Лекции по "Криминальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 10:37, курс лекций

Описание работы

Тема IV. Психология групповой и организованной преступности
1. Преступная группа: определение, особенности, психологическая организация

Файлы: 1 файл

IV. Психология групповой и организованной преступности _ Преступ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Причина данных ошибок: низкая педагогическая грамотность, отсутствие опыта, социальный кризис, затронувший семью, отсутствие четкой ценностно-нормативной социальной системы, конфликты между родителями и др. Можно выделить несколько категорий неблагополучных семей.

Согласно характеру межличностных  отношений в семье:

  • конфликтные семьи, в которых атмосфера оппозиции отражается на процесс воспитания, дети или подвергаются постоянному и очень строгому контролю и лишению инициативы, или суровому обращению, даже насилию, в некоторых случаях – отсутствию внимания, безразличию, они являются свидетелями постоянно конфликтующих родителей, нервозности отношений. В итоге они или апатичны и безактивны, или гиперактивны, лживы, агрессивны, нервозны, эмоционально нестабильны, они стремятся к уличной компании, часто совершают побеги из дома, бродяжничают, в силу социальной инфантильности могут легко соглашаться на участие в антисоциальных групповых действиях. Положение усложняется алкоголизмом одного или обоих родителей;
  • сверлиберальные семьи, где детям все дозволено, им не выдвигаются никакие требования, все желания выполняются, в результате они эгоцентричны, нестабильны, балованы, с неадекватной самооценкой и оценкой ситуации, с чрезмерно выраженными желаниями и невозможностью сопоставлять их со своими способностями.

В соответствии с моральным обликом семьи можно выделить:

  • дезорганизованные семьи, асоциальной направленности или неполные, в которых отсутствует сила родительского авторитета, в результате дети эмоционально нестабильны, грубы, агрессивны, лишены сочувствия;
  • аморальные семьи, не признающие социальных ценностей, родители или агрессивны по отношению к детям, применяют жестокие формы обращения – избиение, наставление заниматься антисоциальными действиями (нищенствовать, воровать), насилие (иногда изнасилование, инцест) и др. – не заботятся о их судьбе. Дети из таких семей скептичны, агрессивны, безжалостны, склонны к насилию.

В соответствии с педагогическими  способностями родителей – педагогически  неграмотные семьи, неспособные  оказывать воспитательного воздействия, в которых часто протекает латентный конфликт.

Семейная обстановка нередко  определяет мотивацию делинквентного поведения несовершеннолетних. В. Л. Васильев, анализируя мотивацию поведения  данной категории правонарушителей, классифицирует их, выделяя[13]:

  • мотивы, свойственные определенному типу личности, характеризующейся переоценкой значимости самого себя, агрессивной концепцией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям – детерминантом поведения является сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица с негативной социальной идентичностью, ведущие бездомный паразитический образ жизни;
  • мотивы компенсаторного или гиперкомпенсаторного характера, связанные с комплексом неполноценности, с неадекватностью, ущемленностью личности, нередко приводящие к браваде, необдуманным и рискованным поступкам, склонности к физическому насилию, к агрессивным реакциям;
  • мотивы, появившиеся в результате испытания в раннем детстве травматического опыта в форме унижения, незаслуженно жестокого обращения, оставившего в сознание и эмоциональной структуре неизгладимый отпечаток;
  • патологические, не исключающие вменяемость мотивы, вызывающие желание совершить поступок, который он считает совершенно недопустимым, нарушения влечения, которые могут проявиться как в форме озорства, так и жестоких преступлений против личности.

К. Пэунеску[14] выделяет два семейных фактора, влияющих на поведение несовершеннолетнего, называя их материнством и отцовством. Дисфункциональное эмоционально-социальное материнство, считает Пэунеску, является причиной социальной не адаптации и нейропсихологического не равновесия ребенка. Такое материнство может быть:

  • материнством вследствие случайной и ранней половой связи, нежелательной беременности и рождения нежелательного ребенка[15], личность ребенка моделируется в такой атмосфере и приобретает качества эмоциональной холодности и низкой социальной толерантности;
  • материнство в результате изнасилования, мать еще до родов в скрытом конфликте с ребенком, бессознательно желает его смерти, что осуществляется в поведении и отношении к ребенку: часто жестоком или безразличном, в сознании ребенка модель материнства обесценивается, а образ “Я” не формируется в полной мере.

Отцовство в жизни ребенка формирует  образ семьи. Неучастие отца в  воспитании приводит к чувству одиночества, ущербности, поиску поддержки, нередко  такие подростки примыкают к  антисоциальным группам.

