Лекции по "Криминальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 10:37, курс лекций

Описание работы

Тема IV. Психология групповой и организованной преступности
1. Преступная группа: определение, особенности, психологическая организация

Файлы: 1 файл

IV. Психология групповой и организованной преступности _ Преступ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Подростки эмоционально восприимчивы, легко обнаруживают фальшь в поведении взрослых, высоко оценивают их искренность и объективность. Поэтому корректность и искренность поведения, правильно сформулированные и заданные вопросы, эмпатичность и тактичность следователя будут ими высоко оцениваться. Но усилия будуд тщетными, в случае угроз и применения силы (нередко они сталкиваются с такими ситуациями в семье, уличной компании), подросток ответит на них или активным сопротивлением: ложью, бравированием, или пассивным: молчанием и безразличием. Все, что подходит для допроса взрослого правонарушителя, может повредить отношениям с делинквентным несовершеннолетним, а в итоге и расследованию.

Необходимо помочь несовершеннолетнему  правильно оценивать сложность  и нестандартность ситуации, свое положение, то, что собственными действиями он может изменить личную судьбу, проектировать другое будущее.

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

1. Grand dictionnaire de la psychologie, Larousse, Paris, 1997, стр. 195.

2. Mitrofan N., Zdrenghea V., Butoi T., Psihologie judiciară, Casa de editură şi presă “Şansa”, Bucureşti, 1992, стр. 267.

3. Еникеев М. И., Основы общей и юридической психологии, Из-во “Юристъ”, Mосква., 1996, стр. 316.

4. Там же, стр. 314.

5. Codul Penal al Republicii Moldova, Chişinău, 1996, стр. 4.

6. Dolto F., Paroles pour adolescents ou le complexe du homard, Paris, 1989.

7. Tap P., La societe pygmalion, Dunot, Paris, 1988, стр.45.

8. Cosmovici A., Caluschi M., Adolescentul şi timpul său liber, Ed. Junimea, Iaşi, 1985, стр.47-51.

9. Neculau A., Grupul de adolescenţi, Ed.Didactică şi Pedagogică, Bucureşti, 1977.

10. Burstin J., L’adolescent et son insertion dans le monde des adultes. Aspects biologiques, personnels et sociaux, Toulouse, 1988, стр.91; Şchiopu U.,Verza E., Adolescenţa: personalitate şi limbaj, Ed. Albatros, Bucureşti, стр.18-22.

  1. Еникеев М. И., там же, стр. 315-316.
  2. Dicţionar enciclopedic de psihologie, Editura Babel, Bucureşti, 1997, стр. 214.
  3. Васильев В. Л., Юридическая психология, Из-во “Питер”, СанктПетербург, 1997, стр. 436-444.

14. Păunescu C., Agresivitatea şi condiţia ummană, Ed. Tehnică, Bucureşti, 1994, стр. 124-130.

15. Там же, стр. 125.

16. Васильев В., там же, стр. 433.

17. Păunescu C., там же, стр. 121.

18. Васильев В., там же, стр. 445.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\\

Тема VI. Психология потерпевших и юридической деятельности по их изучению

1. Психологическое описание  личности потерпевшего.

 

Психология потерпевших изучается  самостоятельным разделом юридической  психологии. Он посвящен изучению личности потерпевшего, факторов, способствующих виктимизации, разработке рекомендаций по организации допроса и программ защиты и самозащиты от виктимизации.

Психологическое изучение потерпевшего сравнительно новая область, появившаяся  вместе с виктимологией – раздел криминологии, изучающий “личность  или группу, которой был причинен моральный, материальный или физический ущерб”[1]. Криминологическое исследование носит социологический характер, устанавливая обстоятельства правонарушения и “информацию в целях оценки и объяснения мотивов определенных категорий правонарушений”[2]. Психологическое исследование ставит другие задачи, интересуясь личностью потерпевшего.

Так можно представить взаимоотношение  между правонарушителем и потерпевшим:

Субьективные факторы



 

 

 

 


Объективные условия

В последнее время все большего внимания пользуется проблема роли потерпевшего в совершении правонарушения, даже его психологической ответственности[3]. Некоторые авторы (Ганс фон Хентиг – 1948, М. Мендельсон – 11956[4]) предложили термин “активизирующий потерпевший”. Качества потерпевшего способствуют в определенной мере совершению преступления, но лишь в совокупности с личностными свойствами преступника и при наличии определенных обстоятельств. Так, виктимологическое исследование потерпевших от сексуальных преступлений показало, что большинство из них были знакомы с преступником до преступления, доверяли его “добрым намерениям”, соглашаясь с ролью им уготованной.

Вызывающее поведение потерпевшего (один из субъективных факторов) предоставляет  благоприятные условия для совершения поступления, это больше проявляется в правонарушениях против личности: сильное душевное волнение правонарушителя, иногда в форме физиологического аффекта, определяет его поведение.

Таким образом, изучение личности потерпевшего предоставляет информацию для выявления причины преступления, его юридической квалификации, сбора доказательств. Иногда потерпевший является единственным источником доказательств.

Но проблема взаимоотношения между  правонарушителем и потерпевшим  не столь проста. Бухарестский автор К. Пэунеску[5] проанализировал действия направленные против нематериальной ценности и приведшие к нарушению психической и физической целостности личности, пришел к выводу, что правонарушитель проектирует определенную положительную или отрицательную ценность в нескольких этапах:

  • установление положительной или отрицательной эмоциональной нагрузки, вызванной поведением потерпевшего, и направление намерения на данную область;
  • изучение личностных характеристик потерпевшего;
  • появление мотивов правонарушения;
  • предположение последствий агрессивного акта;
  • составление плана защитных действий.

Существуют ряд характеристик, свойственных потерпевшему:

  • внешние особенности: соматические, возрастные, поведенческие, лингвистические и др.;
  • психологические: уровень развития интеллекта, эмоциональность, воля, внушаемость и др.,;
  • социально-психологические: моральные устои, социальные отношения, статусно-ролевые характеристики.

К условиям, благоприятствующим правонарушению, можно добавить и состояние потерпевшего, определенные психологические и социальный факторы, природные или другие влияния среды. В качестве субъективных факторов: качества процессов психики и свойства личности потерпевшего. Темперамент, воля, эмоциональность, определенные черты характера и др. вполне могут предоставить условия для совершения преступления. Увеличивает опасность виктимизации антисоциальное поведение, низкий уровень правосознания.

Таким образом, интерес следствия  и суда должен ориентироваться не только на изучение действий правонарушителя, но и на выявлении той доли “участия”, которая отводится потерпевшему.

2. Психологические методы исследования потерпевшего и их типология

 

Исследование потерпевшего предусматривает:

  • изучение его личности;
  • исследование поведения потерпевшего непосредственно перед событием правонарушения;
  • в момент совершения преступления;
  • во время предварительного следствия и судебного процесса.

Методология исследования предусматривает:

  • статическую область – выявление постоянных признаков пострадавшего: возраст, пол, служебное и социальное положение;
  • динамическую область – поведение потерпевшего;
  • документальную область – материальных источников, в. т. ч. выводов экспертиз.

Типология потерпевших способствует их исследованию, выдвигая начальные  модели, по которым строится отношение между органами права и пострадавшим. Существуют ряд типологий. А. Кармен различает[6]:

  • исчезнувших детей;
  • подверженных физической и психической агрессии;
  • пожилых людей;
  • женщин, подверженных физическому и психическому насилию;
  • потерпевших от сексуального насилия;
  • потерпевших в автодорожных катастрофах.

В соответствии с ролью потерпевшего в структуре правонарушения, Мендельсон[7] выделяет потерпевших:

  • не несущих “ответственность” за деяние;
  • частично ответственные;
  • ответственные в равной мере с правонарушителем;
  • несущие большую ответственность, чем правонарушитель;
  • несущие полную ответственность;
  • симулирующие качество потерпевшего.

Этот же критерий использован в  типологии Фаттаха[8], где выделяются категории потерпевших с поведением, не способствующим правонарушению, латентной (скрытой) способностью к виктимности, провоцирующим, участвующим и ложным поведением. Данные типологии способствуют организации расследования и судебной оценки поведения правонарушителя.

Ганс фон Хентиг[9], используя  в качестве критерия биологическую, психическую, психологическую и  социальную организацию личности, предложил  наиболее оптимальную типологию потерпевших.

