Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 10:37, курс лекций
Тема IV. Психология групповой и организованной преступности
1. Преступная группа: определение, особенности, психологическая организация
Автор типологии выделяет и другие социальные категории с повышенным риском виктимизации:
Нелегко определить участие каждой
из двух сторон – потерпевшего и
правонарушителя – в
Когда между потерпевшим и
Особенно тщательно должен подготовиться следователь к допросу потерпевшего, сформулировать основные вопросы, учитывать личностные характеристики, эмоциональное состояние, содержание отношений с правонарушителем, органами юстиции, прокуратуры, вообще отношение к праву. Рекомендуется повторное слушание, в целях использования возможной реминисценции, дача показаний на месте происшествия, процедура опознания места, предметов, лиц.
Показания потерпевшего являются важным, нередко единственным на первом этапе, источником информации. В процессуальном плане показания потерпевшего являются доказательствами, также как и показания свидетеля. Но потерпевший имеет другой процессуальный статус, он преследует цель исправления причиненного вреда, удовлетворения прав, гарантированных законом. Отношение потерпевшего к установлению истины может быть разным: от заинтересованности в правильном расследовании, до желания скрыть истину, или безразличия.
Допрос потерпевшего начинается с разъяснения прав и обязанностей и предложения рассказать все известные обстоятельства, после чего следователь может задать вопросы. Следователь должен обеспечить условия для допроса и дать возможность изложить все сведения:
Учитывая особое психологическое состояние потерпевшего, необходимо выслушать всю информацию, впоследствии разделить ее на фактологический материал, личные наблюдения, суждения, выводы, не относящиеся к доказательствам, верную или ошибочную, а то и ложную информацию.
Психологический анализ показаний потерпевшего предусматривает два аспекта. Первый – изучение психических и психологических свойств личности потерпевшего; эмоциональности, темперамента, воли, особенностей восприятия, памяти, мышления, которые могут определить содержание показаний. Предлагается анализ четырех этапов формирования показаний.
На первом этапе – восприятие события правонарушения – происходит первоначальное накопление информации. Состояние органов зрения, слуха, возраст потерпевшего, способность адекватно оценить события и другие особенности могут влиять на восприятие. Определенные патологии органов чувств, низкий социальный опыт, пространственно-временные особенности, эмоциональность, рассеянное внимание, другие факторы могут снизить качество восприятия.
На втором этапе происходит осознание информации, ее логическое осмысление. Понятная информация запоминается, непонятная может стать неосознаваемой.
Запоминание информации – сохранение
ее в памяти – отражает особенности
мнезических процессов
Воспроизведение происходит в нескольких формах:
На воспроизведение оказывает влияние внушаемость, забывание, уровень интеллектуального развития, конформизм, социальный статус личности.
Показания могут оцениваться как достоверными, частично достоверными и недостоверными.
Второй аспект – социально-психологический – касается отношения потерпевшего к правонарушению и правонарушителю, органам следствия, социальной и правовой нормативности.
Для изучения личности потерпевшего
можно использовать наблюдение, анализ
документов, биографический анализ, методы
судебно-психологической
Опасность виктимизации можно предотвратить путем подготовки населения к самозащите, организации охраны жилищ, предотвращения ситуаций представляющих опасность для физической целостности личности и др., но и принятия социально-правовых программ по снижению риска виктимизации населения.
Меры по самозащите предполагают:
Социально-правовые меры:
Примечания:
1. Dicţionar de sociologie, Ed. Babel, Bucureşti, 1993, стр. 668.
2. Там же, стр. 669.
3. Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., Psihologie judiciară, Casa de editură şi presă “Şansa”, Bucureşti, 1992, стр. 70.
4. Там же.
5. Păunescu C., Agresivitatea şi condiţia umană, Ed. Tehnică, Bucureşti, 1994, стр. 165.
6. Karmen A., Crime Victims. An Introduction to Victimology, California, 1990, стр. 89, apud Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., там же.
7. Mendelsohn B., La victimologie et les besoins de la societe actuelle, в Sociologice Abstracts, 1973, N. 38, apud Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., там же.
8. Apud Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., там же, стр. 72.
11. Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., там же, стр. 86-87.
14. Mitrofan N. и сотр., там же, стр.82-83.
15. Tandin T., Cum să ne ferim de infractori, Ed. Ministerului de Interne, Bucureşti, 1997.