Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 10:37, курс лекций
Тема IV. Психология групповой и организованной преступности
1. Преступная группа: определение, особенности, психологическая организация
Таким образом, толпа это:
Лебон утверждал о двух началах в толпе: героическое и криминальное. Импульсивные, мобильные, легко возбудимые, внушаемые и доверчивые, подверженные простым, но сильным чувствам, авторитарные, консервативные, с низкой моралью и высоким уровнем мстительности, руководимые идеями сведенными к эмоциям, коллективной мыслью, верой и идеологией разрушения, с богатым воображением, толпы могут легко принимать криминальную идею.
Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, события с социальным содержанием. Проходящие мимо индивиды, присоединяются к толпе, получают субъективно переработанную информацию и передают ее дальше (нередко в искаженном виде, с высокой долей субъективной оценки, понимания). Протекает циркулярная реакция – циркулярная передача слухов, которые нередко возвращаются на прежнее место, но уже переработанные и обогащенные деталями. Это первый этап в процессе образования и действия толпы.
Второй этап характеризуется появлением общих чувств, нового настроения, готовности к действиям. Но пока не определен достаточно образ “врага”. Он появляется на следующем этапе, нередко вместе с появлением лидеров в толпе. Начинается пристрастное обсуждение образа.
На четвертом этапе происходит стимулирование толпы лидерами. Толпа может разойтись, если субъект обсуждения исчерпан, или приступить к действиям, нередко разрушающего характера.
Толпа компактна в центре и рассеяна по краям, активность также сконцентрирована в центре. Там лучше информированность, выше экспрессивность. Вот почему переориентация толпы начинается с влияния на периферию, тем самым ослабляется “центр”. Желательно завоевать статус лидера (сначала на периферии, потом и в центре), чтобы предотвратить разрушающие действия толпы, предложить конструктивные варианты, которые отвечали бы стремлениям толпы и содержанию коллективного образа.
Примечания:
1. Васильев В. Л., Юридическая психология, Изд-во “Юридическая литература”, Москва, 1991.
2. Самонов А. П., Психология преступных групп, Пермь, 1991.
3. Васильев В. Л., там же.
4. Дикселиус, М., Константинов, А., Преступный мир России, Изд-во Библиополис, Санкт-Петербург, 1995, стр.142143.
5. Там же, стр. 183196.
Термин “делинквентность несовершеннолетних” вошел в психолого-юридическое употребление в последние десятилетия, перенимая французский – “delinquance juvenile”: нарушение несовершеннолетними социальных и юридических норм. На французском языке данное понятие – “делинквентность” – обозначает “правонарушения, совершенные в определенном пространстве и времени[1], но румынские юридические психологи предложили более узкое его применение[2]. В русском варианте “делинквентное поведение несовершеннолетних” – “система незначительных правонарушений, провинностей, проступков”[3], употребление другого понятия – “несовершеннолетние преступники” – необоснованно, тем более что сам автор ссылается на их специфику, “большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложной романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам”[4]. Таким образом, признается особая мотивация неправомерного поведения несовершеннолетних и отсутствие в их сознании и поведении четкой криминальной ориентации. Вот почему мы предлагаем употребление по отношению к данной возрастной категории термина “делинквентность”.
В соответствии с действующим
Хотя делинквентность
В соответствии с различными концепциями,
делинквентность
Кризис подросткового возраста способствует “переориентации к другим социальным ценностям” и “выбору жизненного пути”[7], утверждению тенденций самоидентификации и самоутверждения[8], повышенной любознательности к социальным знаниям[9], в которой проявляются новые качества – собственная включенность, осознанность, познание “другого” в сравнении с собственным “Я”. Подростки стремятся к самостоятельности, их не удовлетворяет узкий семейный круг в качестве образца, они восстают (открыто или внутренне) против мира взрослых, все больше полагаясь на собственные мнения, умозаключения[10], в некоторых, крайних вариантах, это проявляется в отрицании ряда обще социальных ценностей и норм. Все же, большинство подростков продолжают перенимать основные социальные знания от группы принадлежности, будь это семья, или компания подростков.
Динамизм, любознательность, стремление к самоутверждению, к приобретению права назваться взрослым воплощаются в своеобразных ценностных ориентирах подростков, в нормах с особым содержанием, которые считаются ими атрибутами самостоятельности и взрослости. Они определяют, по мнению русского автора, М. Еникеева, поведенческие стереотипы подростков[11]:
Сложный внутренний мир подростка
может заполняться как
Различные психологические теории объясняют влияние внешних и внутренних факторов на поведение подростков. Некоторые авторы подчеркивают роль семьи, утверждая, что неполные, конфликтные семьи представляют криминогенный фактор для подростка, иллюстрируя это данными – 80% делинквентных несовершеннолетних воспитываются в таких условиях[12]. Но ведь в таких семьях воспитываются и люди с социально-положительным поведением, притом бывают и противоположные примеры, когда в благополучных семьях дети выбирают криминальный образ жизни. Другая теория подчеркивает роль экономических, материальных факторов, что тоже не может быть абсолютной истиной: в обеспеченных материально семьях могут формироваться и люди с антисоциально направленными потребностями. Нельзя преувеличивать и роль средств массовой информации, особенно электронной масс медия, ведь читателями и зрителями являются почти все подростки, но далеко не все выбирают в качестве модели образ жестокого и циничного преступника. Вот почему необходимо учитывать все факторы, особенности их сочетания и индивидуальные характеристики подростка.
Исследователи делинквентности несовершенноле
Шелдон и Элеонор Глюк, сопоставляя две группы подростков (делинквентных и социально положительных) отметили следующие различия:
Ряд причин, обусловленных сознанием несовершеннолетних, также способствуют делинквентному поведению:
Несовершеннолетние делинквенты, также как взрослые правонарушители, могут быть различных типов согласно ряду критериев (классификация Н. Митрофан):
1. согласно наличию или отсутствию замысла: совершающие преднамеренные деяния спонтанно или обдуманно и непреднамеренные поступки;
2. исходя из принципа повторяемости правонарушений: рецидивисты и не рецидивисты;
3. из состояния психического здоровья: нормальные и характеризуемые анормальностью психики;
4. из степени ответственности: полностью вменяемые, частично вменяемые – в состоянии аффекта, с частичными нарушениями интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, под воздействием алкоголя или наркотических веществ и др., невменяемые;
5. согласно мотивации действий: ориентированные на материальные ценности, на агрессивные действия, на насилие и др.
Проблема профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних сегодня является особо актуальной, привлекая внимание юристов, психологов, общественности.
Можно выделить две большие группы
факторов: внутренние и внешние. Первые
относятся к особенностям психики,
психологической организации
2. Социальные факторы, несмотря на их различие, можно разделить на влияние семьи, группы подростков, состояние системы школьного образования, влияния обще социальной обстановки.
Семья является важнейшим фактором, так как именно в семье формируется личность, приобщается к общественным нормам, моделям поведения. Наиболее типичные ошибки воспитательного процесса в семье: