Кризис новой эры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Провести анализ источников по исследуемой проблеме с целью выявления аспектов кризиса 25-и лет;
2. Обобщение и структурирование данных по проблеме кризиса 25-и лет;
3. Провести исследование особенностей кризиса на основе статей и блогов и выявить их взаимосвязи и закономерности кризиса.

Содержание работы

1. Введение___________________________________________________3
2. Кризис. Общее понятие, определение, признаки__________________6
3. Новое явление: кризис 25 лет__________________________________7
3.1. Причины кризиса___________________________________________8
4. Женский кризис 25 лет______________________________________10
4.1. Рождение сверхновой______________________________________12
4.2. Как жить девушке, которая не хочет замуж____________________13
4.3. Перезагрузка_____________________________________________16
5. Молодая семья и родители___________________________________17
5.1. Суровая реальность________________________________________18
5.2. О пользе автономии_______________________________________20
5.3. «Лечение» и профилактика_________________________________21
6. Мониторинг будущего_______________________________________22
6.1. О размышленьи зрелом…___________________________________24
Заключение__________________________________________________26
Список литературы___________________________________________29

Файлы: 1 файл

Кризис 25.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Учебно-научный центр  психологии

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема: «Кризис новой эры».

 

Выполнила: Студентка группы 41,

Наталья Викторовна Финогеева

Преподаватель:

Римма Павловна Ефимкина

 

Новосибирск

2012

Оглавление:

1. Введение___________________________________________________3

2. Кризис. Общее понятие, определение, признаки__________________6

3. Новое явление: кризис 25 лет__________________________________7

3.1. Причины кризиса___________________________________________8

4. Женский кризис 25 лет______________________________________10

4.1. Рождение сверхновой______________________________________12

4.2. Как жить девушке, которая не хочет замуж____________________13

4.3. Перезагрузка_____________________________________________16

5. Молодая семья и родители___________________________________17

5.1. Суровая реальность________________________________________18

5.2. О пользе автономии_______________________________________20

5.3. «Лечение» и профилактика_________________________________21

6. Мониторинг будущего_______________________________________22

6.1. О размышленьи зрелом…___________________________________24

Заключение__________________________________________________26

Список литературы___________________________________________29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Год назад я общалась с  хорошей знакомой в коридоре здания, где она арендовала офис для своей фирмы. Мы курили и обсуждали причины своего курения. Мне было 23, ей 25. Когда я закончила свою версию вредительства моему организму, она протянула: «Ммммм…» - и выдохнула дым. - А у меня кризис 25-и лет. И меня от него колбасит по полной! В отношениях всё ужасно, потому что пора искать кого-то качественно нового; с работой тоже трудно, не смотря на то, что так хотела всё это создать. Да, было интересно… Но ключевое слово: «было». Я обрезала свои длинные волосы. От меня своей дорогой уходит ровесница соучредитель, «накрытая» теми же вопросами. Я с утра до ночи вижу только работу. За-дол-ба-лась!»

Я ее выслушала и подумала, что, наверное, я, действительно, чего-то недопонимаю. Потому что описанные  проблемы, на мой взгляд, могут случаться  в любом возрасте. Наверное, 25 лет  получили право в современном  мире называться кризисом по каким-то другим соображениям. Например, по причине  захлестывающих духовных или душевных страданий, связанных с тем, что  молодые люди уже не юные, но еще  не зрелые. С одной стороны, им позволено  обществом проявлять инфантильность и быть несведущими в житейских  вопросах; с другой – уже пора определиться со способом удовлетворения своих базовых потребностей. И  здесь не так уж и много вариантов, особенно для девушек. 

Первый, самый очевидный  способ: выйти замуж. Казалось бы, всё просто, как в ладоши хлопнуть. Но не тут-то было! Требования к успешности с каждым годом всё больше ужесточаются и в погоне за веяниями конкуренции современные барышни ко времени пика (или начала – на самом деле, это мне не понятно толком) кризиса «четверти» уже успевают обзавестись парочкой, а то и тройкой высших образований. Кому-то и одного оказывается достаточно. И об этот замечательный багаж множество принцев на хромых козах или конях немодного цвета спотыкаются и, отмахиваясь или открещиваясь (кто что умеет), скачут искать спутницу попроще. Иные храбрецы всё же покушаются на самодостаточность подобных дам и либо проходят «школу выживания», либо сами представляют из себя нечто такое, к чему девичьи амбиции вполне хорошо адаптируются. И вот только в последнем случае, наверное, мир и гармония, праздник в доме, ура-ура. Но как в любой хорошей сказке, с хэппи-энда начать – всю затею испортить. Раз неймется 25-летним, значит и собака порылась где-то глубже. Или шире.