Первая категория лиц, наиболее подверженных риску виктимизации, это  дети и несовершеннолетние. Их качества: физическая слабость, отсутствие социального  опыта, неадекватность поведенческих  реакций на воздействия среды, ограниченная способность анализировать события и оценить их содержание и последствия, другие особенности возраста, определяют наивность, доверчивость, неопытность, послушное подчинение действиям взрослых, в составе преступлений против них часто фиксируются изнасилование, нередко в извращенной форме, с причинением телесных повреждением, ограбление, кражи детей, использование в противозаконных актах. Нередко дети подвергаются противозаконным актам в семье: насилию, наставлению нищенствовать, в последнее время – практиковать проституцию. Исследование виктимизации детей показало, что у них наблюдается неадекватная самооценка[10], отставание в интеллектуальном развитии. Как правило, это дети из трудных семьях или педагогически неграмотных родителей. Среди современных форм виктимизации детей – привлечение к употреблению наркотиков. В данном случае они нередко переходят из состояния потерпевшего, в состояние делинквентного несовершеннолетнего.

Виктимизация детей в семье  часто проходит латентно. В психологии проанализированы “структуры личности, лиц подвергающих насилию детей[11]. Основный характеристики: неудачный брак, развод, конфликтность между супругами, рождение нежеланного ребенка, особенности детства родителей – испытание в детстве бездушного, агрессивного, безразличного отношения со стороны родителей, ошибочные представления о родительском долге – завышенные требования, без учета физических и умственных особенностей ребенка, отсутствие эмпатичности, понимания, сочувствия, патологические состояния родителей. Авторы считают, что “дети, воспитанные в условиях эмоционального гнета и враждебного к ним отношения родителей испытывают сильную фрустрацию, учатся выражать обиду и ненависть в другой чем семья среде”[12].

Описывая причины и формы  сексуального изнасилования детей  – педофилию – авторы указывают на свойства насильника: задержку психо-сексуального и эмоционального развития, психопатичность, высокий уровень тревожности, что чаще приводит лишь к развратным действиям, реже – к половым актам или изнасилованию. Все же, даже такие действия могут способствовать преждевременному психо-сексуальному развитию ребенка, искажению его сексуальной ориентации и другим формам виктимизации. В случаях педофильных инцестуальных действий нередко преступник ведет себя садически, представляя большую опасность для физического и психического здоровья ребенка.

Женщины представляют одну из групп, наиболее подверженной риску виктимизации. Особые черты личности женщины –  нежность, эмоциональность, доверчивость, физическая слабость, неспособность  сопротивляться агрессивным актам – определяют виктимность, агрессоры чаще совершая по отношению к ним акты насилия.

Особо часто они становятся потерпевшими от изнасилования. Установлено, что  около 50% случаев изнасилования не заявляются потерпевшими[13]. Из анализа дел данного содержания исходит, что чаще насильник был ранее незнаком с потерпевшей (55%)[14], потерпевшим чаще от 16 до 34 лет (77%), они не замужем или разведены (78%). Психологическое исследование личности потерпевшей по делам об изнасиловании может выявить и некоторые отклонения в поведении самой потерпевшей. Взаимная “сексуальная игра” объективно создает искаженное видение ситуации преступником, расценивается им как приглашение к половой близости. Ситуация становится криминальной с момента осознания преступником, что сопротивление потерпевшей не притворное. Исследование личности потерпевшей и насильника, событий предшествующих деликту, способствует:

  • установлению психологического контакта следователя с потерпевшей и получению данных, позволяющих раскрыть все подробности преступления;
  • изучению генезиса преступления, квалификации действий насильника;
  • разработке мероприятий профилактического характера по данной категории преступлений;
  • выработки адекватных мер коррекционного характера.

Другая форма агрессии – семейная. Причины разные, но основа одна: содержание культурных норм в ряде социальных слоев, дозволяющие агрессию и насилие в семье. Хотя XX столетье во многом изменило статус женщины, приравнивая ее в правах с мужчиной, такая форма виктимизации женщины встречается довольно часто в определенных семьях.

Люди пожилого возраста – физически, а нередко и социально незащищенные – подвержены риску насилия, ограбления, воровства, изнасилования, в последнее  время, в связи с их бедностью, нередко подвергаются опасности со стороны преступников, занимающихся незаконной скупкой и приватизацией жилищной площади. Неадекватное социальное поведение, ворчливость, конфликтность, приводят к их виктимизации близкими родственниками, зачастую проживающими с ними.

Информация о работе Лекции по "Криминальной психологии"