Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 06:46, дипломная работа
Целью нашего исследования явилось изучение и развитие зрительной памяти умственно отсталых младших школьников и коррекция ее недостатков на уроках ручного труда.
Соответственно цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников.
2. Теоретически изучить особенности организации уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида и определить коррекционное значение уроков ручного труда в развитии зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Экспериментально изучить уровень и особенности развития зрительной памяти умственно отсталых школьников четвертых классов на уроках ручного труда.
4. Разработать систему коррекционной работы по развитию зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда.
5. Проверить эффективность коррекционной работы, разработать рекомендации и подобрать комплекс заданий и упражнений для учителей и воспитателей по развитию зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Анализ проблемы коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в работах отечественных специалистов ……………
Развитие зрительной памяти в младшем школьном возрасте………………….
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. ………………….
Особенности изучения и коррекции зрительной памяти у умственно отсталых младших школьников …………………
выводы по 1 главе ………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда в развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников ………
2.1. Организация констатирующего этапа исследования……
2.2. Программа по коррекции и развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда
2.3 Организация контрольного этапа исследования…………….
Заключение ……………………….
Список литературы …………………………………….
Приложение 1
Наглядный материал к методике «Посмотри и запомни».
Приложение 2
Наглядный материал к методике «Узнавание изображений».
Бланк 1
Бланк 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Аппликация «Ваза с фруктами» ученицы 4-го класса Леры К.
Приложение 4
Урок ручного труда в 4-м классе специальной (коррекционной)
школы VIII вида
Тема: Изготовление открытки ко Дню защитника отечества.
Цели
Задачи
Образовательные:
Коррекционно - развивающие:
Воспитательные:
Оборудование
Цветная бумага, клей, шаблоны, бумага, карандаши, поздравительный текст, образец открытки.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Встали все ровненько.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
-Проверьте все ли готово у вас к уроку?
2. Работа по теме урока.
-Ребята сегодня на уроке мы будем изготовлять открытки к празднику День защитника отечества.
-Ребята, скажите, а вы знаете, что - нибудь о празднике 23 февраля, и кого в это день нужно поздравлять?
-Давайте я вам немного расскажу об истории создания этого праздника. А вы меня внимательно послушаете.
-Изначально 23 февраля праздновался как день рождения красной армии в честь победы под городом Нарвой и Псковом над немецкими войсками. В 1922 году 23 февраля было объявлено днем красной армии. Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник – день советской армии и военно-морского флота. После распада СССР 23 февраля было переименовано в День защитника отечества. Этот день мужчинам позволяет иметь свой собственный праздник.
В преддверии праздника 23 февраля надо внимательно посмотреть вокруг, кто достоин поздравления в этот день, конечно, это праздник мужчин, дедушек, пап, старших братьев. Нужно чтобы младшие дети в этот день поздравляли старших. В качестве сюрприза может стать открытка, изготовленная собственными руками.
-Именно этим мы с
вами и будем сегодня
3. Организация рабочего места учащихся.
-Прежде чем начать работу проверим ваши рабочие места.
- Сегодня мы с вами поиграем в игру «Перепутались».
Инструкция: «Посмотрите на парту на ней лежат предметы, которые нам необходимы для проведения урока. Посмотрите внимательно на все предметы, запомните их и их очередность. Теперь закройте глаза, а когда я скажу слово «день» откройте глаза и назовите все предметы».
-Назовите предметы, которые понадобятся нам при работе.
-Цветная бумага, клей, шаблоны: звезда и лента, линейка, бумага, карандаши, поздравительный текст.
-Ребята, назовите правила работы с ножницами и правила приклеивания, вырезания бумаги.
4. Ориентировка в задании.
-Прочитайте на доске пословицу.
Делу время - потехе час.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Как можно эту пословицу отнести к нашей работе?
Пальчиковая гимнастика
-Ребята, давайте перед работой разомнем наши кисти и пальцы рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
-Ребята пальчиковая
5.Изготовление изделия по плану.
Наметим план работы поэтапно.
1.Берем цветной лист бумаги, сгибаем пополам у нас должно получиться две части.
2.Берем шаблон звезду, накладываем на красную цветную бумагу. Обведи и вырежи!
3. Берем шаблон ленту,
накладываем на оранжевую
4.Берем черный карандаш и рисуем на ленте черные полосы.
5.Находим на открытке центр, приклеиваем сначала ленту, затем звезду!
6.Открываем открытку и наклеиваем в центре поздравительный текст.
7.Над получившейся
Физминутка
Топай, мишка, хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
6.Оценка качества выполнения изделия.
-Ребята давайте сейчас
организуем выставку наших
7.Итог урока.
-Какое изделие мы сегодня изготавливали?
-К какому празднику мы изготовили открытку?
-Что нового вы узнали об истории создания этого праздника?
-Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились.
-Всем спасибо за работу, урок окончен!
Урок ручного труда в 4-м классе специальной (коррекционной)
школы VIII вида
Тема: Изготовление бабочки путем сгибания бумаги.
Цели
Задачи
Образовательные:
Коррекционно - развивающие:
Воспитательные:
Оборудование
Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, картон, карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Встали все ровненько.
-Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку (цветная бумага, клей, кисточки, лист бумаги). Тихонечко садитесь.
-Урок начнем с отчета дежурного.
2. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы будем выполнять несложную, но очень интересную работу. Вначале урока мы вспомним, какой бывает бумага и какими свойствами она обладает. Сегодня на уроке мы научимся изготовлять предметы путём сгибания бумаги. А что мы будем изготовлять, вы узнаете чуть позже.
3. Актуализация знаний учащихся.
-Что такое бумага, и каких видов она бывает? (писчая, альбомная, картон, газетная, копировальная, цветная и т. д.).
-Сегодня на урок я принесла вас образцы видов бумаг.
-Для чего нам нужна писчая бумага? (писать). Что можно сделать с писчей бумагой? (смять, разорвать, сложить, промочить).
-Для чего нам нужна цветная бумага? (выполнять аппликации и поделки). Какими свойствами обладает цветная бумага? (сминается, выгорает).
- Что можно делать с картоном? (клеить, резать, рвётся с трудом).
- Зачем нужна копировальная бумага? (копировать, переводить).
- Итак, мы вспомнили, что бумага бывает альбомная, цветная, картон и копировальная бумага. И сделали вывод, что бумага обладает свойствами сминаться, складываться, рваться, выгорать на солнце, размокать.
-Теперь поговорим о цвете бумаги.
-Поиграем с вами в игру «Запомни цвет». Сейчас вы будете рассматривать в течение 30 секунд 10 полосок цветной бумаги, затем я их убираю, и вы называйте по очереди все цвета, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит цвет, которого не было названо.
4. Ориентировка в задании.
- Сегодня на уроке мы
будем работать с цветной
-А что мы сегодня будем изготовлять, вы узнаете, угадав загадку: Не птичка, а с крыльями (бабочка). Посмотрите на доску.
-Молодцы! Правильно, это бабочка. Скажите, бабочка - это птица, животное или насекомое?
-В какое время года много насекомых? (летом). Каких насекомых вы видели летом? (жуки, муравьи, комары, мухи, осы, кузнечики).
-Как они окрашены? (разноцветные).
Окраска насекомых разная. Назовите
насекомое с самой яркой
-Яркая окраска, сложный рисунок на теле и крыльях предупреждает птиц о том, что насекомое ядовитое и поэтому не съедобное. Бывает окраска у бабочек под цвет травы, веточек - их трудно заметить среди растений. Их окраска защищает от врагов?
- Из чего состоит тело бабочки? Тело бабочки состоит из головы, груди, брюшка. На голове находятся глаза, а между ними усики. Снизу головы расположен рот.
-Прежде чем появится
бабочка, какой она была? (гусеница).
Личинка бабочки называется
-Что происходит с бабочками с наступлением холодов? Они прячутся в щели деревьев, под опавшие листья и в других местах. Некоторые бабочки улетают с наступлением холодов в тёплые края, где нет суровой зимы.
- Сегодня на уроке мы будем изготовлять бабочку из цветной бумаги, у каждого бабочка будет своего цвета.
5. Анализ объекта изготовления.
-Рассмотрите мою бабочку! Из какой бумаги она изготовлена? (цветной). Какого она размера? (большая, почти на весь лист). Из каких частей состоит? (четырёх крыльев, усики). Какая у нас бабочка - плоская или объёмная? Она как бы парит в воздухе. Если мы возьмём и разберём бабочку, на какую геометрическую фигуру она похожа? (треугольник). Мы будем делать бабочку из квадрата, сложенного пополам так, чтобы получился треугольник.