Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:55, курс лекций
Тема 1. Предмет и место социальной психологии в системе научного знания
Тема 2. Межличностные отношения
Тема 3 Феноменология общения
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ В ГРУППАХ
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ
Тема 6. Психологические основы скрытого управления
Тема 7. Совместная деятельность
Тема 8. Проблема группы в социальной психологии
Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ГРУПП
Тема 10. Феноменология малой группы
ТЕМА 11. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 12. Конфликты в группах и организациях.
Тема 13. Развитие и разрешение конфликта
Тема 14. Внутриличностные конфликты
Тема 15. Межличностные конфликты
Тема 1. Предмет и место социальной психологии в системе научного знания
План.
Многие из
вас, наверное, занимались исследованиями
в области социальной психологии.
Не удивляйтесь. Универсальным хобби
для многих людей являются наблюдения
за окружающими. Наблюдая за другими, мы
формируем собственные
Внутренний мир человека не является крепостью, закрытой от проникновения извне чего-либо, а наши собственные решения и поступки не являются результатом только нашего желания и больше никого. Поскольку человек с самого рождения живет среди других людей, он формируется как личность только в человеческом обществе путем социализации (т.е. путем присвоения богатств общечеловеческого опыта), индивидуальная психология каждого человека – это частичка общечеловеческого, социального опыта, ставшего его достоянием, преобразованного в личном опыте и приобретшего индивидуальные оттенки.
Жить в обществе, в социальной среде, среди людей и не зависеть от них невозможно. Нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальные ценности. Гордыня (качество человека, ставящего себя выше других) осуждается во многих религиях.
По каким законам строится поведение человека в обществе других людей, как это социальное окружение может влиять на поведение человека, какие механизмы включаются, когда люди вступают во взаимодействие или общаются друг с другом – все это изучает социальная психология.
Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Объектом научного изучения социальной психологии выступают.
Предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включенностью их в социальные общности или социально-психологические.
Социальная психология возникла на стыке наук психологии и социологии, и до сих пор положение социальной психологии носит пограничный, двойственный характер. Это отражается в том, что
Социальная психология тесно связана с социологией, психологией, педагогикой и философией.
Социология рассматривает природу и характер общественных, групповых, индивидуальных ценностей и норм. социальная психология исследует конкретные механизмы их формирования с учетом влияния микро- и макросреды, в которой живет человек, и индивидуальных особенностей его личности, т.е., если социология объясняет истоки социальной активности личности, то социальная психология исследует пути и закономерности их проявления и помогает определить условия, при которых эта активность реализуется наиболее полно.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности у отдельного человека. Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы.
Педагогика – наука об обучении и воспитании. Социальная психология раскрывает перед педагогикой пути повышения эффективности воспитательных воздействий на личность и коллектив, позволяет стимулировать процесс обучения и воспитания.
Социальная психология имеет большую
предысторию в составе философи
1.Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Так уже в древности учитывались такие явления, как подверженность психическому заражению, учитывались настроения масс. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, различные запреты и табу, которые регулировали взаимоотношения между людьми и в целом общественную жизнь. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях. Это был первый донаучный (синкретический – слитность, нерасчлененность, характеризующее первоначальное, неразвитое состояние чего-либо) этап развития социальной психологии, который продолжался до 5 века до н.э.
2.В процессе развития
человеческой мысли и практики
большинство социально-
3. В связи с развитием
языкознания, антропологии, археологии,
этнографии, с развитием крупных
городов и массового производст
-. в Германии в трудах философов разрабатывается психология народов, предметом соц. психологии видят познание духа народа, в открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народов;
-. В это же время во Франции
социологом Габриелем Тардом
и Густавом Лебоном, итал
Подобные эксперименты проводились Оллпортом, Бехтеревым, Ланге и Мясищевым.
Благодаря использованию эксперимента,
наука перешла от этапа простых
описаний к этапу интерпретации
установленных явлений и
3. Научный этап развития социальной психологии
К середине нашего столетия в западной социальной психологии сформировалась самостоятельная отрасль знаний — этнопсихология, которая выступала в качестве междисциплинарной науки, включала в себя элементы психологии, психиатрии, социологии, антропологии и этнографии, что наложило отпечаток на способы анализа и интерпретации эмпирических данных.
Последующее развитие этнопсихологии, различных подходов к анализу этнических процессов сопровождалось дискуссиями о содержании и формах функционирования этнопсихологических явлений. Можно выделить несколько общих проблем, которые решали в этот период западные этнопсихологии:
Постепенно научные взгляды зарубежных этнопсихологов оформились в стройную теорию. Основные положения ее сводились к понятию «базовой личности», под которой понимался некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий, по мнению авторов теории, его базу. Поэтому, считали зарубежные этнопсихологии, можно переносить данные психологического изучения личности на общество в целом.
Этнопсихология на Западе в это время внесла много ценного в изучение национального характера народов Австралии и Океании, дальнего и Ближнего Востока. В 50—60-е гг. ХХ в. многие ученые-этнопсихологи стали отходить от концепции «базовой личности».
На смену ей пришла теория «модальной личности». Последняя лишь абстрактно в общем виде выражает главные характеристики психологии, присущие тому или иному народу. На основе этой теоретической модели в 70—80-е гг. были проведены широкие специальные исследования. Входе их применялись адаптированные к национальной специфике новейшие достижения в области тестовых, психо-диагностических, аппаратурных и других методик, в результате чего на сегодняшний день имеется достаточно много данных о специфических чертах национальной психологии многих народов мира. В последние годы этнопсихологические исследования на Западе приняли форму кросскультурного изучения представителей различных национальных общностей в процессе их общения, взаимодействия и взаимоотношений. С 1951 по 1990 г. было разработано около 40 тысяч межкультурных учебных программ для студентов, военнослужащих, правительственных чиновников и т. д. С 1977 г. результаты этих исследований публикуются в журнале “International Journal of Intercultural Relations”. В этот же период была основана профессиональная ассоциация “Society for Intercultural Education, Training and Research”. (SIETAR).
К концу 70-х гг. из социальной психологии выделилась политическая психология. В 1978 г. было создано Международное общество политической психологии. Одновременно начинает выходить и его журнал «Политическая психология». В 1973 г. было опубликовано первое, а в 1986 г. — второе коллективное исследование по этой проблематике. В настоящее время политическая психология на Западе — многогранная, имеющая широкую исследовательскую и теоретическую базу, чрезвычайно продуктивная отрасль знаний
Главенствующим направлением в зарубежной социальной психологии всегда было изучение малой группы.
Развитие этого направления проходило в три этапа. На первом этапе, до 50-х гг. 20-го столетия, ученые пытались ответить на вопросы, которые относятся к категории здравого смысла: каковы структура этой группы и отношения людей, ее составляющих; что представляют собой мотивация и поведение людей, взаимодействующих между собой в группе; как формируются роли, позиции, авторитет, лидерство членов группы и т. д.
На втором этапе, в 50—70-е гг., исследовались прежде всего иррациональные моменты во взаимоотношениях людей в группе, приводящие к шокирующим социальным результатам, даже преступлениям, а также пути преодоления такого рода феноменов. В это время изучались: механизмы социально-психологической компенсации человека в группе, способы замещения им своей реально существующей или воображаемой интеллектуальной и другой неполноценности, эффекты преодоления им психологических затруднений посредством мобилизации волевых усилий, развития недостающих качеств и достижения более высокого личностного статуса; процессы формирования установок, интересов, умений и навыков личности, дающих возможность осуществить свою деятельность, согласуясь с нормами поведения других членов общности.