Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушениями поведения методом игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым актуальным направлением исследовательской деятельности многих специалистов. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в нашей стране, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской агрессивности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами игротерапии...............................................................6
1.1. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста и проблема агрессивного поведения..................................................... 6
1.2. Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии игротерапии............................11
Глава 2. Использование метода игротерапии для коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста......................................24
2.1. Программа исследования.................................................................... 24
2.2. Анализ результатов исследования......................................................25
Заключение. ………………………………………......…….………….....36
Список литературы................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс игротерапия.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

4. Обсуждение - заключительный этап  игровой психотерапии.

Таким образом, мы выяснили, что игротерапия является эффективной технологией социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим основные этапы реализации технологии игротерапии.

Технология игротерапии по социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов [12].

Перед началом коррекционной работы проводится собрание с родителями, где дается информация о возможностях игротерапии, определяются запросы родителей, согласовывается режим совместной работы.

I . Диагностический этап

1. Проективная диагностика агрессивности:

2. Метод наблюдения за поведением ребёнка в ходе общения со сверстниками.

II . Коррекционный этап

Игровая коррекция агрессивного поведения является формой коррекционной социальной работы с детьми дошкольного возраста.

Наиболее предпочтительно проведение игротерапии в форме групповых занятий [20].

Этапы групповой коррекции агрессивного поведения

Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для детской коррекционной группы также характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой коррекции, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий [7].

1. Ориентировочный этап

На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика ведущего на этом этапе наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.

На этом этапе решаются следующие задачи.

─ Выявление особенностей агрессивного поведения, требующих коррекции.

─ Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, дети становятся более активными.

2. Реконструктивный этап

На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция ведущего становится более активной. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача ведущего на этом этапе - продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения.

Приемы коррекции: интерпретация; отражение, демонстрация более адекватных способов поведения, внушение, создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия.

Таким образом, на этом этапе происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в поведении ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматичный характер.

Почти всегда на этом встречаются проявления агрессии, негативизма, направленных против ведущего. К концу этого этапа гамма противоречивых эмоций ребенка должна сменится чувством безопасности и доверия как к ведущему.

3. Закрепляющий этап

На третьем этапе у детей закрепляется способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача ведущего - обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого этапа является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в поведении ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.

Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Ведущий во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.

III . Контрольный этап

На этом этапе проводится изучение эффективности коррекционной технологии. Полученные результаты соотносятся с поставленной целью и задачами. Методами оценки эффективности коррекционной технологии являются результаты диагностических мероприятий:

─ устные опросы родителей, воспитателей;

─ результаты наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересом их участников, динамикой в отношениях от начала к концу занятий и др.);

─ результаты применения тестовых методик;

─ результаты применение технических средств (фото, видеоаппаратуры) для визуального наблюдения и анализа изменений, происходящих в участниках занятий.

 

Выводы по 1 главе:

 

1. Старший дошкольный период  характеризуется возникновением  новой социальной ситуацией развития. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми.

2. Важную роль в развитии личности  старшего дошкольника играет  влияние, оказываемое на него  общением со сверстниками. Опыт  взаимоотношений детей друг с  другом развивает способности к самоанализу. На фоне формирования этих способностей начинают развиваться притязания ребенка на признание среди сверстников. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.

3. Агрессивность– это относительно  устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению. Выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.

4. Социальная коррекция - это технология  социальной работы, направленная  на изменение или исправление  различных недостатков и отклонений  от существующих норм в той  или иной социальной сфере.

5. Распространенными технологиями социальной коррекции агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста являются: арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, коммуникативные и психогимнастические игры, ролевые игры, методики релаксации.

6. Игровая коррекция агрессивного поведения является технологией социальной коррекции поведения детей старшего дошкольного возраста. Наиболее предпочтительно проведение игротерапии в форме групповых занятий.

7. Технология игротерапии по  социальной коррекции агрессивного  поведения детей с помощью состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование метода игротерапии для коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста

 

2.1. Программа исследования

 

 Экспериментальная работа по использованию технологии игротерапии для социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста проводились в ДОЛ «Голубой экран».

Работа с группой проводилась нами в течение 6-и месяцев.

Цель – подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования: эффективную коррекцию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста возможно осуществлять с помощью метода игротерапии.

На основе выдвинутой гипотезы на данном этапе исследования нами были поставлены следующие задачи:

─ с помощью рисуночных тестов выявить уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста;

─ провести анкетирование родителей с целью выяснения причин агрессивности детей в семье;

─ разработать технологию игротерапии для снижения уровня агрессивности в поведении детей;

─ проанализировать влияние коррекционных занятий с использованием технологии игротерапии на снижение уровня агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Весь процесс проведения нашего исследования мы разделили на 3 этапа:

1. Диагностический этап.

Цель: определить уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста в группе

2. Коррекционный.

Цель: реализовать разработанную нами технологию игротерапии для социальной коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

3. Контрольный.

Цель: анализ эффективности применения технологии игротерапии для снижения уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

1. Диагностический этап исследования.

В качестве диагностических методик нами использовались следующие:

─ рисуночные (проективные) методики на выявление уровня агрессивности: «Несуществующее животное» и «Дом, дерево, человек».

─ индивидуальные беседы с родителями (по запросу родителей).

1. Результаты обследования детей по тесту «Несуществующее животное»:

Цель: Установить уровень агрессивности каждого ребенка.

Для оценки агрессивности ребенка по данному тесту использовалась специальная таблица (см. Приложение 4).

Качественный анализ рисунков детей показал, что агрессивное настроение преобладает у большинства детей в различной степени:

─ у 16 детей в рисунках присутствуют острые углы, что свидетельствует о выраженной степени агрессивности, дети изображали когти, клыки, клювы и т.д.;

─ 7 детей рисовали рисунок, сильно нажимая на карандаш, что говорит о возможной повышенной агрессивности;

─ у 5 детей были неаккуратные рисунки;

─ 9 детей изобразили свое животное с угрожающим выражением.

Результаты теста «Несуществующее животное» приведены в приложении (см. Приложение 6).

Количественный анализ рисунков детей данной группы показал, что уровень агрессивности следующий:

─ высокий уровень – 12 детей;

─ средний уровень – 4 ребенка;

─ низкий уровень – 4 ребенка.

Рисунок 3. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по методике «Несуществующее животное» на диагностическом этапе исследования.

По данной методике мы можем констатировать высокий уровень агрессивности у детей данной группы (более половины детей). Низкий уровень агрессивности выявлен у четырех детей.

4. Результаты обследования детей  по рисуночной методике «Дом-дерево-человек»

Цель: выявить степень выраженности агрессивных импульсов у детей.

Качественный анализ рисунков оценивался по трем аспектам – детали рисунков, их пропорции и перспектива.

Анализируя рисунки всех детей можно судить о выраженном присутствии агрессивности у 12 детей, например:

─ 8 детей изобразили человека с различным оружием в руках, что говорит об наличии у них выраженных агрессивных тенденций;

─ у 4 детей на рисунках с изображением человека нарисованы длинные пальцы на руках;

─ 6 детей нарисовали человека с приоткрытым ртом с явно прорисованными зубами, что говорит о склонности к вербальным формам агрессии.

─ у большинства детей в рисунках присутствует нажим, а у 6 детей штриховка прорисована «от себя», что также говорит о возможной агрессии.

Результаты методики «Дом, дерево, человек» приведены в Приложении 7.

Количественный анализ рисунков детей по данной методике показал, что уровень агрессивности детей в данной группе следующий:

─ высокий – 12 детей;

─ средний – 6 детей;

─ низкий – 2 детей.

Рис. 4. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по методике «Дом, дерево, человек» (диагностический этап)

Результаты по данной методике показывают, что в группе наблюдается высокая степень выраженности агрессивных импульсов. Низкий уровень агрессивности выявлен всего у двух детей.

Количественный анализ суммы баллов уровня агрессивности по двум рисуночным методикам в данной группе следующий:

─ высокий уровень– 12 детей;

─ средний уровень– 5 детей;

─ низкий уровень– 3 детей.

Рис. 5. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по результатам двух рисуночных тестов (диагностический этап)

Анализ результатов по двум рисуночным методикам показывает, что уровень агрессивности детей в данной группе достаточно высокий. Это дает основание говорить о том, что данная группа детей для проведения опытно-экспериментальной работы подобрана правильно.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушениями поведения методом игротерапии