Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:55, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет и место социальной психологии в системе научного знания
Тема 2. Межличностные отношения
Тема 3 Феноменология общения
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ В ГРУППАХ
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ
Тема 6. Психологические основы скрытого управления
Тема 7. Совместная деятельность
Тема 8. Проблема группы в социальной психологии
Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ГРУПП
Тема 10. Феноменология малой группы
ТЕМА 11. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 12. Конфликты в группах и организациях.
Тема 13. Развитие и разрешение конфликта
Тема 14. Внутриличностные конфликты
Тема 15. Межличностные конфликты

Файлы: 1 файл

Лекции соц психология.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

Третий критерий — различие функций (целей, назначения) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.

Дополнительными критериями для различения межличностных отношений можно считать: дистанцию между партнерами, продолжительность и частоту контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта.

 

3. Основные компоненты  взаимодействия в системе межличностных  отношений.

Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений. Но все эти явления могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия:

    • восприятия и понимания людьми друг друга;
    • межличностной привлекательности (притяжение и симпатия);
    • взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое).

(См. Опоры, с. 26)

Первый компонент мы будем рассматривать  подробно на одной из последующих  лекций, когда речь пойдет об общении. Здесь же более подробно мы рассмотрим второй компонент взаимодействия.

Межличностная привлекательность (или аттракция). Аттракция (от лат слова attrahere – привлекать, притягивать) возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Межличностная привлекательность  проявляется в симпатиях и притяжениях.

 

Симпатия – это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная симпатия создает состояние удовлетворения.

Притяжение связано с потребностью человека быть вместе с другим конкретным человеком. Притяжение часто сопряжено с переживаемой симпатией (эмоциональный компонент взаимодействия).

Когда имеет место притяжение и  симпатия, мы говорим о психологической  совместимости людей. В противном  случае – о психологической несовместимости.

Как показывают исследования, симпатию чаще испытываешь к человеку, личностные качества которого похожи на твои. Сходство (различие) двух взаимодействующих личностей определяется следующими основными факторам:

    • социологическим (социально-экономический статус, профессией, образованием);
    • социально-психологическим (ценностными ориентациями, общностью целей и позиций, межличностным статусом и т.д.);
    • психологическим (характером, стереотипом поведения);
    • психофизиологическим (темпераментом, эмоциональностью и т.д.)

Механизм формирования межличностной  привлекательности имеет специфику в зависимости от возраста и условий, в которой возникают отношения взаимной привязанности (у детей привлекательность зависит от условий взаимодействия: рядом живут, вместе занимаются в одном кружке – а у взрослых привлекательность опирается на личностные качества, которые проявляются в данный момент)

Межличностная привлекательность  основывается на взаимопонимании и  согласии. Взаимопонимание (когнитивный компонент) – способность понимать личностные помыслы друг друга.

Согласие (эмоциональный и поведенческий компонент) – приводит к взаимной удовлетворенности партнеров друг другом.

На основе принятия и симпатии возникает межличностная совместимость – взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности. Межличностная совместимость основана на сходстве:

    • ценностных ориентаций,
    • социальных установок,
    • интересов,
    • мотивов,
    • потребностей,
    • характеров,
    • темпераментов,
    • стереотипов поведения               См. Опоры, Блок-схема 5.2, с. 26

Критерием межличностной совместимости является высоая удовлетворенность партнеров результатом и процессом совместной деятельности.

При межличностной совместимости  часто проявляется феномен срабатываемости – это согласованность в работе между ее участниками. Согласованность здесь понимается как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения.

Межличностная привлекательность  имеет различные уровни:

    • симпатия,
    • дружба,
    • любовь.

Сначала может проявиться симпатия как эмоциональное отношение к людям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, побуждающее к общению, оказанию внимания и помощи.

Более высоким уровнем положительного эмоционального отношения является дружба – вид устойчивых взаимно избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников. Отношения дружбы характеризуются очень высокой избирательностью, если они правильно оцениваются. Возможна переоценка отношений одним из партнеров, и на этой почве возникают недоразумения. Недооценка дружеских отношений может привести к их распаду.

Дружеские отношения принято разделять на

    • инструментальные
    • эмоционально-исповедные.

Единая профессия, род  занятий совпадение интересов, совместная или просто взаимосвязанная работа, учеба скорее приведут к образованию  инструментальной дружбы. Инструментальная дружба основана на взаимной помощи в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Эмоционально-исповедные дружеские отношения возникают при условии взаимной симпатии, эмоциональной привязанности и доверчивости. Они характеризуются:

• высокой доверительностью между  партнерами, взаимораскрытием внутреннего мира (доверение тайн, мечтаний, интимных переживаний, скрываемых черт личности, фактов биографии):

• снятием социальной внешней маски  поведения (возможность быть самим  собой);

• понижением самоконтроля и раскованностью в контакте («не боишься, что тебя не так поймут, неверно оценят твой поступок»);

• преобладанием положительного оценочного отношения партнеров (отсутствие осуждения, насмешки, неприятия).

Полнота анализа межличностных  отношений требует исследования негативных форм. Негативной формой (антиподом) дружеских взаимоотношений является вражда. Вражда предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, в скупости контактов и передачи информации партнеру, нарушении его планов, препятствовании ему в деятельности, намеренном занижении его самооценки, статуса, намеренной дезориентации сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения личности партнера и его жизнедеятельности.

Высокой степенью эмоционального положительного отношения к другому человеку является любовь. При этом эмоциональном отношении объект любви выделяется среди других и помещается в центр жизненных потребностей и интересов человека (любовь к родителям, матери, к детям, к музыке и т.д.).

 

4. Основные факторы  межличностных отношений.

Среди основных факторов межличностных  отношений (межличностной привлекательности) Н.Н. Обозов называет следующие:

    • сходство установок (интересов, мнений) и Я-концепции;
    • адекватность восприятия положительных и отрицательных черт;
    • сходство главных и различие второстепенных качеств в Я концепциях;
    • приятный фон отношений; «приятное» поведение другого;
    • условия сотрудничества (а не соперничества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3 Феноменология общения

План.

  1. Определение общения. Цели, средства общения.
  2. Виды общения
  3. Коммуникативная сторона общения.
  4. Общение как межличностное взаимодействие (интеракция).

 

 

1. Определение,  цели, средства и виды общения. Структура общения.


В психологии общение определяется как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально-оценочного (аффективного) характера.


Помимо обмена информацией  в ходе общения осуществляется выработка  единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение является основной формой человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения могут быть причиной деформации психики и личности.

Хотя в  известном смысле, одиночество также  бывает полезным и необходимым для психического здоровья человека. Например, одиночество может быть полезным для переосмысления своих отношений с людьми или осознания ценности общения. У некоторых народов существует обычай оставлять юношей, достигших определенного возраста, в одиночестве на некоторое время. Это испытание помогает понять, как трудно жить одному, молодые люди начинают больше ценить отношения с другими людьми.

Одиночество практикуется для самоусовершенствования человека во многих японских практиках. Методика совершенствования с помощью одиночества называется «моритао». Она считается одной из самых сложных, хотя человек не подвергается ни каким физическим лишениям. Суть данной методики состоит в том, чтобы прожить в пещере неделю. При этом запрещается разговаривать даже с самим собой. Прошедшие через это испытание радуются потом всякой встрече и общению с другими людьми. Но что особо интересно, это то, что у них обостряется потребность не столько говорить, сколько слушать и сопереживать.

Однако, как уже упоминалось, избыток одиночества ведет к  психическим и личностным нарушениям. Подтверждением этому могут быть неоднократно описанные случаи одиночных путешествий. В 1952 году французский путешественник Ален Бомбар совершил переход через Атлантический океан на надувной лодке «Еретик». Его целью было доказать, что человек, потерпевший кораблекрушение, может остаться в живых, рассчитывая лишь на свои силы. Следует отметить, что А. Бомбар совершил свое путешествие без воды и еды. Он считал, что океан содержит все необходимое для выживания.

В его дневнике содержится следующая запись: «Полное  одиночество невыносимо. Горе тому, кто одинок! Мне кажется, что одиночество наваливается на меня со всех сторон непомерное, бескрайное, как океан, словно сердце мое вдруг стало центром притяжения для этого «ничто», которое тогда казалось мне «всем»... Ничто не в силах разорвать кольцо одиночества; сделать это труднее, чем приблизиться к горизонту. Время от времени я начинаю громко говорить, чтобы услышать хотя бы свой голос, но от этого только чувствую себя еще более одиноким, терпящим бедствие в океане молчания».15

В 1938 году англичанин Ричард Бард шесть месяцев провел в избушке среди льдов Антарктиды. Он хотел выяснить, как длительное уединение воздействует на человека. Но уже на четвертом месяце своего эксперимента Р. Бард впал в глубокую депрессию. «Думаю, что человек не может обойтись без общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция... Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями... Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на меня по ночам... Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян... Я искал здесь покоя и духовного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность»'6. Эти факты подтверждают необходимость общения для психического здоровья людей. Отсутствие общения приводит к депрессии, потере навыков элементарной бытовой культуры.

Вместе с тем ощущение одиночества может возникать  в окружении людей. То есть одиночество — это психологическое состояние, которое люди могут испытывать даже в ситуации насыщенного общения."

 

Cоциальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого человека и происходит изменение чувств, мыслей, поведения взаимодействующих людей.


В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель, средства. Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека другому.

Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение.

Цели общения:

  • Получение и передача информации
  • Активизация партнеров
  • Снятие напряженности
  • Управление своими действиями
  • Оказание помощи и влияние на партнера по общению.

Информация о работе Лекции по "Психологии"