Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:43, реферат
Сначала задача возрастной психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения, которая привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину. Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.
Введение………………………………………………………………………………………1
1.Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского…………………….2
2.Законы психического развития ребенка по Л.С.Выготскому………………4
3.Теоретическое и практическое значение феномена «Зоны ближайшего
развития» .......................................................................................................5
4. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л.С.Выготским.……………….....8
5. Концепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконина...10
Заключение………………………………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………………………………14
Зона ближайшего развития
– логическое следствие закона становления
высших психических функций, которые
формируются сначала в
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С.Выготский, – когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения. "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития", – писал Л.С.Выготский.
Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя.
Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития – симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации. Определение обоих уровней развития – актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития – составляют вместе то, что Л.С.Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.
Одним из доказательств влияния
обучения на психическое развитие ребенка
служит гипотеза Л.С.Выготского о системном
и смысловом строении сознания и
его развития в онтогенезе. Выдвигая
эту идею, Л.С.Выготский решительно
выступал против функционализма современной
ему психологии. Он считал, что человеческое
сознание – не сумма отдельных
процессов, а система, структура
их. Ни одна функция не развивается
изолированно. Развитие каждой функции
зависит от того, в какую структуру
она входит и какое место в
ней занимает. Так, в раннем возрасте
в центре сознания находится восприятие,
в дошкольном возрасте – память,
в школьном – мышление. Все остальные
психические процессы развиваются
в каждом возрасте под влиянием доминирующей
в сознании функции. По мнению Л.С.Выготского,
процесс психического развития состоит
в перестройке системной
Формируя обобщение,
переводя его на более высокий
уровень, обучение
4. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л.С.Выготским
Первый шаг был сделан уже в конце 30-х годов психологами Харьковской школы (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, П.Я.Гальперин, Л.И. Божович и др.).
Они показали, что в
основе развития обобщений
Есть существенное различие между понятием "обучение" и понятием "деятельность". В термине "обучение" приставка "об" несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие "деятельность" подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая "пересадка" знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, введение понятия "деятельность" переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Эти исследования открыли путь для нового объяснения детерминации психического развития.
Это не означает, что проблема уже решена, но найдена плоскость, где можно искать ее решение, подчеркивал Д.Б.Эльконин, – плоскость экспериментальная. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.
Таким образом, исследования советских психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. И это был выход из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития – это самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды – это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы.
Следующий шаг связан с ответом на вопрос о том, остается ли эта деятельность одной и той же на протяжении детского развития или нет. Он был сделан А.Н.Леонтьевым, углубившим разработку идеи Л.С.Выготского о ведущем типе деятельности.
Благодаря работам А.Н.Леонтьева
ведущая деятельность рассматривается
как критерий периодизации психического
развития, как показатель психологического
возраста ребенка. Ведущая деятельность
характеризуется тем, что в ней
возникают и дифференцируются другие
виды деятельности, перестраиваются
основные психические процессы и
происходят изменения психологических
особенностей личности на данной стадии
ее развития. Содержание и форма
ведущей деятельности зависит от
конкретно-исторических условий, в
которых протекает развитие ребенка.
В современных общественно-
В многочисленных исследованиях А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и их сотрудников была показана зависимость психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности. Монографии, посвященные анализу основных типов ведущей деятельности в онтогенезе (в особенности книги В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина), стали достоянием мировой науки.
Изучение процессов
В них особо рассматривалась роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий. Наиболее продуктивным направлением в советской детской психологии было изучение специфических особенностей перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерностей процесса интериоризации в онтогенезе.
Следующий шаг в развитии
идей Л.С.Выготского был подготовлен
работами П.Я.Гальперина и А.В.Запорожца,
посвященными анализу строения и
формирования предметного действия,
выделению в нем
5. Концепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.
Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:
1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);
2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);
3) младший и средний
дошкольный возраст – от 3 до 4
или 5 лет (ведущим видом
4) старший дошкольный
возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим
видом деятельности по-
5) младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, охватывает обучение в начальной школе
(в этот период основным
видом деятельности является
учение, формируются и развиваются
интеллектуальные и
6) подростковый возраст
– от 11 до 17 лет, охватывает процесс
обучения в старших классах
(для этого периода характерны:
личностное общение, трудовая
деятельность; происходит определение
профессиональной деятельности
и себя как личности). Каждый
период возрастного развития
имеет свои отличия и
Если взять процесс развития ребенка, в общем, то можно выделить три основных этапа:
1) дошкольное детство
(это достаточно большой
2) младший школьный возраст
(этот период охватывает жизнь
ребенка с момента его
3) средний и старший
школьный возраст (этот период
охватывает жизнь ребенка с
момента перехода его в
Д.Б.Эльконин сделал исключительное
по своей психологической глубине
и прозорливости предположение.
Он поставил вопрос: "Какой смысл
имеют предметные действия ребенка?",
"Для чего они служат?". Согласно
его гипотезе, в процессе развития
ребенка сначала должно происходить
освоение мотивационной стороны
деятельности (иначе предметные действия
не имеют смысла!), а затем операционально-
В концепции Д.Б.Эльконина
преодолевается один из серьезных недостатков
зарубежной психологии, где постоянно
возникает проблема расщепления
двух миров: мира предметов и мира
людей. Д.Б.Эльконин показал, что это
расщепление ложно, искусственно. На
самом деле человеческое действие двулико:
оно содержит собственно человеческий
смысл и операциональную
Отсюда способности человека – это уровень владения общественными способами употребления общественных предметов. Таким образом, всякий предмет содержит в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой стороны, – на способ исполнения. Эта микроструктура человеческого действия, согласно гипотезе Д.Б.Эльконина, отражается и в макроструктуре периодов психического развития.
Д.Б.Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе "ребенок в обществе", а не "ребенок и общество", чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе "ребенок в обществе", то радикально меняется характер взаимосвязи да и само содержание систем "ребенок – вещь" и "ребенок – отдельный взрослый", выделенных в европейской психологии как две сферы детского бытия. Д.Б.Эльконин показывает, что система "ребенок – вещь" по сути есть система "ребенок – общественный предмет", так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним.
Информация о работе Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского