Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:43, реферат
Сначала задача возрастной психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения, которая привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину. Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.
Введение………………………………………………………………………………………1
1.Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского…………………….2
2.Законы психического развития ребенка по Л.С.Выготскому………………4
3.Теоретическое и практическое значение феномена «Зоны ближайшего
развития» .......................................................................................................5
4. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л.С.Выготским.……………….....8
5. Концепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконина...10
Заключение………………………………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………………………………14
Введение…………………………………………………………
1.Культурно-историческая
концепция Л. С. Выготского…………
2.Законы психического
развития ребенка по Л.С.
3.Теоретическое
и практическое значение
развития» ..............................
4. Дальнейшие шаги
по пути, открытому Л.С.Выготским.………………
5. Концепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконина...10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………14
Введение
Наука о психическом развитии
зародилась как ветвь сравнительной
психологии в конце XIX века. Точкой отсчета
для систематических
Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики.
В этой области работали
такие всемирно известные
Развитие, прежде всего, характеризуется
качественными изменениями, появлением
новообразований, новых механизмов,
новых процессов, новых структур.
Л. С. Выготский и другие психологи
описали основные признаки развития.
Наиболее важные среди них: дифференциация,
расчленение ранее бывшего
Сначала задача возрастной
психологии заключалась в накоплении
фактов и расположении их во временной
последовательности. Этой задаче соответствовала
стратегия наблюдения, которая привела
к накоплению разнообразных фактов,
которые необходимо было привести в
систему, выделить этапы и стадии
развития, чтобы затем выявить
основные тенденции и общие
В настоящее время интенсивно
разрабатывается новая
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
Концепция учебной деятельности
- исследования Д. Б. Эльконина в которых
разрабатывалась стратегия
1.Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.
Вся научная деятельность
Л.С.Выготского была направлена на то,
чтобы психология смогла перейти "от
чисто описательного, эмпирического
и феноменологического изучения
явлений к раскрытию их сущности".
Он ввел новый – экспериментально-
Л.С.Выготский определил область своего исследования как "вершинную психологию" (психологию сознания), которая противостоит двум другим – "поверхностной" (теории поведения) и "глубинной" (психоанализ). Он рассматривал сознание как "проблему структуры поведения" .
Сегодня мы можем сказать, что три сферы человеческого бытия: чувства, интеллект и поведение изучаются в крупнейших психологических концепциях – психоанализе, теории интеллекта и бихевиоризме. Приоритет же в развитии "вершинной психологии", или психологии развития сознания, принадлежит советской науке.
С полным правом можно утверждать, что Л.С.Выготский осуществил задачу перестройки психологии на основе глубокого философского анализа. Для Л.С.Выготского были важны вопросы: Каким образом человек в своем развитии выходит за пределы своей "животной" природы? Каким образом в процессе своей общественной жизни он развивается как культурное и трудящееся существо? Согласно Л.С.Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения; только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а сами природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения.
Согласно Л.С.Выготскому,
высшие психические функции возникают
первоначально как форма
Л.С.Выготский подчеркивал,
что отношение к среде меняется
с возрастом, а, следовательно меняется
и роль среды в развитии. Он подчеркивал,
что среду надо рассматривать
не абсолютно, а относительно, так
как влияние среды определяется
переживаниями ребенка. Л.С.Выготский
ввел понятие ключевого переживания.
Как позднее справедливо
2.Законы психического
развития ребенка по Л.С.
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).
Выготский
сформулировал ЗАКОНЫ
1) детское развития имеет
сложную организацию во
2) неравномерность (в
развитии ребенка стабильные
периоды сменяются
3) сензитивность (в развитии
ребенка есть наиболее
4) компенсация (проявляется
в способности психики
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) - те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития
(ЗБР) - задачи, которые сегодня ребенок
может выполнить при помощи
взрослого, а завтра - самостоятельно.
Маркова выделяла третий
ОБУЧЕНИЕ должно опираться
на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому,
ведет за собой развитие "тянет"
его за собой. Но оно не
должно, в то же время, отрываться
от развития ребенка.
Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л.С.Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий .
Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
Условия развития позднее
были более подробно описаны А.Н.Леонтьевым
[86]. Это морфо-физиологические
Деятельность возникает
в ответ на потребность.
По Л.С.Выготскому, движущая
сила психического развития – обучение.
Важно отметить, что развитие и
обучение – это разные процессы.
По словам Л.С.Выготского, процесс развития
имеет внутренние законы самовыражения.
"Развитие, – пишет он, – есть
процесс формирования человека или
личности, совершающийся путем
Обучение, по Л.С.Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
Л.С.Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее – подлинное открытие Л.С.Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.
3.Теоретическое
и практическое значение
Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Как пишет Л.С.Выготский,
"зона ближайшего развития
определяет функции, не
"Уровень актуального
развития характеризует успехи
развития, итоги развития на вчерашний
день, а зона ближайшего развития
характеризует умственное
Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.
Информация о работе Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского