Лекции по "Криминальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 10:37, курс лекций

Описание работы

Тема IV. Психология групповой и организованной преступности
1. Преступная группа: определение, особенности, психологическая организация

Файлы: 1 файл

IV. Психология групповой и организованной преступности _ Преступ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, толпа  это:

  • собрание людей, чьи чувства и мысли направлены в одно направление;
  • масса, в которой растворяется, теряется личность, последняя становясь пленником коллективных эмоций и чувств;
  • “общая душа”, направляющая людей на неосознанные коллективные действия, выравнивающая поведение.

Лебон утверждал о  двух началах в толпе: героическое  и криминальное. Импульсивные, мобильные, легко возбудимые, внушаемые и  доверчивые, подверженные простым, но сильным чувствам, авторитарные, консервативные, с низкой моралью и высоким уровнем мстительности, руководимые идеями сведенными к эмоциям, коллективной мыслью, верой и идеологией разрушения, с богатым воображением, толпы могут легко принимать криминальную идею.

Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, события с социальным содержанием. Проходящие мимо индивиды, присоединяются к толпе, получают субъективно переработанную информацию и передают ее дальше (нередко  в искаженном виде, с высокой долей субъективной оценки, понимания). Протекает циркулярная реакция – циркулярная передача слухов, которые нередко возвращаются на прежнее место, но уже переработанные и обогащенные деталями. Это первый этап в процессе образования и действия толпы.

Второй этап характеризуется появлением общих чувств, нового настроения, готовности к действиям. Но пока не определен достаточно образ “врага”. Он появляется на следующем этапе, нередко вместе с появлением лидеров в толпе. Начинается пристрастное обсуждение образа.

На четвертом этапе  происходит стимулирование толпы лидерами. Толпа может разойтись, если субъект  обсуждения исчерпан, или приступить к действиям, нередко разрушающего характера.

Толпа компактна в  центре и рассеяна по краям, активность также сконцентрирована в центре. Там лучше информированность, выше экспрессивность. Вот почему переориентация толпы начинается с влияния на периферию, тем самым ослабляется “центр”. Желательно завоевать статус лидера (сначала на периферии, потом и в центре), чтобы предотвратить разрушающие действия толпы, предложить конструктивные варианты, которые отвечали бы стремлениям толпы и содержанию коллективного образа.

 

 

Примечания:

1. Васильев В. Л., Юридическая психология, Изд-во “Юридическая литература”, Москва, 1991.

2. Самонов А. П., Психология преступных групп, Пермь, 1991.

3. Васильев В. Л., там же.

4. Дикселиус, М., Константинов, А., Преступный мир России, Изд-во Библиополис, Санкт-Петербург, 1995, стр.142143.

5. Там же, стр. 183196.

 

 

Тема V. Психология делинквентного поведения несовершеннолетних

1. Теоретическое и  практическое исследование возрастных  особенностей и делинквентности  несовершеннолетних

 

Термин “делинквентность несовершеннолетних”  вошел в психолого-юридическое  употребление в последние десятилетия, перенимая французский – “delinquance juvenile”: нарушение несовершеннолетними социальных и юридических норм. На французском языке данное понятие – “делинквентность” – обозначает “правонарушения, совершенные в определенном пространстве и времени[1], но румынские юридические психологи предложили более узкое его применение[2]. В русском варианте “делинквентное поведение несовершеннолетних” – “система незначительных правонарушений, провинностей, проступков”[3], употребление другого понятия – “несовершеннолетние преступники” – необоснованно, тем более что сам автор ссылается на их специфику, “большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложной романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам”[4]. Таким образом, признается особая мотивация неправомерного поведения несовершеннолетних и отсутствие в их сознании и поведении четкой криминальной ориентации. Вот почему мы предлагаем употребление по отношению к данной возрастной категории термина “делинквентность”.

В соответствии с действующим законодательством  Республики Молдова, можно выделить три категории в данной группе правонарушителей:

  • до 14 лет – по отношению к которым законодательство не предусматривает уголовную ответственность;
  • от 14 до 16 – ограниченная дееспособность, ответственность несут лишь за определенные деяния (ст. 10 УК)[5]: убийство, преднамеренное нанесение тяжелых телесных увечий, изнасилование, ограбление в особых пропорциях личного имущества, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических веществ, действия которые могут способствовать крушению поезда, особо опасные хулиганские действия, все это после заключения психиатрической, психологической и медико-легальной экспертиз о вменяемости несовершеннолетнего;
  • от 16 до 18 – ответственны за свои действия, но в случае правонарушений, не представляющих особую социальную опасность, уголовное наказание может не применяться (ст. 10).

