Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

Сначала задача возрастной психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения, которая привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину. Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………1

1.Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского…………………….2

2.Законы психического развития ребенка по Л.С.Выготскому………………4

3.Теоретическое и практическое значение феномена «Зоны ближайшего
развития» .......................................................................................................5

4. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л.С.Выготским.……………….....8

5. Концепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконина...10

Заключение………………………………………………………………………………13

Список использованной литературы………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.docx

— 38.03 Кб (Скачать файл)

При усвоении общественно  выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка  как члена общества.

Система "ребенок –  взрослый" превращается, по Д.Б.Эльконину, в систему "ребенок – общественный взрослый". Это происходит потому, что для ребенка взрослый –  носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные  отношения с другими людьми и  сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение  или моделирование их в собственной  деятельности (например, в ролевой  игре у дошкольников), конечно, с  помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с  необходимостью овладения все более  сложными, новыми предметными действиями.

Д.Б.Эльконин показывает, что  деятельность ребенка в системах "ребенок – общественный предмет" и "ребенок – общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором  и формируется личность ребенка. Другое дело, пишет он, что "этот единый по своей природе процесс жизни  ребенка в обществе в ходе исторического  развития раздваивается, расщепляется на две стороны" [177, с. 19].

Д.Б.Элькониным был открыт закон чередования, периодичности  разных типов деятельности: за деятельностью  одного типа, ориентации в системе  отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими  двумя типами ориентации возникают  противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она  открывается ориентацией в сфере  человеческих отношений. Действие не может  дальше развиваться, если оно не вставлено  в новую систему отношений  ребенка с обществом. Пока интеллект  не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Развивая идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин предложил рассматривать  каждый психологический возраст  на основе следующих критериев:

Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую  ребенок вступает в обществе. Это  то, как он ориентируется в системе  общественных отношений, в какие  области общественной жизни он входит.

 

Основной, или ведущий  тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать  не только вид деятельности, но и структур деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

 

Основные новообразования  развития. Важно показать как новые  достижения в развитии перерастают  социальную ситуацию и ведут к  ее "взрыву" – кризису.

 

Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л.С.Выготским: "Если бы кризисы не были открыты  эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически". Раскрыть психологическую  сущность кризиса значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

 

Гипотеза Д.Б.Эльконина, учитывая закон периодичности в детском  развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет  – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы  мировоззрения, которые открывают  ориентацию в мире вещей.

 

Гипотеза Д.Б.Эльконина  творчески развивает учение Л.С.Выготского, она преодолевает интеллектуализм  его учения о системном и смысловом  строении сознания. Она объясняет  возникновение и развитие у ребенка  мотивационно-потребностной сферы  личности. Ранее теория А.Н.Леонтьева  показала деятельностный механизм формирования обобщений, отстранив некоторые  идеи Л.С.Выготского о роли речевого общения, высказанные им в его  историческое время.

Заключение

Громадный, неоспоримый вклад  в развитие современной возрастной психологии внес отечественный психолог Л. С. Выготский, описав принцип культурно-исторического развития ребенка. Культурно–историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

По Выготскому, основным источником развития психики является среда, в которой психика формируется, тогда как в предыдущих концепциях среда рассматривалась всего  лишь как условие, один из факторов развития. Л. С. Выготский сумел перейти  от чисто описательного изучения явлений к раскрытию их сущности, это его колоссальная заслуга перед наукой.

Культурно-историческая концепция  замечательна еще тем, что она  преодолевает биологизм, царивший в  психологии развития, в основных теориях  и концепциях, таких как теория рекапитуляции, теория конвергенции двух факторов, психодинамическая теория развития личности З. Фрейда, концепция  интеллектуального развития Ж. Пиаже  и др.

 

Д. Б. Эльконин - ученик и последователь  Л.С. Выготского - в своих трудах развил наследие Выготского, преодолел интеллектуализм  его научных концепций, а также  предположил, что в процессе развития ребенка сначала должно происходить  освоение мотивационной стороны  деятельности, а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование  этих видов деятельности.

 

 

Список использованной литературы

1.Выготский Л. С. сочинения в 6-ти томах; т. 3-4.М.,1984 г.

2.Л.Ф.Обухова . ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫМ.: Тривола, 1995

3.Возрастная и педагогическая психология // Сб. стат. М., 1992.

4.Т. В.НОЖКИНА, Т. А. УМНОВА Возрастная психология: конспект лекций

5.Для написания  данной  работы был использован материал  с сайта: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42472.php

 

 

 

 


Информация о работе Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского