Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:55, курс лекций
Тема 1. Предмет и место социальной психологии в системе научного знания
Тема 2. Межличностные отношения
Тема 3 Феноменология общения
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ В ГРУППАХ
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ
Тема 6. Психологические основы скрытого управления
Тема 7. Совместная деятельность
Тема 8. Проблема группы в социальной психологии
Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ГРУПП
Тема 10. Феноменология малой группы
ТЕМА 11. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 12. Конфликты в группах и организациях.
Тема 13. Развитие и разрешение конфликта
Тема 14. Внутриличностные конфликты
Тема 15. Межличностные конфликты
Методы коррекции и терапии. Эти методы позволяют улучшить различные личностные и групповые характеристики: умения, навыки ит.д., осуществлять лечение психики людей средствами взаимодействия между ними. К этим методам относятся терапия, гештальттерапия и др.
Мотивирования и управления. Эти методы позволяют побуждать субъектов деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.
Методы обучения и развития. Включают методы обучения и развитияя личности или группы, призваны реализовывать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе усвоения конкретных знаний, умений и навыков. Эти методы обеспечивают рост уровня межличностной компетенции, развитие личностных особенностей членов группы или самой группы в целом. Сюда входят дискуссионные методы, тренинг личностного роста, тренинги межличностной чувствительности.
Методы конструирования и
Между перечисленными методами нет четких границ, они взаимосвязанны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга.
Например, для того, чтобы научить использованию методов психологии, необходимо, помимо применения собственно методов обучения, знать наличный уровень знаний студента, его индивидуально-психологические особенности, доминирующий стиль деятельности и т.д. Для этого требуется применение методов исследования и диагностики, обработки и интерпретации. Зная личностные особенности человека, степень их соответствия целям и задачам обучения, мы, возможно, будем вынуждены как-то скорректировать эти особенности (методы терапии и коррекции; мотивирования и управления). При этом может возникнуть необходимость создать среду общения и проявить творчество в решении жизненной ситуации (методы конструирования и творчества).
Тема 2. Межличностные отношения
План.
Каждый человек живет, формируется, развивается в обществе других людей. С ними он устанавливает определенные связи и отношения. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и их влияние друг на друга. Это и есть взаимодействие.
Взаимодействие –
это процесс непосредственного
или опосредованного
Именно причинная
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, воздействия на оценки и эмоциональные состояния другого человека.
Под взаимодействием в социальной психологии понимаются не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Взаимодействие обычно классифицируют по форме. В этом случае различают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.
Межличностное взаимодействие – это случайные и преднамеренные, частные и публичные, длительные и кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Основные признаки межличностного взаимодействия:
Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами.
Межличностные отношения (взаимоотношения) – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности (Пс. Сл. – М., 1983). Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия и взаимоотношений (Кр.пс. сл. – М.-1985). Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
В структуре взаимодействия и общения людей, как правило, выделяют три составляющие:
По А.А. Бодалеву: праксическая составляющая, аффективная, гностическая.
По Б.Ф. Ломову: регулятивная составляющая, аффективная, информационная
Мы будем придерживаться структуры, предложенной Я.Л. Коломинским.
К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (перемещение в пространстве), речь
Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов (ПР-р, продолжительность отрицательных эмоций, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.п.).
Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение).
В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу.
Понятие «отношение» выступает базовой категорией психологической науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями.
Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением.
Иначе говоря, отношение — атрибут любой связи человека: непосредственной и опосредованной, физической и идеальной.
Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека.
Категория «отношения»
может рассматриваться и как
готовность к определенному
Субъект-субъектные отношения включают в себя отношения человека с другим человеком и отношение к самому себе, т.е. самоотношение.
Субъект-объектные отношения — это все отношения личности к действительности, исключая отношения между людьми и самоотношение.
Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые. Устойчивые отношения близки к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого-либо. Привязанность может быть к вещам, природе, людям, ко всему, с чем так или иначе соприкасается человек. Привязанность как система отношений стабилизирует положение личности, индивидуальности. Негативной стороной ее является инертность связей и отношений, а следовательно, и развития личности, индивидуальности.
Межличностные отношения (синоним: взаимоотношения) формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через их личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.
Межличностные отношения людей — это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
Через межличностные отношения
и общение индивид
Существует сложная система зависимости некоторых параметров межличностных отношений от характерологических, мотивационных, интеллектуальных и нейродинамических особенностей личности. Так, устойчивые парные дружеские отношения и взаимодействия приводят к изменению некоторых личностных свойств партнеров, сделав их сходными по ряду параметров. Межличностная взаимная неприязнь, наоборот, сохраняет различия между партнерами по этим параметрам. Выявлено также влияние сходства—различия реальных личностных характеристик партнеров (ценностных ориентации, интересов, мотивации, характера, интеллекта, темперамента, нейродинамики) на образование и развитие парных дружеских отношений.
Виды взаимоотношений.
Шевандрин выделяет следующие виды психологических отношений:
Обозов Н.Н. выделяет следующие виды межличностных отношений (Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990.): отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функциях отношений.
Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. В структуре личности можно выделить несколько уровней проявления ее характеристик: общевидовые, социокультурные, психологические, индивидуальные.
Социокультурными характеристиками считаются
Индивидуальными характеристиками считается:
- все индивидуально
Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.
Второй критерий — степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую — отношения знакомства.