Социальная группа подростков является другим фактором определения поведения несовершеннолетних. Подростки являются сторонниками групповых отношений, группа является для них средой формирования, самоутверждения, от нее они перенимают модели поведения. Но группы могут стать и средой культивирующей антисоциальные модели, как в силу неопытности ее членов, так и в результате проникновения в ее среду лиц с криминальным опытом.

Школа, принимая эстафету от родителей  и детского сада, должна способствовать дальнейшей социализации личности. В  настоящее время, проходя через  особо выраженный кризис, школа не справляется с задачей формирования творческой личности, как в области общей подготовки, так и в утверждении социальной активности. Ряд авторов указывают на ориентацию школьных нормативов на “ниже среднего”, на феминизацию педагогических коллективов, процентоманию, уменьшение роли знаний и даже появление отрицательного образа человека, стремящегося к знаниям, отсутствие дифференцированных подходов к учащимся, слабые связи школы с родительским составом. Конфликт подростка с миром взрослых только усугубляется, развивая стремление противостоять (активно или пассивно) этому миру.

Общесоциальная обстановка – отсутствия ценностно-нормативных общественных критериев, поощрения беззакония, восторженного  отношения к людям, нарушающим закон, всесилия материальных ценностей и отрицания высоких моральных ориентиров, конфликта между провозглашенными высокими идеалами и настоящим положением дел, невнимания к проблемам детства, безработицы и бедности честных людей, только утверждают в сознании неопытного в социальном плане подростка веру в наличие других, чем учеба и труд, путей достижения благополучия.

3. Виды и формы неправомерного  поведения и преступности несовершеннолетних

 

Структура делинквентности несовершеннолетних имеет свои особенности. Под влиянием социального кризиса, материальной дифференциации, приведшей к образованию большой массы особо бедных людей, а значит и к увеличению количества семей, неспособных обеспечить своих детей даже самым необходимым, исхода из неумения большинства граждан решить проблему обеспечения своих потребностей творческим путем, ориентацией на профессиональную переквалификацию, приобретением необходимых для данного периода профессиональных знаний, на сознательной оценке своих способностей и приведения потребностей в соответствии с ними, большинство делинквентных подростков ориентированы на правонарушения против собственности. Чаще чем взрослые, они действуют в группе, нередко под руководством более опытного правонарушителя, находясь в отношениях зависимости (иногда зависимость определяется наркоманией, тягой к алкогольным напиткам, в других случаях – страхом). Половое созревание и появление сексуальных потребностей, наряду с низкой грамотностью в области сексуальных отношений, в том числе с отсутствием знаний правовой нормы их регулирующих, в условиях подростковой группы может привести к преступным сексуальным действиям (изнасилованию, гомосексуальным действиям с несовершеннолетними).

В соответствии с поведением несовершеннолетнего  и его отношением к социальной и правовой нормативности можно предложить следующую типологию делинквентных подростков.

Подростки с асоциальным поведением, зависимые от различного рода обстоятельств  или веществ (бедности, неблагополучной  семьи, наркотиков, токсических веществ, алкоголя), часто не охваченные учебой или трудом, у которых отсутствует возможность, а нередко и желание самоутверждения, стремящиеся к дворовым или уличным компаниям, проводящие большинство своего времени в них (в бесцельном хождении по улицам, у игровых автоматов, распитие спиртных напитков, разнюхивании клея “Момент” и др.). Их расследование показывает преобладание пограничных состояний психики, акцентуации характера, чаще гипертимного типа, неврозов, фрустрации, инфантилизма, интеллектуального отставания. Совершают незначительные преступления – мелкие кражи, хулиганские выходки, бродяжничество.

Подростки с делинквентным поведением, характеризуются различными психическими отклонениями, акцентуациями шизоидного, эпилептоидного или гипертимного типа, высоким уровнем конформизма или неподчинения, агрессивностью и склонностью к насилию, ранним сексуальным становлением – гиперсексуальными потребностями, социальным инфантилизмом, эгоизмом, в более опасной форме – психопатиями, неврозами, олигофрениями. Их психическое состояние является нередко следствием воздействия среды формирования, особенно неблагополучной семьи. Не социализированы, не знакомы и не признают социальные ценностно-нормативные критерии. Совершают правонарушения направленные как против собственности, так и против личности (воровство, кражи, ограбления, избиения, изнасилования, даже убийства). Иногда проявляют особую жестокость, нередко их жестокое поведение не имеет обоснованных причин. Чаще действуют в группе. В группах таких подростков установлена особая субкультура, проповедующая культ легкой наживы, насилия, наркотиков и алкоголя, азартных игр. Легко формируются групповые отношения руководства и зависимости, причем зависимость даже более жесткая, чем во взрослых преступных группах.