Способ номер два: открыть  свой бизнес или взлететь по карьерной лестнице. Здесь как в той статистике с парнями в сторонке. На всех девиц не выстроили взлетных полос. А если и выстроили, то тут же кризис сидит! Надо его приспособить! А значит: начальник не такой, возможности не те. И вообще, оказывается, что она мечтала стать балериной! Да, собственно, почему она? Мне через полгода 25, а добрую часть вышеописанного я опробовала. Без понятия, от каких человеческих качеств тут зависит уровень притязаний, но начальник был дурак, сотрудники – бездари, а того, кто придумал офис с закрытыми окнами, вообще нужно было казнить. Поэтому я и пошла по второму пути «Наполеона»: решила создавать собственное дело. Но всё как-то вот чувствую, что не то и всё тут! Жить хорошо, жизнь хороша… А тоскливо до безумия. И даже в «кружке» единомышленников в юбках совсем не легчает. Им тоже около 25 и им тоже плохо. И от этого мне лучше не становиться. Переоценка ценностей, новые взгляды, желание на край света сбежать от родителей, треснуть 29-тилетнего молодого человека, который меня считает ребенком, а через минуту говорит, что я ни на шаг от него не отстаю. Всё в порядке, все по полочкам. Но почему ощущение, что периодически кто-то включает в голове блендер и хочется в угол забиться и спрятаться от этого ужасного мира. А еще и кожа теряет влагу, как заверяют учёные и реклама, и уже через каких-то 5 лет никто не скажет, что мне чуть за 20… Трагедия, трагедия!

И третий способ: бегство  от родителей. Для тех, разумеется, кто  не получил своевременный волшебный  пендель и не был отправлен в свободное плаванье годами ранее. Они, думаю, могут отдать низкий поклон родному гнезду и оставаться спокойными насчет переживаний в этой области. Ан нет! Некоторые из них говорят: «Тебе хорошо! Ты с родителями живешь!» А я в этот момент готова кого-нибудь задушить… Потому что мне лучше всех! Жить с родителями - эта история похожа на ту, где у попа была собака, только тут она называется: «Я расскажу всю правду про ТЕБЯ!»

С вопросом, как это пережить, я полезла в интернет. Возможно, и для себя ответ найду и  пойму, как реагировать на сотрудниц  с той же «бедой-бедой-огорчением»  и находить общий, продуктивный режим  деятельности.

Задачи работы:

1. Провести анализ источников  по исследуемой проблеме с  целью выявления аспектов кризиса  25-и лет;

2. Обобщение и структурирование  данных по проблеме кризиса  25-и лет;

3. Провести исследование  особенностей кризиса на основе статей и блогов и выявить их взаимосвязи и закономерности кризиса.

Исходя из задач работы, можно  предположить, что кризис оказывает  сильное влияние на молодых людей  в современном обществе, а именно на их переживания и стратегии поведения.

Предметом исследования является кризис 25-и лет.

Объектом исследования является изучение особенностей поведения молодых людей в возрасте 24-26 лет.

Методом исследования служит анализ теоретического материала.

 

 

 

 

 

 

 

2. Кризис. Общее понятие,  определение, признаки.

Из всех многочисленных формулировок этого понятия, наиболее близкая  и отражающая суть следующая:

Кризис - состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Если говорить простыми словами  с примерами, то это тяжёлая "болезнь" организма, к которой привёл образ  жизни. Вообще, любой кризис не лечится  имеющейся стандартной «таблеткой», эффективной таблетки просто нет. Причём от "приёмов" стандартной таблетки, ситуация только усугубляется. Например, при приёме "от головы" голова не проходит, а вот "ноги" перестают  ходить. Нынешним имеющимся инструментарием  его не излечить, ибо он же этот кризис и породил. Нельзя тушить огонь бензином, а следствие ликвидировать причиной.

Синдром (признаки) кризисной  болезни: общий спад, замедление или  прекращение духовного роста, общее ухудшение уровня жизни и мощный клубок порождаемых этим проблем (тревожность, напряжение, депрессия и многое другое) .

Наиболее яркие признаки кризиса: изменение (не в лучшую сторону) обычного отношения к аспектам жизнедеятельности, способствующим удовлетворению физических и духовных потребностей. Например: проявление нервозности, разнонаправленность, непредсказуемость поведения и нестабильность. Подобное поведение получает обратную связь от окружения, - не понимающего, как взаимодействовать с подобными проявлениями, - и обостряет взаимоотношения, ведет к конфликтам. Основная общая характеристика кризисных тенденций - всеобщая нестабильность, порождённая не пониманием причин кризиса и путей его преодоления.

Ближайшие, лежащие на поверхности  причины кризиса: количественный рост негативных факторов, который привёл к деформации или угрозе деформации как фрустрирующему фактору для ядерных компонентов Эго и близких к ним по ценностной значимости компонентов.

Для изобретения же новых  инструментов нужно изменить подход к причинам, его порождающим, разобраться  в причинно-следственных механизмах. Это потребует пересмотра воззрений  и жизненных принципов, пересмотра способов существования. Осложняет ситуацию то, что от кризиса трудно спрятаться, он в современном развитом обществе везде. Последствия, так же зависят от эффективности лечения. И улучшить (изменить) состояние человека можно только изменив образ жизни, мышления и окружение, а точнее способ существования. Срок продолжительности кризиса зависит не от времени, а от скорости и гибкости психики отдельно взятого индивида, ощутившего деформацию значимых социальных связей или потерю интегративного социального статуса.

