпретация методики
Положение рисунка на листе.
Норма - рисунок расположен по центру листа.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры - голова.
Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего -эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.
Деталь «уши» - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.
Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы(боязливость, тревожность).
Глаза. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.
Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками -когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент).
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом : точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями.
Однотипность и однонаправленность формы лап , любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры , могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей. Функциональные цветовые детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.).
Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах. Со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «размазывание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению. Верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников руководителей. Нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей -только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).