Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 21:14, контрольная работа
Работа кадровых служб и руководящего состава любой организации связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. От того какие люди работают в организации, какими навыками и способностями они обладают, в конечном счете, зависят ее конкурентоспособность, потенциал и экономические показатели.
Введение 3
1. Теоретические аспекты и характеристики понятий отбора и найма персонала 4
2. Методы оценки персонала при отборе и найме кандидатов на вакантные должности 17
3. Критерии отбора методов оценки 24
Заключение 28
Список литературы 30
В каждом конкретном случае из этого списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего для конкурентной должности и организации, и добавляются к ним специальные качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.
После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и оценки степени обладания ими каждым кандидатом (по каждому качеству). Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность.
Методы оценки персонала можно также разделить на традиционные и нетрадиционные. В таблице 4 представлены традиционные методы оценки персонала.
Таблица 4 - Традиционные методы оценки персонала
Название метода |
Краткое описание метода |
|
Оценка работника по биографическим данным |
|
Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и упущения) |
|
Устное или письменное описание конкретной работы, выполняемой работником» |
|
Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон |
|
Сравнение фактических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных в заранее разработанной форме |
|
Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления по определенной шкале экспертных оценок [8, с. 135]. |
|
«Под заданную модель требований к
работнику подбирается |
|
Выделяются факторы оценки и определяются
нормативные значения этих факторов
для разных групп оцениваемых. Фактический
результат соотносится с |
|
Определение экспертным или другим путем ранга (места), оцениваемого среди других работников, и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов [17, с. 90]. |
|
Попарное сравнение оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее математическое ранжирование по порядку убывания |
|
Присвоение заранее |
|
Присвоение руководителем или
экспертом определенного |
|
Вместо условных оценочных измерителей используется графическая форма оценок (профиль) ломаной линии, соединяющей количественные значения (точки) по различным качествам оцениваемого [9, с. 118]. |
|
Определение знаний, умения, способностей и других характеристик на основе специальных тестов. По своему содержанию разделяются на три группы: квалификационные - позволяющие определить степень квалификации работника; психологические - дающие возможность оценить личностные качества работника; физиологические - выявляющие физиологические особенности человека. Положительные стороны тестовой оценки в том, что она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике |
|
В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника |
|
Письменная или устная самооценка
перед коллективом. При благоприятном
морально-психологическом |
|
Значение показателя оценки по шкале устанавливается для каждого сотрудника |
|
Несколько оценок расставляют в ранжированный ряд относительно одного значения. |
|
Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия того или иного качества |
|
Проводится в |
Методы оценки, при которых
сотрудников оценивает
Традиционные методы подходят
для оценки персонала на этапе
их подбора в организацию как
сфокусированные на человеке вне
организации. Эти методы основываются
на оценке работодателем соответствия
кандидата должности (рабочему месту)
и ориентированы на будущие результаты
его деятельности, долгосрочной перспективы
развития. Преимуществами использования
данной группы методов в подборе
персонала является простота использования,
малые организационные издержки
и общедоступность
Таким образом, традиционные методы оценки и их активное применение являются условием эффективного функционирования будущего персонала компании. Создать комплексную систему оценки, сбалансированную с точки зрения точности, объективности и простоты оперирования, сложно, поэтому на сегодняшний день существует большое количество методов, которые необходимо рассмотреть подробно.
Неудовлетворенность многих
организаций традиционными
Нетрадиционные методы оценки персонала приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Нетрадиционные методы оценки персонала
Название метода |
Краткое описание метода |
Метод групповой дискуссии |
«Оценка знаний, лидерского потенциала,
личных и деловых качеств работников,
коммуникативных способностей в
ходе совместного обсуждения поставленных
перед группой проблем |
Матричный метод |
«Сравнение фактических |
Метод критического инцидента |
Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (понятие ответственного решения, разрешение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.) |
Графология. |
Во Франции графология является вполне официальным инструментом отбора кандидатов, особенно в государственных структурах. Однако эффективность выводов на основе графологии до сих пор является спорным вопросом. Нет исследования с уверенностью и на 100% доказывающих связь почерка человека с чертами его личности, хотя определенная связь, конечно, имеет место быть. В нашей стране графология распространена слабо, может быть, из-за трудности интерпретации результатов, а может быть, из-за отсутствия специальных обучающих программ» [12, с.77]. |
Полиграф |
«Применяется когда работодатели хотят получить максимально более точную информацию о моральных устоях кандидатов на должности (особенно ключевые должности в компании) и возможных нежелательных «связях» (с конкурентами, представителями «некорректных» организаций: сект, криминальных структур и др.). Детекцию лжи в отдельных компаниях проходят и уже работающие сотрудники, особенно если в службу безопасности компании поступила информация об утечке определенной информации в конкурирующие компании или недостачах в коммерческих отделах. Лидером в использовании проверок на полиграфе является США» [16, с. 244]. |
Любой метод оценки, который применяется для отбора персонала, должен обладать следующими характеристиками:
Выбор конкретного метода оценки при непрямом или прямом поиске персонала осуществляется в зависимости от поставленных бизнес-задач. На кадровом рынке сложилась хорошая тенденция - использовать как новейшие научные достижения, так и проверенные классические методы. Сочетание этих оценочных разработок дает эффективную схему деятельности, помогающую специалистам по персоналу в их непростой работе.
Подход к выбору процедур
оценки персонала подчиняется
По словам Кибанова А.Я, «метод оценки персонала представляет собой способ получения и измерения оценочной информации. Важное место при выборе методов оценки должно отводиться их технологичности: простоте, степени трудоемкости, точности результатов, возможности автоматизации процедуры оценки» [10, с. 49]. Решающим при выборе того или иного метода оценки должны быть показатели надежности (получение одинаковых результатов при проведении независимых экспертиз) и валидности (существование взаимосвязи между применяемой методикой оценки и измеряемым качеством). При этом методы оценки должны, в первую очередь, соответствовать целям, стоящим перед оценкой, структуре организации, характеру деятельности персонала. К методам также предъявляются требования полноты и достоверности отражения результатов, конкретности, обеспечения сопоставимости полученных результатов, как с результатами самого оцениваемого лица за предыдущий период, так и с результатами других лиц.
Достоверность информации, полученная
при оценке персонала, достигается
путем использования
От качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех ее остальных ресурсов, поэтому ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации. Если подбор хороших кадров является удачным вложением финансовых средств, то отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы, будет пустой тратой денег. Для мелких и средних организаций, особенно в условиях быстро меняющейся и нестабильной среды, такая «роскошь» непозволительна.
Важнейшей предпосылкой, определяющей эффективность работы по поиску и отбору кадров, является тесная связь этого направления деятельности с действующей в организации системой управления. Эта связь может основываться на следующих моментах:
Для оценки эффективности процесса поиска и отбора новых работников может быть использован ряд количественных показателей, характеризующих работу персонала, приступившего к работе в организации:
Дополнительная информация о качестве используемой в организации системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.
Информация о работе Критерии отбора методов оценки для принятия решения о найме