Хотя делинквентность несовершеннолетних не является новым социальным феноменом, до конца XIX века правонарушения совершенные несовершеннолетними не предусматривали особого законодательного регулирования, а специальные правоохранительные органы для данной категории появились лишь в XX столетье.

В соответствии с различными концепциями, делинквентность несовершеннолетних является итогом воздействия различных  факторов: внутренних личностных и  внешних социальных. К первой группе относятся нейрофизиологические особенности  подросткового возраста, которого французский автор, желая подчеркивать его сложность и особенности кризиса, назвала “возрастом омара”[6], эмоциональная неуравновешенность, актуализация акцентуации характера, затруднения в общении, особенности несформированного еще характера, волевой сферы и др. Ко второй: общественно-культурные, экономические, воспитательные, другие воздействия из внешней социальной среды.

Кризис подросткового возраста способствует “переориентации к  другим социальным ценностям” и “выбору  жизненного пути”[7], утверждению тенденций самоидентификации и самоутверждения[8], повышенной любознательности к социальным знаниям[9], в которой проявляются новые качества – собственная включенность, осознанность, познание “другого” в сравнении с собственным “Я”. Подростки стремятся к самостоятельности, их не удовлетворяет узкий семейный круг в качестве образца, они восстают (открыто или внутренне) против мира взрослых, все больше полагаясь на собственные мнения, умозаключения[10], в некоторых, крайних вариантах, это проявляется в отрицании ряда обще социальных ценностей и норм. Все же, большинство подростков продолжают перенимать основные социальные знания от группы принадлежности, будь это семья, или компания подростков.

Динамизм, любознательность, стремление к самоутверждению, к приобретению права назваться взрослым воплощаются в своеобразных ценностных ориентирах подростков, в нормах с особым содержанием, которые считаются ими атрибутами самостоятельности и взрослости. Они определяют, по мнению русского автора, М. Еникеева, поведенческие стереотипы подростков[11]:

  • реакцию оппозиции к завышенным требованиям, излишним ограничениям, к отсутствию внимания взрослых к интересам подростка, проявляется в прогулах, бравировании, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях;
  • реакция имитации – в подражании определенному лицу, образу, которым иногда может стать и антисоциальный герой (автор подчеркивает силу влияния возвеличивания преступником суперменом на определение жизненных ориентиров подростками);
  • реакция отрицательной имитации – нарочитое противопоставление навязываемой модели, которое может оказать благотворное влияние в случае отрицательной модели (примеры отрицания моделей поведения родителей, членов семьи и др., когда эти имеют асоциальное или даже антисоциальное содержание);
  • реакция компенсации – восполнение неудач в одной области успехом в другой (если данный успех имеет социально-положительный характер, эта реакция может привести к формированию социально-положительной личности);
  • реакция гиперкомпенсации – настойчивое стремление к самоутверждению в трудной для себя области деятельности (проявление излишней храбрости, изнурительные занятия боевыми видами спорта и др.);
  • реакция эмансипации – стремление вырваться из под опеки старших, иногда доходящее до отрицания норм, стандартов, побегам из дома, бродяжничеству;
  • реакция группирования – объединения сверстников в группы;
  • реакция увлечения – проявляется в различных хобби.

Сложный внутренний мир подростка  может заполняться как положительными социальными образцами, так и  нормами, установками антисоциального характера. От того, как он будет принимать и понимать окружающий его мир зависит его законченный профиль личности.

Различные психологические теории объясняют влияние внешних и  внутренних факторов на поведение подростков. Некоторые авторы подчеркивают роль семьи, утверждая, что неполные, конфликтные семьи представляют криминогенный фактор для подростка, иллюстрируя это данными – 80% делинквентных несовершеннолетних воспитываются в таких условиях[12]. Но ведь в таких семьях воспитываются и люди с социально-положительным поведением, притом бывают и противоположные примеры, когда в благополучных семьях дети выбирают криминальный образ жизни. Другая теория подчеркивает роль экономических, материальных факторов, что тоже не может быть абсолютной истиной: в обеспеченных материально семьях могут формироваться и люди с антисоциально направленными потребностями. Нельзя преувеличивать и роль средств массовой информации, особенно электронной масс медия, ведь читателями и зрителями являются почти все подростки, но далеко не все выбирают в качестве модели образ жестокого и циничного преступника. Вот почему необходимо учитывать все факторы, особенности их сочетания и индивидуальные характеристики подростка.

