Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 06:46, дипломная работа
Целью нашего исследования явилось изучение и развитие зрительной памяти умственно отсталых младших школьников и коррекция ее недостатков на уроках ручного труда.
Соответственно цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников.
2. Теоретически изучить особенности организации уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида и определить коррекционное значение уроков ручного труда в развитии зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Экспериментально изучить уровень и особенности развития зрительной памяти умственно отсталых школьников четвертых классов на уроках ручного труда.
4. Разработать систему коррекционной работы по развитию зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда.
5. Проверить эффективность коррекционной работы, разработать рекомендации и подобрать комплекс заданий и упражнений для учителей и воспитателей по развитию зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Анализ проблемы коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в работах отечественных специалистов ……………
Развитие зрительной памяти в младшем школьном возрасте………………….
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. ………………….
Особенности изучения и коррекции зрительной памяти у умственно отсталых младших школьников …………………
выводы по 1 главе ………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда в развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников ………
2.1. Организация констатирующего этапа исследования……
2.2. Программа по коррекции и развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда
2.3 Организация контрольного этапа исследования…………….
Заключение ……………………….
Список литературы …………………………………….
Введение
Память - это психический процесс роль, которого переоценить не возможно. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без нее невозможно полноценное развитие личности человека. Концентрирование усилий на разработке проблемы памяти в дефектологии обусловлено той активной ролью, которую память играет во всей жизни ученика с нарушением интеллекта, его обучении и коррекции недостатков.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Проблема коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида – одна из изучаемых психолого - педагогических проблем. Огромный интерес к различным ее аспектам обусловлен исключительно важной ролью данного урока, так как именно он является основным этапом в системе профессионально-трудовой подготовки учащихся в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида.
Трудовое обучение умственно отсталых школьников является важным звеном в системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Именно поэтому проблема трудового обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в специальной педагогике и психологии. Большинство дефектологов, так или иначе, ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития умственно отсталых детей.
Ручной труд является важным средством всестороннего развития умственно отсталых школьников и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе работы участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом. Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы на уроках ручного труда. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, совершенствуется память, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей.
Проблемой экспериментального исследования в области изучения коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда в развитии памяти умственно отсталых младших школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимались К.И. Вересотская, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Т.С Жидкина, Х.С. Замский, А.И. Липкина, Л.С. Мирский, М.М. Нудельман, Б.И. Пинский, Ж.И. Шиф и другие исследователи.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему умственной отсталости. Большое влияние на мыслительную деятельность оказывает память, что делает проблему ее изучения весьма актуальной и предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей изучения формирования знаний, которые учитывали бы возможности младших школьников с нарушением интеллекта.
Целью нашего исследования явилось изучение и развитие зрительной памяти умственно отсталых младших школьников и коррекция ее недостатков на уроках ручного труда.
Соответственно цели исследования нами были определены следующие задачи:
Объект исследования – уроки ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Предмет исследования – коррекция и развитие зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс развития зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта будет осуществляться более эффективно при целенаправленной и систематической коррекционной работе с использованием специальных заданий и упражнений на уроках ручного труда, а так же при учёте индивидуальных и типологических особенностей данной категории учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в изучении особенностей развития зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта, а так же в разработке рекомендаций для учителей и воспитателей по развитию зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обуславливается актуальность темы исследования и его практическая значимость, определяются цель и задачи исследования, формулируется объект и предмет исследования.
В первой главе «Проблема изучения коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в работах отечественных специалистов» дан анализ теоретической литературы по проблеме изучения зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда, определенны основные направления в работе по коррекции и развитию зрительной памяти школьников с нарушениями интеллекта на уроках ручного труда.
Во второй «Экспериментальное обоснование коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда в развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников» подробно показан ход эксперимента, даны рекомендации для учителей и воспитателей.
В заключении содержаться выводы, доказывается актуальность выбранной темы, отмечается степень реализации целей и задач исследования.
Список литературы содержит 45 теоретических источников.
Приложение содержит наглядный материал по использованным диагностическим методикам.
Глава 1. Проблема изучения коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в работах отечественных специалистов
1.1 Особенности развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников
Память – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. Человек имеет возможность овладеть опытом прошлых поколений, применять свой личный опыт в практической деятельности, расширять свои знания, совершенствовать навыки и умения. Развитие памяти человека, особенно детской памяти основных ее процессов, основных характеристик памяти происходит в процессе разнообразных видов деятельности [7].
Зрительная память - образная память, связанная с деятельностью зрительного анализатора. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит [34].
Благодаря памяти человек накапливает информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое [4].
По мнению Б. И. Пинского, память играет исключительно важную роль в жизни человека. Без запечатления в памяти того, что мы воспринимаем, переживаем и делаем, невозможна сознательная человеческая деятельность.
П. И. Зинченко и Б. И. Пинским были выявлены особенности развития памяти, являющихся общими для детей с интеллектуальной недостаточностью, но имеются данные и о больших индивидуальных различиях в процессах памяти этих учащихся. Причин, способствующих появлению этих различий много, однако, одной из основных причин следует считать разную структуру дефекта при олигофрении [2].
Процессы памяти умственно отсталых школьников характеризуются многими особенностями. Объем запоминаемого учениками специальной школы материала существенно меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. Чем более абстрактным является подлежащий материал, тем меньшее его количество запоминают школьники.
Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным.
Память умственно отсталых учащихся формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей, что было отмечено в ранних исследованиях как зарубежных, так и советских психологов. В исследованиях Л.В. Занкова, М.С. Левитина, И.М. Соловьева и других выявлены многие качественные особенности, которыми характеризуется память детей с нарушениями интеллекта. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что они лучше запоминают внешние, случайные признаки, а внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом, так как не вычленяются [4].
Изучая особенности непроизвольного запоминания учащимися специальной (коррекционной) школы, Б.И. Пинский выявил его зависимость от работы, выполняемой учеником. Им обнаружено, что если деятельность, в которой осуществляется непроизвольное запоминание, носит активный характер, требует от умственно отсталых учащихся интеллектуальных усилий, то резко возрастает продуктивность запоминания. В этих условиях его успешность может превышать успешность произвольного запоминания, выполнение которого не требует высокого уровня умственной активности [33].
Непроизвольное запоминание - это запоминание материала без постановки цели запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Непроизвольно может запечатлеться то, что многократно повторяется.
Произвольное запоминание характеризуется, прежде всего, тем, что оно направлено на запоминание определенных объектов, связано с тем, что человек ставит перед собой цель запомнить-вспомнить.
В.Л. Подобед, И.М. Соловьева, В.А.Сумарокова считали, что важной характеристикой зрительной памяти является ее объем, какое количество материала (слов, цифр, предложений) можно повторить без единой ошибки тотчас же после его однократного и неоднократного восприятия [28].
По мнению И.М. Сеченова память – это краеугольный камень психического развития младших школьников с нарушением интеллекта. Благодаря памяти школьники фиксируют и обобщают прошлый опыт, приобретают знания и умения. Без памяти не мыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единство способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру [4].
Как показали исследования Х.С. Замского, младшие школьники с нарушением интеллекта усваивают все новое очень медленно, либо поле многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениям на практике.
Особенности воспроизведения текстов младших школьников с нарушением интеллекта рассматривали в своих исследованиях Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, А.И. Липкина, М.М. Нудельман и другие специалисты. Чтобы прочно усвоить какой-либо новый материал умственно отсталым младшим школьникам необходимо значительно большее число повторений, чем учащимся массовой школы. Без многократных повторений учебного материала учащиеся очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормально развивающихся сверстников [4], [7],[13].
Разработаны многие дидактически ценные принципы, позволяющие, повысить качество усвоения нового учебного материала к их числу относится исследованный и разработанный Х.С. Замским принцип разнообразия при повторении учебного материала.
По мнению Л.С. Выготского к «ядерным» свойствам памяти младших школьников с нарушением интеллекта относятся: замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения, неточность воспроизведения [7].
И.М. Сеченов, сравнивая память человека с фонографом, указывал, что существенное свойство человеческой памяти состоит в классификации, отборе и переработке воспринимаемых впечатлений. Этот процесс переработки и отбора, подлежащих запоминанию впечатлений тесно связан с другой особенностью человеческой памяти, а именно с опосредованным характером запоминания [2].