Лекции по "Криминальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 10:37, курс лекций

Описание работы

Тема IV. Психология групповой и организованной преступности
1. Преступная группа: определение, особенности, психологическая организация

Файлы: 1 файл

IV. Психология групповой и организованной преступности _ Преступ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Автор типологии выделяет и другие социальные категории с повышенным риском виктимизации:

  • употребляющие алкоголь и наркотики;
  • иммигранты и национальные меньшинства;
  • люди с низким уровнем интеллектуального развития;
  • временно физически и психически ослабленные, одинокие, в состоянии стресса;
  • с неадекватным социальным поведением;
  • погрязшие в долгах;
  • не желающие подчиниться чужой воле.

Нелегко определить участие каждой из двух сторон – потерпевшего и  правонарушителя – в преступлении. С юридической точки зрения, это  предполагает установлении инициативы в совершении противоправного акта, его последствий, потерпевшим признается лицо, которому причинен моральный, физический или имущественный вред. Хотя потерпевший нередко не знал до момента правонарушения правонарушителя, с психологической точки зрения он несет определенную “вину” за свое состояние; тем что он игнорировал последствия своего поведения, решения, не организовал на должном уровне охрану своего имущества и др. В виктимизации детей, несовершеннолетних ответственны родители, школа, не проводившие должную разъяснительную профилактическую работу. Данная констатация говорит лишь об ответственности каждого в предупреждении виктимизации.

Когда между потерпевшим и правонарушителем обвиняемым существовали отношения  в предшествующий деликту период, рекомендуется начинать уголовное расследование с изучения личности потерпевшего. Данное действие способствует частичной реконструкции события правонарушения и составлению версий. Появляется проблема: в какой мере потерпевший склонен давать показания? Для ее решения необходимо уточнить различные сведения:

  • по отношению к юридическому содержанию правонарушения, к его квалификации;
  • уточняющие основные и частные, специфические условия правонарушения – место, время, содержание действий сторон;
  • о личности потерпевшего – образ жизни, уровень образования и воспитания, моральные качества, отношения, темперамент, характер, привычки, личностные ориентации, ценности и др.;
  • социальные отношения потерпевшего, круг общения, время провождение;
  • содержание межличностных отношений с обвиняемым, особые их состояния;
  • пространственно временные условия, непосредственно перед правонарушением, во время и после;
  • исчезнувшие предметы, документы;
  • особые моральные, физические характеристики потерпевшего.

Особенно тщательно должен подготовиться следователь к допросу потерпевшего, сформулировать основные вопросы, учитывать личностные характеристики, эмоциональное состояние, содержание отношений с правонарушителем, органами юстиции, прокуратуры, вообще отношение к праву. Рекомендуется повторное слушание, в целях использования возможной реминисценции, дача показаний на месте происшествия, процедура опознания места, предметов, лиц.

3. Психологическое изучения показаний потерпевшего.

 

Показания потерпевшего являются важным, нередко единственным на первом этапе, источником информации. В процессуальном плане показания потерпевшего являются доказательствами, также как и показания свидетеля. Но потерпевший имеет другой процессуальный статус, он преследует цель исправления причиненного вреда, удовлетворения прав, гарантированных законом. Отношение потерпевшего к установлению истины может быть разным: от заинтересованности в правильном расследовании, до желания скрыть истину, или безразличия.

Допрос потерпевшего начинается с  разъяснения прав и обязанностей и предложения рассказать все известные обстоятельства, после чего следователь может задать вопросы. Следователь должен обеспечить условия для допроса и дать возможность изложить все сведения:

  • об обстоятельствах правонарушения;
  • о лицах, участвующих в данное событие и о роли каждой из них;
  • о характере и пропорциях причиненного вреда;
  • об отношениях с подозреваемым, обвиняемым, в некоторых случаях со свидетелями.

Учитывая особое психологическое  состояние потерпевшего, необходимо выслушать всю информацию, впоследствии разделить ее на фактологический материал, личные наблюдения, суждения, выводы, не относящиеся к доказательствам, верную или ошибочную, а то и ложную информацию.

Психологический анализ показаний  потерпевшего предусматривает два аспекта. Первый – изучение психических и психологических свойств личности потерпевшего; эмоциональности, темперамента, воли, особенностей восприятия, памяти, мышления, которые могут определить содержание показаний. Предлагается анализ четырех этапов формирования показаний.

На первом этапе – восприятие события правонарушения – происходит первоначальное накопление информации. Состояние органов зрения, слуха, возраст потерпевшего, способность  адекватно оценить события и  другие особенности могут влиять на восприятие. Определенные патологии органов чувств, низкий социальный опыт, пространственно-временные особенности, эмоциональность, рассеянное внимание, другие факторы могут снизить качество восприятия.

На втором этапе происходит осознание  информации, ее логическое осмысление. Понятная информация запоминается, непонятная может стать неосознаваемой.

Запоминание информации – сохранение ее в памяти – отражает особенности  мнезических процессов потерпевшего и влиянием объективных (время, условия) и субъективных факторов (тип памяти, внушаемость, конформизм т др.).

Воспроизведение происходит в нескольких формах:

  • узнавание – воспроизведение при опоре на восприятии, в присутствии стимула, путем сравнения его с образом, представлением (опознание);
  • собственно воспроизведение – в отсутствии стимула, вербально (дача показаний);
  • припоминание – с опорой на ассоциации или на узнавание (следственный эксперимент, дача показаний на месте происшествия).

На воспроизведение оказывает  влияние внушаемость, забывание, уровень  интеллектуального развития, конформизм, социальный статус личности.

Показания могут оцениваться как  достоверными, частично достоверными и недостоверными.

Второй аспект – социально-психологический  – касается отношения потерпевшего к правонарушению и правонарушителю, органам следствия, социальной и правовой нормативности.

Для изучения личности потерпевшего можно использовать наблюдение, анализ документов, биографический анализ, методы судебно-психологической экспертизы. Знание психологических особенностей способствует выбору оптимальных методов и тактик, получению полных и достоверных сведений.

4. Психология защиты и самозащиты от преступности. Причины виктимизации.

 

Опасность виктимизации можно предотвратить  путем подготовки населения к  самозащите, организации охраны жилищ, предотвращения ситуаций представляющих опасность для физической целостности личности и др., но и принятия социально-правовых программ по снижению риска виктимизации населения.

Меры по самозащите предполагают:

  • повышение юридической грамотности;
  • знание и соблюдение социальных и правовых норм;
  • оптимизация отношений с социальной средой[15];
  • охрана материальных ценностей;
  • культивирование способностей к адекватным решениям в критичных моментах;
  • изучение способов самозащиты.

Социально-правовые меры:

  • организация охраны правопорядка;
  • профилактика криминальных действий;
  • пресечение преступлений;
  • наказание правонарушителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

1. Dicţionar de sociologie, Ed. Babel, Bucureşti, 1993, стр. 668.

2. Там же, стр. 669.

3. Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., Psihologie judiciară, Casa de editură şi presă “Şansa”, Bucureşti, 1992, стр. 70.

4. Там же.

5. Păunescu C., Agresivitatea şi condiţia umană, Ed. Tehnică, Bucureşti, 1994, стр. 165.

6. Karmen A., Crime Victims. An Introduction to Victimology, California, 1990, стр. 89, apud Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., там же.

7. Mendelsohn B., La victimologie et les besoins de la societe actuelle, в Sociologice Abstracts, 1973, N. 38, apud Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., там же.

8. Apud Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., там же, стр. 72.

  1. Apud Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., там же, стр. 73-74.
  2. Васильев В. Л., Юридическая психология, Из-во “Питер”, СанктПетербург, 1997, стр. 406-407.

11. Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., там же, стр. 86-87.

  1. Там же, стр. 88.
  2. Sillamy N., Dicţionar de psihologie, Ed. Univers enciclopedic, Bucureşti, 1996, cтр. 338.

14. Mitrofan N. и сотр., там же, стр.82-83.

15. Tandin T., Cum să ne ferim de infractori, Ed. Ministerului de Interne, Bucureşti, 1997.




Информация о работе Лекции по "Криминальной психологии"