 

3. Новое явление: кризис 25 лет.

В последнее время все  больше молодых людей начинает ощущать  некоторую психологическую неудовлетворенность  на рубеже примерно 25-26 лет. В чем  это выражается? Недовольство некоторыми аспектами своей жизни, раздумья над правильностью выбранного профессионального  пути, сомнения в правильности и  насыщенности жизни, поиски в личных отношениях, серьезные раздумья о  будущем и т.п. В общем-то, проявления у каждого могут быть свои, но объединяются они в общее ощущение: а правильно ли все идет в жизни  или что-то не так?

 В классической периодизации  основных кризисов жизненного  развития возрастной период 25 лет  не описан. Однако все чаще  звучат высказывания, что такой  критический этап вполне имеет  право на существование в современные  дни. 

Так по каким же причинам наступает это состояние? Факторов несколько, и все они взаимодействуют  между собой. При этом следует  обратить внимание на то, что все эти причины не обязательно могут осознаваться нами. Они могут чувствоваться на интуитивном уровне, прорабатываться где-то далеко в бессознательном, но «эффект» от них все равно один – все это тем или иным образом проявляется в нашей сознательной эмоциональной жизни.

 

3.1. Причины кризиса.

1. Вопрос самореализации  в профессиональной сфере. Как правило, большинство молодых людей к этому периоду получили образование, окончили ВУЗы. С этого момента прошло достаточное количество времени (2-4 года), чтобы делать первые достоверные выводы о своей самореализации: какие есть достижения, чего я успел достичь, что я собой представляю, каковы мои перспективы. На фоне этих оценок, выставляемых самому себе, появляются раздумья: а этим ли я хочу заниматься по жизни, на верном ли я пути, чего бы я на самом деле хотел делать, смогу ли я преуспеть именно в этой сфере, реализую ли я в профессии то, о чем думал в студенческие годы?

2. Вопрос самореализации  в социальной среде. Сегодня у каждого из нас есть масса возможностей для выбора пути в жизни: можно много стараться и много зарабатывать, можно попасть в удачное место, можно работать не по специальности с большим доходом или развивать себя профессионально в своем направлении, но с маленьким доходом. Сегодня одни специальности сильно востребованы, другие - нет, с одним образованием можно сразу попасть на хорошую должность и делать карьеру, а с другим нужно много работать только на перспективу. Можно начать свой бизнес, можно неплохо заработать в сфере обслуживания, можно быть молодым ученым с ничтожной зарплатой или уехать за границу и максимально реализовать себя.

 В общем, вариантов  бесчисленное множество. Но, так  или иначе, твои «рабочие» достижения  начинают определять твой социальный  статус. А у девушек его может  определять еще и удачное замужество. В связи с этим, встает масса вопросов: каков мой статус относительно моих ровесников, делаю ли я необходимые успехи, удачно ли формируется моя жизнь, все ли хорошо у меня складывается, успеваю ли я реализовываться должным образом?

3. Ощущение подлинной  взрослой жизни. На этом этапе приходит истинное понимание себя: какой я сейчас есть – это я из себя и представляю. А значит, начинают появляться мысли о своей стезе, своем месте в жизни, своем предназначении, своих достижениях и т.п. Все больше приходит точное осознание того, что вот она – взрослая жизнь. И то, как я сейчас живу, чем занимаюсь – уже не подготовительный этап, не только самое-самое начало моей настоящей взрослой жизни, а уже сама эта жизнь. Она идет, и все, что со мной происходит, уже может подлежать оценке, и нет скидок на учебу, юность, незрелость.

4. Ощущение уходящей  молодости. На рубеже 25 лет становится понятно, что самые беззаботные, веселые и полные надежд годы уже позади. На протяжении тех весьма юных лет (а это немало – примерно 10-12 лет с подросткового возраста) мы всегда жили в ощущении того, что самое лучшее и интересное в жизни с нами еще только должно произойти, что будет много всего интересного и все обязательно сложится хорошо, я многого добьюсь, мне улыбнется удача и взрослая жизнь в будущем будет прекрасна. Сейчас же приходит понимание жизненных реалий, иллюзии и надежды уступают место рациональности и четкому осознанию того, какая примерно будет наша жизнь в ближайшем будущем.

5. Вопрос реализации  в личной жизни. Для тех, кто еще не завел семью или не обзавелся детьми, в этом возрасте наиболее остро встает вопрос о личной жизни. В большей степени это, конечно, касается девушек. В этот период приходит особенно много мыслей о выборе постоянного партнера на будущую жизнь, о том, подходит ли нынешний партнер на роль мужа/жены, есть ли достойные кандидатуры для создания семьи. Девушки задумываются о своей материнской роли: хотят и готовы ли они ее реализовать, а если готовы, то есть ли для этого объективные возможности и т.п. Многие начинают оценивать свой опыт общения с противоположным полом, размышлять о своих идеалах, вкусах, предпочтениях, о том, кто им подходит и кого бы хотелось видеть рядом с собой по жизни.

Информация о работе Кризис новой эры