Исследователи делинквентности несовершеннолетних составили “психологический профиль” подростка с девиантным поведением, который включает агрессивность и склонность к агрессии, неприятие социальных ценностно-нормативных критериев, эмоциональную нестабильность, социальную неадаптированность, неуверенность, раздвоение характера, несоответствие действий внутренним позывам и внешним условиям, неустойчивость.

Шелдон и Элеонор Глюк, сопоставляя  две группы подростков (делинквентных  и социально положительных) отметили следующие различия:

  • делинквенты энергичнее, импульсивнее, экстравертированны, агрессивны, деструктивны, зачастую с садическими наклонностями;
  • их телосложение чаще мезоморфное (атлетическое);
  • не принимают социальные ценности и нормы, чаще противостоят им;
  • процент происхождения из неблагополучных семей (неполных, эмоционально неуравновешенных, с неадекватным моральным нормам профилем) чаще.

Ряд причин, обусловленных сознанием  несовершеннолетних, также способствуют делинквентному поведению:

  • неадекватная самооценка: заниженная, способствующая появлению стремления к компенсации, самоутверждению, что приводит к примыканию к группам подростков и послушному участию в противоправных действиях; завышенная, проявляющаяся в стремлении доминировать, подчинять других;
  • пониженное чувство гуманности, социальное безразличие, эгоизм, самоудовлетворенность, высокое самомнение, выражающиеся в агрессивном поведении, склонности к насилию;
  • антисоциальные концепции материального благополучия и способов его достижения, завышенные материальные потребности не соответствующие способностям;
  • неуважительное отношение к учебе, получению специальности, к труду, честному заработку;
  • отсутствие иммунитета к воздействию негативных социальных факторов, слабое или даже отсутствующее желание им противостоять, дефекты социализации.

Несовершеннолетние делинквенты, также как взрослые правонарушители, могут быть различных типов согласно ряду критериев (классификация Н. Митрофан):

1. согласно наличию или отсутствию замысла: совершающие преднамеренные деяния спонтанно или обдуманно и непреднамеренные поступки;

2. исходя из принципа повторяемости правонарушений: рецидивисты и не рецидивисты;

3. из состояния психического здоровья: нормальные и характеризуемые анормальностью психики;

4. из степени ответственности: полностью вменяемые, частично вменяемые – в состоянии аффекта, с частичными нарушениями интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, под воздействием алкоголя или наркотических веществ и др., невменяемые;

5. согласно мотивации действий: ориентированные на материальные ценности, на агрессивные действия, на насилие и др.

Проблема профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних сегодня  является особо актуальной, привлекая  внимание юристов, психологов, общественности.

2. Факторы, определяющие делинквентное поведение несовершеннолетних

 

Можно выделить две большие группы факторов: внутренние и внешние. Первые относятся к особенностям психики, психологической организации личности, вторые – к воздействию социальной среды, качеству социализации.

  1. Нейропсихические факторы. К ним можно отнести некоторые особенности подросткового возраста, кризисные явления характеризующие психофизиологическое развитие на данном этапе. Состояние внутреннего конфликта, непривлекательная внешность, недостатки конституционно соматического характера, половое созревание наряду с низкой грамотностью в области половых отношений, бурное физиологическое развитие, иногда приводящее к болезням или временным недомоганиям, недостаточное становление эмоционально-волевой сферы и др. могут негативно сказываться на поведение подростка.
  2. Румынский автор Н. Митрофан относит к данным факторам отставание в умственном развитии. Можно добавить и акцентуации, дефекты характера. При экспериментальном исследовании подростков, состоящих на учете в ДИН, выявлено у 12% – психопатии в различных формах, у 50% – различные акцентуации характера.

2. Социальные факторы, несмотря на их различие, можно разделить на влияние семьи, группы подростков, состояние системы школьного образования, влияния обще социальной обстановки.

Семья является важнейшим фактором, так как именно в семье формируется личность, приобщается к общественным нормам, моделям поведения. Наиболее типичные ошибки воспитательного процесса в семье:

  • отсутствие внимания и контроля;
  • завышенное внимание, требовательность, гиперопека, лишение подростка инициативы, мнения, самостоятельности;
  • противоречивость в действиях родителей, в крайней форме – конфликты в вопросах воспитания;
  • отрицательный пример родителей.

Информация о работе Лекции по "Криминальной психологии"