Критерии отбора методов оценки для принятия решения о найме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Работа кадровых служб и руководящего состава любой организации связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. От того какие люди работают в организации, какими навыками и способностями они обладают, в конечном счете, зависят ее конкурентоспособность, потенциал и экономические показатели.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты и характеристики понятий отбора и найма персонала 4
2. Методы оценки персонала при отборе и найме кандидатов на вакантные должности 17
3. Критерии отбора методов оценки 24
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

к.р. - Критерии отбора методов оценки для принятия решения о найме.docx

— 98.39 Кб (Скачать файл)

 

К внешним источникам подбора  персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. «Внешние источники персонала представлены на таблице 2.

Таблица 2 - Основные внешние источники подбора персонала

Внешний источник подбора

Описание источника

1. Печатные СМИ

  • При поиске менеджеров нижнего звена, обслуживающего персонала, рекламных и торговых агентов, а также «синих воротничков» лучше всего воспользоваться специализированными изданиями
  • Для поиска высококвалифицированных специалистов и менеджеров среднего звена можно обратиться к газетам. Подбор менеджеров высшего звена через газету является малоэффективным.

2. Радио

Массовые радиостанции «Маяк», «Радио России», местные радиостанции.

3.Телевидение

Наибольший эффект достигается при  подборе малоквалифицированного персонала» [19, с. 44].

4. Интернет

«Для поиска специалистов технического профиля, а также для менеджеров среднего звена с высокими карьерными притязаниями. Существуют специализированные сайты, свои сайты имеют ведущие  российские рекрутинговые агенства.

5. Неформальные каналы

Практически нулевые затраты. Недостатки очевидны - крайне небольшой выбор  специалистов нужной квалификации и  возможный психологический дискомфорт в случае конфликта с родственником (или другом), принятым на работу.

6. Образовательные организации

  • Неформальное общение с работниками учебной части или деканата вузов.   
  • Курсы переквалификации и повышения квалификации.   
  • Негосударственные школы бизнеса и институты, работающие в области бизнес-образования.    

Обычно большинство  учебных заведений имеют службы по трудоустройству своих студентов и выпускников. В то же время преподаватели заинтересованы в том, чтобы их выпускники получили подходящую работу

7. Профессиональные клубы и ассоциации

Ассоциация юристов, маркетинг-клуб, Коллегия аудиторов, Русский кадровый клуб.

8. Агенты-распространители

Способ эффективен для привлечения  малоквалифицированного персонала. Сеть агентов (на бойких местах), объявления в транспорте, объявления на досках объявлений или в почтовом ящике.

9. Переманивание сотрудников

Весьма дорогостоящее занятие. Требует  длительную подготовительную работу.

10. Биржи труда

Биржи могут помочь найти не слишком  квалифицированный персонал

11. Рекрутинговые агентства

  • Подбирают квалифицированных, психологически совместимых, интеллектуально развитых, прогрессивно мыслящих кандидатов, т.е. специалистов, практически полностью соответствующих всем требованиям заказчика.  
  • Широта охвата потенциальных соискателей (за счет разветвленной базы данных по специалистам нужного профиля) - 3-5 высококлассных специалистов
  • Экономия времени (поиск за 1-2 дня).   
  • Переманивание специалистов («охота за головами»).» [18, с. 163]

 

Сравнение способов привлечения  кандидатов позволяет выделить их достоинства  и недостатки. Большинство организаций  сочетают применение внутреннего и  внешнего методов привлечения людей  на вакантные должности.

Таблица 3 - Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала [8, с. 30]

Преимущества привлечения

Недостатки привлечения

Внутренние источники привлечения  персонала

  • Появление шансов для служебного роста (повышение степени привязанности к организации, улучшение социально-психологического климата на производстве).
  • Низкие затраты на привлечение кадров. Претендентов на должность хорошо знают в организации.
  • Претендент на должность знает данную организацию.
  • Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации
  • Освобождение занимаемой должности для роста молодых кадров данной организации. Быстрое заполнение освободившейся штатной должности, без длительной адаптации.
  • «Прозрачность» кадровой политики. Высокая степень управляемости сложившейся кадровой ситуации. Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала. Появление возможности избежать всегда убыточной текучести кадров.
  • Рост производительности труда (если перевод на новую должность совпадает с желаниями претендента)
  • Решается проблема занятости собственных кадров.
  • Повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом
  • Ограничение возможности для выбора кадров.
  • Возможны напряженность или соперничество в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность руководителя.
  • Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами.
  • Нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему большой стаж работы в данной организации.
  • Снижение активности рядового работника, претендующего на должность руководителя, так как автоматически преемником является заместитель руководителя.
  • Количество переводов на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах. Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами

Внешние источники привлечения персонала

  • Более широкие возможности выбора. Появление новых импульсов для развития организации.
  • Новый человек, как правило, легко добивается признания.
  • Прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах.
  • Меньшая угроза возникновения интриг внутри организации
  • Более высокие затраты на привлечение кадров.
  • Высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров.
  • Ухудшается социально-психологический климат в организации среди давно работающих.
  • Высокая степень риска при прохождении испытательного срока.
  • Плохое знание организации. Длительный период адаптации.
  • Блокирование возможностей служебного роста для работников организации.
  • Нового работника плохо знают в организации.

 

Решение при оценке кандидатов обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На каждой ступени отсеивается часть  заявителей или же они сами отказываются от процедуры. Естественно, что большинство  предприятий используют не все ступени - все зависит от характера вакансии. Этапы процесса отбора и оценки представлены на рисунке 4 [10, с. 118].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Этапы процесса отбора и оценки персонала

 

Дадим краткую характеристику представленных этапов.

Ступень 1. Предварительная  отборочная беседа. Цель отборочной беседы - оценить общий уровень претендента (его адекватность), внешний вид  и определяющие личностные качества. Лучше провести предварительный  отсев по телефону - это даст в  «сухом остатке» 30-40 процентов кандидатов от числа откликнувшихся. При этом стоит составить бланк телефонного  интервью, куда могут войти  наиболее важные  моменты. Если же вакансия очень  массовая и идет непрерывный шквал  звонков, целесообразно воспользоваться  услугами call-центра, то есть на электронный  адрес компании будут приходить  заполненные анкеты и специалисты  службы управления персоналом смогут произвести отбор наиболее подходящих анкет. На данном этапе отсеивается  довольно большое число кандидатов.

Ступень 2. Заявление бланка анкеты и автобиографической анкеты. Претенденты, прошедшие отборочную беседу, должны заполнить специальный  бланк анкеты. Количество пунктов  анкеты должно быть минимальным, и они  должны запрашивать информацию, более  всего выясняющую производительность будущей работы соискателя. Вопросы  анкеты должны быть достаточно корректными, нейтральными, предполагая любые варианты ответов. Здесь ж указывается, есть ли у кандидата рекомендации с предыдущих мест работы и может ли кто-либо подтвердить это (должность, фамилия и контактный телефон рекомендовавшего человека Иногда в некоторых крупных компаниях кандидату на вакантную должность предлагается написать автобиографию. По рукописной биографии можно определить психофизиологические особенности личности.

Ступень 3. Беседа по найму (интервью). Цель беседы по найму - рассмотрение заявителя  на предмет принятия на работу. Беседы могут проводиться по схеме, то есть заранее готовятся вопросы, быть слабоформализованными (заранее готовятся только основные вопросы), вестись не по схеме (заранее готовятся только основные направления беседы).

Ступень 4. Тестирование - это  источник информации, который может  дать сведения о профессиональных способностях, умениях кандидата, описать возможные  ориентации, цели, установки человека, а также конкретные методы работы, которыми он уже владеет. Этот этап проводится не всегда, а лишь тогда, когда нужно выявить профессиональные способности и умения кандидата, а также определить его психологические  особенности. Тестирование поможет  составить мнение о способности  кандидата к профессиональному  и должностному росту, особенностях его мотивации, индивидуального  стиля деятельности [10, с. 34].

Ступень 5. Проверка отзывов  и рекомендаций. При подаче заявлений  о приеме на работу кандидаты могут  предоставить отзывы предыдущих начальников  и другие аналогичные документы. Их желательно проверить. Это может  стать одним из наиболее объективных  типов информации для предсказания будущего поведения заявителя на рабочем месте.