В. Васильев приводит следующую типологию объединений несовершеннолетних с девиантным поведением[16]:

  • случайная группа – совершающая действия под влиянием криминогенной обстановки (драки на дискотеках, стадионах, хулиганские акты и др.), имеющая свои не писанные ценности и правила, действующая под влиянием “чувства толпы”;
  • ретристская группа (ретрисм – стремление уйти от реальности, от жизненных трудностей) – занятая бесцельным время провождением, употреблением алкоголя, наркотических и токсических веществ, совершающая правонарушения в целях добывания средств на данные развлечения или разнообразия развлечений;
  • агрессивная группа – с жесткой иерархической структурой, сильным групповым давлением, системой санкций за нарушение групповых правил, нарушенной иерархией ценностей и минимальными моральными устоями. Совершает запланированные, хорошо обдуманные противоправные действия.

В монографии К. Пэунеску описаны группы делинквентных несовершеннолетних, автор называет их “бандами”[17]. В  различных странах они называются по разному: “beatnicks”, “hippies” в США, “teddy boys”, “mods”, “rockers” в Великобритании, “vitelloni” в Италии, “nozum”, “provos” в Голландии, “blusons noirs”, “yeyes” во Франции, “halbstarke” в Гамбурге, “andercuper” в Копенгагене, “tayozocu” в Японии, “любера”, “мажоры” в России – являясь формой коллективной агрессивности и протеста против мира запретов и правил взрослых, которых они считают представителями социума.

4. Психология юридической  деятельности по расследованию,  профилактике и пресечению делинквентного  поведения несовершеннолетних

 

Для расследования, профилактики и  пресечения делинквентного поведения  несовершеннолетних правонарушителей предлагается ряд мер по изучению личности делинквентного подростка, его  семьи, школьных отношений, методов  проведения допроса.

Наиболее приемлемый анализ личности несовершеннолетнего с делинквентным  поведением предложил В. Васильев. Его  схема предусматривает[18]:

  • изучение наследственно-биологичесских факторов: влияния алкоголизма, предрасположенности к нервным или психическим заболеваниям одного или обоих родителей, патологическая беременность, ненормальные роды и др.;
  • анализ ближайшего социального окружения подростка: его семьи, социально-экономического статуса родителей, братьев, сестер, особенностей воспитания, школы, отношения к учебе, с учителями и классным коллективом, с группой друзей;
  • выявление личностных характеристик: особенностей темперамента и характера, ценностей, мотивации, самооценки, притязаний, коммуникативности, самооценки;
  • установление уровня правосознания.

При расследовании семьи необходимо обратить внимание на:

  • состав семьи, возраст ее членов, их образование и профессиональная подготовка, трудовая занятость, поведение в кругу семьи;
  • межличностные отношения в семье, роль родителей в воспитании детей;
  • отношение членов семьи к социальным ценностям и нормам и к противонормному поведению, в том числе, к таким действиям со стороны несовершеннолетнего.

Когда делинквентный несовершеннолетний обучается в школе, необходимо узнать о:

  • его посещаемости школьных занятий;
  • успеваемости;
  • отношении к внеклассным мероприятиям;
  • характере межличностных отношений с учителями, коллегами по классу, вообще об отношении к учебе и к школе.

Часто в расследовании делинквентного поведения несовершеннолетнего  необходимо назначить судебно-психологическую экспертизу, для выяснения способность сознательного планирования своих действий, руководства ими и оценки последствий.

В допросе несовершеннолетнего  должен участвовать психолог или  педагог, могут участвовать его  законные представители, адвокат, родители. Участие психолога облегчает работу по исследованию личности несовершеннолетнего, способствует выбору наиболее приемлемых методов расследования.

Допрос должен реализовать ряд  подследственных действий:

  • установление положительных качеств несовершеннолетнего, его увлечений, интересов, для достижения психологического контакта;
  • выбор приемлемых моментов для осознания им адекватного характера своих действий;
  • консультирование несовершеннолетнего в вопросах права, его направление к выбору соответствующей ориентации поведения;
  • применение знаний о социальном окружении (семьи, друзей) подростка, о его интересах и увлечениях, привлечение к сотрудничеству социально положительных лиц из данного окружения;
  • составление индивидуальной программы социальной переориентации подростка, с учетом его индивидуальных способностей и желания к выбору другого образа жизни.

Расследование дел с участием несовершеннолетних должно учитывать общую ориентацию подследственного: факторы, которые  обусловили правонарушение, осознанность характера поступка. Если несовершеннолетний адекватно оценивает антисоциальный характер своих действий, следователь может помочь ему развить и укрепить данное отношение, изменить ошибочную поведенческую ориентацию.

Информация о работе Лекции по "Криминальной психологии"