Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:55, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет и место социальной психологии в системе научного знания
Тема 2. Межличностные отношения
Тема 3 Феноменология общения
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ В ГРУППАХ
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ
Тема 6. Психологические основы скрытого управления
Тема 7. Совместная деятельность
Тема 8. Проблема группы в социальной психологии
Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ГРУПП
Тема 10. Феноменология малой группы
ТЕМА 11. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 12. Конфликты в группах и организациях.
Тема 13. Развитие и разрешение конфликта
Тема 14. Внутриличностные конфликты
Тема 15. Межличностные конфликты

Файлы: 1 файл

Лекции соц психология.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)


Тема 1. Предмет и место социальной психологии в системе научного знания

План.

  1. Социальная психология как наука
  2. Основные этапы развития социальной психологии
  3. Структура и задачи социальной психологии.
  4. Методы социальной психологии.
  5. Социальная психология как наука

Многие из вас, наверное, занимались исследованиями в области социальной психологии. Не удивляйтесь. Универсальным хобби  для многих людей являются наблюдения за окружающими. Наблюдая за другими, мы формируем собственные представления  о том, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга, как относятся друг к другу. Мы наблюдаем, ка определенные обстоятельства влияют на поведение людей, как эти люди меняются  при общении с разными людьми и в зависимости от конкретной ситуации. Так мы приобретаем социально-психологические знания, которые потом используем в жизни. Но это житейские знания. Социальные психологи-профессионалы в сущности делают тоже самое, только более системно (формируя теории) и более скурпулезно (проводя многочисленные эксперименты, которые воссоздают социальные драмы в миниатюре и позволяют выявлять причины и следствия).

Внутренний  мир человека  не является крепостью, закрытой от проникновения извне  чего-либо, а наши собственные решения  и поступки не являются результатом  только нашего желания и больше никого. Поскольку человек с самого рождения живет среди других людей, он формируется как личность только в человеческом обществе путем социализации (т.е. путем присвоения богатств общечеловеческого опыта), индивидуальная психология каждого человека – это частичка общечеловеческого, социального опыта, ставшего его достоянием, преобразованного в личном опыте и приобретшего индивидуальные оттенки.

Жить в обществе, в  социальной среде, среди людей и  не зависеть от них невозможно. Нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальные ценности. Гордыня (качество человека, ставящего себя выше других) осуждается во многих религиях.

По каким законам  строится поведение человека в обществе других людей, как это социальное окружение может влиять на поведение человека, какие механизмы включаются, когда люди вступают во взаимодействие или общаются друг с другом – все это изучает социальная психология.

Социальная  психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

Объектом научного изучения социальной психологии выступают.

Предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включенностью их в социальные общности или социально-психологические.

Социальная психология возникла на стыке наук психологии и социологии, и до сих пор положение социальной психологии носит пограничный, двойственный характер. Это отражается в том, что

  • Объективно существует такой класс общественной жизни, который может быть исследован при помощи социологии и психологии;
  • Социальная психология исторически вызревала в недрах и социологии, и психологии;
  • Социальная психология – это наука практическая, исходит из потребностей реальной жизни

Социальная психология тесно связана с социологией, психологией, педагогикой и философией.

Социология рассматривает природу и характер общественных, групповых, индивидуальных ценностей и норм. социальная психология исследует конкретные механизмы их формирования с учетом влияния микро- и макросреды, в которой живет человек, и индивидуальных особенностей его личности, т.е., если социология объясняет истоки социальной активности личности, то социальная психология исследует пути и закономерности их проявления и помогает определить условия, при которых эта активность реализуется наиболее полно.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности у отдельного человека. Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы.

Педагогика – наука об обучении и воспитании. Социальная психология раскрывает перед педагогикой пути повышения эффективности воспитательных воздействий на личность и коллектив, позволяет стимулировать процесс обучения и воспитания.

Социальная психология имеет большую  предысторию в составе философии (более 2000 лет), и сравнительно короткий путь в качестве самостоятельной науки (чуть более 100 лет).

 

  1. Основные этапы развития социальной психологии

1.Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Так уже в древности учитывались такие явления, как подверженность психическому заражению, учитывались настроения масс. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, различные запреты и табу, которые регулировали взаимоотношения между людьми и в целом общественную жизнь. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях. Это был первый донаучный (синкретический – слитность, нерасчлененность, характеризующее первоначальное, неразвитое состояние чего-либо) этап развития социальной психологии, который продолжался до 5 века до н.э.

2.В процессе развития  человеческой мысли и практики  большинство социально-психологических проблем осознано в рамках философских воззрений. В античной философии – это были взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени – это взгляды Гельвеция, Локка, Русс, Гегеля. Условно его можно назвать философским этапом. Он характеризовался тем, что происходило постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое).

3. В связи с развитием  языкознания, антропологии, археологии, этнографии, с развитием крупных  городов и массового производства в них появляются попытки обобщить и выделить в самостоятельный класс различные социально-психологические феномены (поведение толпы, подражание, внушение, исторические типы мышления и сознания). Для их изучения разрабатываются специальные приемы исследования. Материал накапливался, сравнивался, анализировался, однако не проводились эксперименты. Т.о. на этом этапе, который условно был назван феноменологическим и продолжался кон 19 века до нач 20 века, формировалась предметная область и методы исследования социальной психологии. В этот период возникли первые социально-психологические концепции:

-.  в Германии в трудах философов  разрабатывается психология народов, предметом соц. психологии видят познание духа народа, в открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народов;

-. В это же время во Франции  социологом Габриелем Тардом  и Густавом Лебоном, итал юристом  С.Сигеле разрабатывается другая  форма первых социально-психологических  теорий – психология масс. По мнению Тарда, социальное поведение объясняется только подражание. Сигеле как юрист изучал криминальное поведение и аффективное поведение, а Лебон, как социолог, уделял внимание противопоставлению масс и элиты общества. В их исследованиях поведение человека в толпе характеризуется следующими феноменами:

  • Обезличиванием (господством  импульсивных реакций);
  • Преобладанием чувств над интеллектом (подверженность различным влияниям);
  • Утратой чувства личной ответственности и т.п.
  • Теория инстинктов социального поведения была развита в трудах англ. психолога Уильям Мак-Даугала, который затем переехал в США. Причины поведения людей он видел во врожденных инстинктах. На этом же этапе значительную роль сыграли работы Георга Зиммеля и Чарльза Кули. Они впервые стали рассматривать личность не абстрактно (как личность вообще), а связывая ее особенности с процессами взаимодействия людей внутри группы и с различными характеристиками групп.. они представляли личностные черты как проекции взаимоотношений человека с социальными группами. Исследования Зиммеля и кули позволили сделать вывод о том, что личность необходимо изучать в социальном контексте.
  1. Собственно научный этап развития социальной психологии связывают с началом применения в социальной психологии эксперимента как метода исследования и методов математической обработки (20-е годы 20 века). Этот период связывают, прежде всего, с исследованиями В. Мёде, Ф. Оллпорта, Влад. Мих. Бехтерева. Так, Мёде установил, что
  • Имеются различные типы людей относительно влияния на них групп (положительного, отрицательного и нейтрального);
  • В познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли;
  • В зависимости от типа отношений к группе происходят и сдвиги в психической сфере.

Подобные эксперименты проводились Оллпортом, Бехтеревым, Ланге и Мясищевым.

Благодаря использованию эксперимента, наука перешла от этапа простых  описаний к этапу интерпретации  установленных явлений и выявлению  закономерностей.

3. Научный этап развития  социальной  психологии

К середине нашего столетия в западной социальной психологии сформировалась самостоятельная отрасль знаний — этнопсихология, которая выступала в качестве междисциплинарной науки, включала в себя элементы психологии, психиатрии, социологии, антропологии и этнографии, что наложило отпечаток на способы анализа и интерпретации эмпирических данных.

Последующее развитие этнопсихологии, различных подходов к анализу  этнических процессов сопровождалось дискуссиями о содержании и формах функционирования этнопсихологических  явлений. Можно выделить несколько  общих проблем, которые решали в этот период западные этнопсихологии:

  • изучение особенностей формирования национального характера;
  • соотношение норм и патологии в различных культурах;
  • изучение интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативных национально-психологических особенностей представителей различных народов мира в ходе полевых этнографических исследований;
  • значение ранних опытов детства для формирования личности представителя конкретной этнической общности.

Постепенно научные взгляды  зарубежных этнопсихологов оформились в стройную теорию. Основные положения ее сводились к понятию «базовой личности», под которой понимался некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий, по мнению авторов теории, его базу. Поэтому, считали зарубежные этнопсихологии, можно переносить данные психологического изучения личности на общество в целом.

Этнопсихология на Западе в это  время внесла много ценного в  изучение национального характера  народов Австралии и Океании, дальнего и Ближнего Востока. В 50—60-е гг. ХХ в. многие ученые-этнопсихологи стали отходить от концепции «базовой личности».

На смену ей пришла теория «модальной личности». Последняя лишь абстрактно в общем виде выражает главные  характеристики психологии, присущие тому или иному народу. На основе этой теоретической модели в 70—80-е гг. были проведены широкие специальные исследования. Входе их применялись адаптированные к национальной специфике новейшие достижения в области тестовых, психо-диагностических, аппаратурных и других методик, в результате чего на сегодняшний день имеется достаточно много данных о специфических чертах национальной психологии многих народов мира. В последние годы этнопсихологические исследования на Западе приняли форму кросскультурного изучения представителей различных национальных общностей в процессе их общения, взаимодействия и взаимоотношений. С 1951 по 1990 г. было разработано около 40 тысяч межкультурных учебных программ для студентов, военнослужащих, правительственных чиновников и т. д. С 1977 г. результаты этих исследований публикуются в журнале “International Journal of Intercultural Relations”. В этот же период была основана профессиональная ассоциация “Society for Intercultural Education, Training and Research”. (SIETAR).

К концу 70-х гг. из социальной психологии выделилась политическая психология. В 1978 г. было создано Международное общество политической психологии. Одновременно начинает выходить и его журнал «Политическая психология». В 1973 г. было опубликовано первое, а в 1986 г. — второе коллективное исследование по этой проблематике. В настоящее время политическая психология на Западе — многогранная, имеющая широкую исследовательскую и теоретическую базу, чрезвычайно продуктивная отрасль знаний

Главенствующим направлением в  зарубежной социальной психологии всегда было изучение малой группы.

Развитие этого направления  проходило в три этапа. На первом этапе, до 50-х гг. 20-го столетия, ученые пытались ответить на  вопросы, которые относятся к категории здравого смысла: каковы структура этой группы и отношения людей, ее составляющих; что представляют собой мотивация и поведение людей, взаимодействующих между собой в группе; как формируются роли, позиции, авторитет, лидерство членов группы и т. д.

На втором этапе, в 50—70-е гг., исследовались прежде всего иррациональные моменты во взаимоотношениях людей в группе, приводящие к шокирующим социальным результатам, даже преступлениям, а также пути преодоления такого рода феноменов. В это время изучались: механизмы социально-психологической компенсации человека в группе, способы замещения им своей реально существующей или воображаемой интеллектуальной и другой неполноценности, эффекты преодоления им психологических затруднений посредством мобилизации волевых усилий, развития недостающих качеств и достижения более высокого личностного статуса; процессы формирования установок, интересов, умений и навыков личности, дающих возможность осуществить свою деятельность, согласуясь с нормами поведения других членов общности.

Информация о работе Лекции по "Психологии"