Критерии отбора методов оценки для принятия решения о найме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Работа кадровых служб и руководящего состава любой организации связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. От того какие люди работают в организации, какими навыками и способностями они обладают, в конечном счете, зависят ее конкурентоспособность, потенциал и экономические показатели.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты и характеристики понятий отбора и найма персонала 4
2. Методы оценки персонала при отборе и найме кандидатов на вакантные должности 17
3. Критерии отбора методов оценки 24
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

к.р. - Критерии отбора методов оценки для принятия решения о найме.docx

— 98.39 Кб (Скачать файл)
  • общество-гражданская зрелость;
  • отношение к труду;
  • уровень знаний и опыт работы;
  • организаторские способности;
  • умение работать с людьми;
  • умение работать с документами и информацией;
  • умение своевременно принимать и реализовывать решения;
  • способность увидеть и поддержать передовое;
  • морально-этические черты характера.

В каждом конкретном случае из этого списка выбираются (при  помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего для конкурентной должности и организации, и добавляются к ним специальные качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.

После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств  у кандидатов на вакантную должность  и оценки степени обладания ими  каждым кандидатом (по каждому качеству). Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность.

Методы оценки персонала  можно также разделить на традиционные и нетрадиционные. В таблице 4 представлены традиционные методы оценки персонала.

Таблица 4 - Традиционные методы оценки персонала

Название метода

Краткое описание метода

  1. Биографический метод

Оценка работника по биографическим данным

  1. Произвольные устные или письменные характеристики

Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая  достижения и упущения)

  1. Оценка по результатам

Устное или письменное описание конкретной работы, выполняемой работником»

  1. Метод эталона

Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон

  1. Методы свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам

Сравнение фактических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных в заранее разработанной форме

  1. Метод суммируемых оценок

Определение степени проявления у  работников тех или иных качеств  путем проставления по определенной шкале экспертных оценок [8, с. 135].

  1. Метод заданной группировки работников

«Под заданную модель требований к  работнику подбирается подходящий кандидат или под заданную ролевую  структуру рабочей группы подбираются  конкретные люди

  1. Коэффициентный метод

Выделяются факторы оценки и определяются нормативные значения этих факторов для разных групп оцениваемых. Фактический  результат соотносится с нормативом, в итоге получается различные  коэффициенты, дающие возможность проводить  сопоставление и оценку работников

  1. Ранжирование

Определение экспертным или другим путем  ранга (места), оцениваемого среди других работников, и расположение всех оцениваемых  по порядку убывания рангов [17, с. 90].

  1. Метод попарных сравнений

Попарное сравнение оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее математическое ранжирование по порядку убывания

  1. Метод заданной балльной оценки

Присвоение заранее установленных  баллов за каждое достижение работника  с последующим определением его  общего делового уровня в виде набранных  очков

  1. Метод свободной бальной оценки

Присвоение руководителем или  экспертом определенного количества баллов каждому качеству работника. Общая оценка складывается как сумма  баллов или как средний балл

  1. Метод графического профиля

Вместо условных оценочных измерителей  используется графическая форма  оценок (профиль) ломаной линии, соединяющей  количественные значения (точки) по различным  качествам оцениваемого [9, с. 118].

  1. Тестирование

Определение знаний, умения, способностей и других характеристик на основе специальных тестов. По своему содержанию  разделяются на три группы: квалификационные -   позволяющие определить степень  квалификации работника; психологические - дающие возможность оценить личностные качества работника; физиологические -  выявляющие физиологические особенности  человека. Положительные стороны  тестовой оценки в том, что она  позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев  оценки, и возможна компьютерная обработка  результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике

  1. Метод свободного или индивидуального обсуждения

В свободной форме или по заранее  составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника

  1. Метод самооценок и самоотчетов

Письменная или устная самооценка перед коллективом. При благоприятном  морально-психологическом климате  в коллективе метод способствует принятию напряженных обстоятельств  и повышению моральной ответственности.»

  1. Метод шкалирования

Значение показателя оценки по шкале  устанавливается для каждого  сотрудника

  1. Метод упорядочения рангов

Несколько оценок расставляют в ранжированный  ряд относительно одного значения.

  1. Метод альтернативных характеристик

Отдельный работник характеризуется  с точки зрения наличия или  отсутствия того или иного качества

  1. Собеседование

Проводится в структурированной  или неструктурированной форме  для оценки степени соответствия опыта, профессиональных знаний, рабочего поведения и отношения к делу оцениваемых работников установленным  требованиям.


 

Методы оценки, при которых  сотрудников оценивает непосредственный руководитель, являются традиционными  для большинства современных  компаний. Они эффективны в крупных  иерархических организациях, действующих  в условиях достаточно стабильной внешней  среды.

Традиционные методы подходят для оценки персонала на этапе  их подбора в организацию как  сфокусированные на человеке вне  организации. Эти методы основываются на оценке работодателем соответствия кандидата должности (рабочему месту) и ориентированы на будущие результаты его деятельности, долгосрочной перспективы  развития. Преимуществами использования  данной группы методов в подборе  персонала является простота использования, малые организационные издержки и общедоступность оперирования. Они обеспечивают единообразие оценки кандидатов (оценка проводится по одним  и те же критериям), формализованы (сравнение  претендентов между собой), позволяют  отслеживать динамику характеристик  во времени. При использовании этих методов не требуется значительных ресурсных затрат и специальной  подготовки менеджера по персоналу. Данные методы имеют также и существенные недостатки: субъективизм оценщика, отсутствие точности и достоверности, несоответствие оценочной процедуры требованиям  должности и т. д. Поэтому система  оценки персонала должна проводится на основе следующих принципов:

  • устанавливаются стандарты и критерии оценки по каждому рабочему месту;
  • определятся лицо (группа лиц), ответственных за проведения оценочных процедур;
  • обязательно обсуждаются результаты оценки с кандидатом.

Таким образом, традиционные методы оценки и их активное применение являются условием эффективного функционирования будущего персонала компании. Создать  комплексную систему оценки, сбалансированную с точки зрения точности, объективности  и простоты оперирования, сложно, поэтому  на сегодняшний день существует большое  количество методов, которые необходимо рассмотреть подробно.

Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами побудила их начать активные поиски новых  подходов к оценке персонала, в большей  степени соответствующих реалиям  сегодняшнего дня. Можно выделить несколько  направлений в развитии нетрадиционных методов:

  • новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе;
  • оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов работы всей организации;
  • во внимание принимается не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков» [9, с. 31].

Нетрадиционные методы оценки персонала приведены в таблице 5.

Таблица 5 – Нетрадиционные методы оценки персонала

Название метода

Краткое описание метода

Метод групповой дискуссии

«Оценка знаний, лидерского потенциала, личных и деловых качеств работников, коммуникативных способностей в  ходе совместного обсуждения поставленных перед группой проблем Постановка, обсуждение и решение проблемы в  группе, в ходе которой оцениваются  знания, личностные черты и другие качества работника. Это беседа группы руководителей или экспертов  с работниками относительно их деятельности. Метод групповой дискуссии позволяет  по определенным критериям выбрать  наиболее активных, самостоятельных, логично  рассуждающих людей. Метод групповой дискуссии относится к описательным. Он, наверное, наиболее часто используется отечественной практикой» [16, с. 240].

Матричный метод

«Сравнение фактических качеств  работника с набором желательных  качеств (происходит в матричной  форме). Матричный - один из самых простых  и распространенных описательных методов. Его суть заключается в сравнении  фактических качеств работников с набором качеств, требуемых  занимаемой должностью

Метод критического инцидента

Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (понятие  ответственного решения, разрешение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.)

Графология.

Во Франции графология является вполне официальным инструментом отбора кандидатов, особенно в государственных структурах. Однако эффективность выводов на основе графологии до сих пор является спорным вопросом. Нет исследования с уверенностью и на 100% доказывающих связь почерка человека с чертами его личности, хотя определенная связь, конечно, имеет место быть. В нашей стране графология распространена слабо, может быть, из-за трудности интерпретации результатов,  а может быть, из-за отсутствия специальных обучающих программ» [12, с.77].

Полиграф

«Применяется когда работодатели хотят получить максимально более точную информацию о моральных устоях кандидатов на должности (особенно ключевые должности в компании) и возможных нежелательных «связях» (с конкурентами, представителями «некорректных» организаций: сект, криминальных структур и др.). Детекцию лжи в отдельных компаниях проходят и уже работающие сотрудники, особенно если в службу безопасности компании поступила информация об утечке определенной информации в конкурирующие компании или недостачах в коммерческих отделах. Лидером в использовании проверок на полиграфе является США» [16, с. 244].


3. Критерии отбора  методов оценки

Любой метод оценки, который  применяется для отбора персонала, должен обладать следующими характеристиками:

  • надежность. Означает, что даже при повторных замерах результат будет одинаковым. Т.е. на результат оценки сторонние факторы влияния не оказывают;
  • валидность. Означает, что используемый метод измеряет именно то, что предполагалось;
  • достоверность. Все используемые методы оценки персонала должны быть достоверны и проверены, в противном случаем могут быть сделаны дорогостоящие ошибки. Устойчивость результатов измерения составляет основу достоверности - очень важного критерия оценки любого метода отбора.

Выбор конкретного метода оценки при непрямом или прямом поиске персонала осуществляется в зависимости  от поставленных бизнес-задач. На кадровом рынке сложилась хорошая тенденция - использовать как новейшие научные достижения, так и проверенные классические методы. Сочетание этих оценочных разработок дает эффективную схему деятельности, помогающую специалистам по персоналу в их непростой работе.

Подход к выбору процедур оценки персонала подчиняется поставленным бизнес-задачам. Полученная информация должна минимизировать финансовые риски в принятии решений и давать максимальный возврат на инвестиции. Таким образом, стоимость методов оценки и их точность должны быть оптимальными по отношению к поставленной задаче. К нетрадиционным методам подбора персонала сегодня прибегает все больше работодателей.

По словам Кибанова А.Я, «метод оценки персонала представляет собой способ получения и измерения оценочной информации. Важное место при выборе методов оценки должно отводиться их технологичности: простоте, степени трудоемкости, точности результатов, возможности автоматизации процедуры оценки» [10, с. 49]. Решающим при выборе того или иного метода оценки должны быть показатели надежности (получение одинаковых результатов при проведении независимых экспертиз) и валидности (существование взаимосвязи между применяемой методикой оценки и измеряемым качеством). При этом методы оценки должны, в первую очередь, соответствовать целям, стоящим перед оценкой, структуре организации, характеру деятельности персонала. К методам также предъявляются требования полноты и достоверности отражения результатов, конкретности, обеспечения сопоставимости полученных результатов, как с результатами самого оцениваемого лица за предыдущий период, так и с результатами других лиц.

Достоверность информации, полученная при оценке персонала, достигается  путем использования разнообразных, взаимодополняющих методов оценки: чем больше методов участвует, тем  всесторонне и глубже оценивается  работник.

От качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации  и использование всех ее остальных  ресурсов, поэтому ошибки в подборе  кадров могут дорого обойтись организации. Если подбор хороших кадров является удачным вложением финансовых средств, то отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы, будет пустой тратой денег. Для мелких и средних организаций, особенно в условиях быстро меняющейся и нестабильной среды, такая «роскошь»  непозволительна. 

Важнейшей предпосылкой, определяющей эффективность работы по поиску и  отбору кадров, является тесная связь  этого направления деятельности с действующей в организации  системой управления. Эта связь может  основываться на следующих моментах:

  • доведение до лиц, отвечающих за поиск и отбор кадров, целей, стоящих перед организацией (подразделением);
  • разработка оптимальной организационной структуры управления (исключения дублирования функций и расплывчатости требований к кандидатам);
  • наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между целями организации и организационной структурой управления. Кадровое планирование - это фундамент политики в отношении персонала, обеспечивающий систематический подход к поиску и отбору кадров.

Для оценки эффективности  процесса поиска и отбора новых работников может быть использован ряд количественных показателей, характеризующих работу персонала, приступившего к работе в организации:

  • уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;
  • доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;
  • финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;
  • уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых работников (прогулы, не согласованные с руководством опоздания, отсутствие на рабочем месте и т.п.);
  • уровень брака и ошибок, допускаемых новыми работниками;
  • частота поломок оборудования;
  • эффективность использования необходимых материалов, комплектующих;
  • уровень производственного травматизма среди новых работников;
  • количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков по вине новых работников. 

Дополнительная информация о качестве используемой в организации  системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих  кандидатов, от работников организации  и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.

Информация о работе Критерии отбора методов оценки для принятия решения о найме