Ступень 6. Медицинский осмотр. Этот этап проводится в том случае, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидата. Как правило, медицинское заключение требуется  от кандидатов на должности, предполагающие ответственность за жизнь других людей. Если по медицинским показаниям кандидат не отвечает предъявляемым требованиям, то он не получает работу, на которую претендует, либо ему может быть предложена другая работа, не предполагающая столь высоких требований к состоянию здоровья.

Ступень 7. Принятие решения  о приеме. Окончательное решение  о приеме выносит руководитель организации  на основе сравнения представленных отчетов по результатам отбора кандидатов. В некоторых случаях он может  вызвать претендента для беседы и составления собственного мнения о нем. После принятия руководителем  окончательного решения о замещении  должностей заключается трудовой договор  между кандидатом на вакантную должность  и организацией, оформляется приказ о приеме на работу [10, с. 45].

Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала.

«Подбор -  это процесс  создания базы данных на работников необходимой  квалификации для удовлетворения потребностей организации в персонале» [2, с. 107]. В  процессе отбора происходит поиск  людей на определенные должности  с учетом установленных требований социального института, видов деятельности. При подборе – осуществляется поиск, идентификация требований различных  должностей, видов деятельности под  известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.

Подбор заключается в  создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация в дальнейшем сделает отбор наиболее подходящих для нее работников. Другими словами  – подбор и отбор персонала  являются лишь частью работы любой  организации в процессе управления коллективом, который, в свою очередь, лишь одно из звеньев целостной системы  комплексных мероприятий в деятельности организации.

Решение о принятии на работу, согласно оценкам специалистов, акция  не только существенная, но и имеющая  далеко идущие последствия. В ее эффективности  заинтересованы как общество в целом, отдельные предприятия, так и  конкретные индивиды. При оценке кандидатов в процессе приема на работу руководство  отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Приём на работу – ряд действий, предпринимаемых организацией для  привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, ею поставленных. Объективное  решение о выборе, в зависимости  от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его  профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Эффективный  отбор и оценка кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов. Заключительной фазой поиска и отбора персонала является прием - это назначение или утверждение наиболее подходящего  кандидата на должность. После принятия решения о приеме на работу служба персонала должна юридически закрепить  те отношения, которые устанавливаются  между работником и организацией-работодателем: подготовить и подписать трудовой договор, издать приказ о зачислении на работу.

2. Методы оценки персонала при отборе и найме кандидатов на вакантные должности

Моргунов Е.Б. в своей работе отмечает, что «успех компании во многом зависит от профессионализма персонала, который в ней работает. Поэтому одной из первостепенных задач для любой серьезной организации становится найм квалифицированного персонала, обладающего необходимыми знаниями для развития бизнеса компании. Несомненно, что решающую роль в отборе квалифицированных кадров имеет оценка персонала. Для многих начинающих HR-специалистов одной из проблем является накопление базы методов и определения адекватных методик для оценки персонала на ту или иную должность» [19, с. 128].

В целевых и плановых оценках, а также в текущих оценках  условно различают три группы методов:

  • количественные – это все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный. Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике «свои коэффициенты» или «баллы», оценить результативность своего труда;
  • качественные – это методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств. Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик в хозяйственной практике чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей;
  • комбинированные - широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки степени проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.

Отбор кандидатов на вакантную  должность осуществляется из числа  претендентов на вакантную должность  руководителя или специалиста управления с помощью оценки деловых и личностных качеств кандидатов. В науке рассмотрены различные подходы к изучению требований к должности и кандидатам. В Великобритании и других европейских странах популярна схема экспертной оценки требований к кандидатам А. Роджера, которая называется «План семи точек». В нём выделяются следующие параметры для оценки: физическое состояние, достижения, общий интеллект, способности, интересы, характер, дополнительные условия. А.Я. Кибанов и И.Б. Дуракова используют методику, которая учитывает систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств:

Информация о работе Критерии отбора методов оценки для принятия решения о найме