Личностная тревожность: понятие, причины и методы диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: определение уровня личностной школьной тревожности.
Задачи:
- - изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, охарактеризовать причины появления личностной тревожности;
- рассмотреть причины школьной тревожности;
- изучить методы диагностики тревожности;
- обобщить результаты исследования, сформулировать выводы и рекомендации по профилактике школьной тревожности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….….с.3
Глава I Теоретические предпосылки профилактики и коррекции школьной тревожности…………………………………………………..с.6
1.1 Характеристика тревожности как одного из видов отклонений в поведении школьников ………………………………………….…….с.6
1.2 Причины личностной тревожности………………………...……..с.11
Глава II Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста ………………………………………...с.20
2.1 Методы диагностики тревожности……………………………....с.20
2.2 Анализ результатов диагностики личностной тревожности…………………………………………………………….с.22
2.2 Рекомендации по коррекции личностной тревожности………….с.6
Заключение………………………………………………………с.7
Список литературы…………………………………………...…с.8

Файлы: 1 файл

тревожность.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение   высшего профессионального образования 

«Горно-Алтайский государственный  университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Психология личности»

 

Тема «Личностная тревожность: понятие, причины и методы диагностики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 3 курса,

ОЗО «Психология»

 

Проверил к.пс.н., доцент

Лукъяненко Т.И.

 

 

 

 

 

г.Горно-Алтайск

2013г.

Содержание:

Введение………………………………………………………….….с.3

Глава I Теоретические предпосылки профилактики и коррекции школьной тревожности…………………………………………………..с.6

1.1 Характеристика тревожности  как одного из видов отклонений  в поведении школьников ………………………………………….…….с.6

1.2 Причины личностной тревожности………………………...……..с.11

Глава II Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста ………………………………………...с.20

2.1 Методы диагностики тревожности……………………………....с.20

2.2 Анализ результатов диагностики личностной тревожности…………………………………………………………….с.22

2.2 Рекомендации по коррекции личностной тревожности………….с.6

Заключение………………………………………………………с.7

Список литературы…………………………………………...…с.8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процесс обучения в школе –  неотъемлемый атрибут процесса социализации и адаптации ребёнка в обществе, в школе он усваивает новые знания, формируются основные умения и навыки.  Вместе с тем,  в период обучения в школе очень часто возникает школьная тревожность.  Именно данная проблема является наиболее типичной, с которой сталкивается школьный педагог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает основным признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Тревожность впервые  была описана 3. Фрейдом, который охарактеризовал  тревожность  как симптом невроза, использовал термин, в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».

Трактовка тревожности  как личностного свойства во многом опирается на идеи психоаналитиков  «новой волны» К. Хорни, Г. Салливана, согласно которым она является следствием фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения.

Исследования А. М. Прихожан показали, что существуют различные  формы тревожности, то есть особые способы  ее переживания, осознания, вербализации и преодоления.

Г. Селье в своей  концепции анализирует тревогу  как первую фазу общего адаптационного синдрома. К Изард в теории дифференциальных эмоций рассматривал проявление тревоги, как состояние, состоящее из доминирующей эмоции страха, взаимодействующей с другими базовыми социально-опосредуемыми эмоциями.

Несмотря на большое количество исследований по данной проблеме остаётся малоисследованным вопрос о практической деятельности педагога, направленной на психолого-педагогическую коррекцию школьной тревожности.

Исходя актуальности проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «Личностная тревожность: понятие, причины и методы диагностики».

Объект исследования: личностная тревожность

Предмет: особенности развития школьной тревожности.

Цель: определение уровня личностной школьной тревожности.

 Задачи:

  • - изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, охарактеризовать причины появления личностной тревожности;
  • рассмотреть причины школьной тревожности;
  • изучить методы диагностики тревожности;
  • обобщить результаты исследования, сформулировать выводы и рекомендации по профилактике школьной тревожности.

Методы исследования:

- изучение психолого-педагогической литературы, тестирование, анализ, опросник школьной тревожности Филипса.

База исследования: МБОУ СОШ №8  (название школы)

Практическая  значимость: результаты работы могут быть использованы в коррекционно-профилактической работе психолога с тревожными учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические предпосылки коррекции школьной тревожности

 

    1.  Характеристика тревожности, как одного из видов отклонений в поведении школьников

 

Существует множество  трактовок терминов тревожности и тревоги, рассматриваются они по-разному. В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Конкретизация этого определения позволяет рассматривать тревогу как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Состояние тревоги возникает тогда, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе элементы потенциальной или актуальной угрозы, опасности, вреда.

Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом, который разводил страх как таковой, конкретный страх  и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер. В философии подобное разграничение было предложено С. Кьеркегором, и в настоящее время чрезвычайно актуально в философско-психологической системе экзистенциализма [1]. Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному 3. Фрейдом, поддерживается и многими современными исследователями. Считается, что, в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх [2].

Согласно другой точке  зрения, страх – это реакция на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека (витальная угроза), его физическая целостность и т. п., в то время как тревога представляет собой переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе. В этом случае тревога рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью фрустрации социальных потребностей [22].

В нашей работе мы будем  опираться на представление о  тревоге как эмоциональном состоянии, возникающем у человека в результате антиципации им опасности фрустрации значимых для него потребностей, прежде всего социальных. При этом источник тревоги может оставаться неосознанным. Тревога, как и любое другое психическое переживание, непосредственно связана с ведущими мотивами и потребностями личности и призвана регулировать поведение личности в потенциально опасной ситуации [2].

Соответственно, тревога – это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций. Тревога выполняет несколько важнейших функций: предупреждает человека о возможной опасности и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности на основе активного исследования окружающей действительности.

Следует отметить, что, хотя на уровне субъективного переживания  тревога скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека неоднозначно. Именно тревога иногда становится фактором мобилизации потенциальных возможностей. Неслучайно в концепции Г. Селье тревога анализируется как первая фаза общего адаптационного синдрома. А само слово «тревога», появившееся в русском языке около трехсот лет назад, изначально означало «знак к битве».

В связи с этим в  психологии выделяют два вида тревоги: мобилизующую и расслабляющую. Мобилизующая тревога дает дополнительный импульс к деятельности, в то время как расслабляющая снижает ее эффективность вплоть до полного прекращения [9].

Исследованиями показано, что состояние тревоги может  варьировать по интенсивности и  изменяться во времени как функция  уровня стресса, которому подвергается человек. Ф. Б. Березин, анализируя «яркость» переживания тревоги, выделил в нем шесть уровней, объединив их названием «явления тревожного ряда».

Наибольшее разнообразие встречается среди поведенческих проявлений тревоги – бесцельное хождение по помещению, грызение ногтей, качание на стуле, стук пальцами по столу, теребление волос, кручение в руках разных предметов и т. д.

Очевидно, что тревога, оказывающая дезорганизующее влияние  на деятельность, – это крайне неблагоприятное для человека состояние, требующее преодоления или трансформации. Совладение с этим состоянием возможно следующими путями [5].

- преодоление состояния  за счет надситуативной активности  в (потенциально) опасной ситуации;

- трансформация состояния  в определенное поведение (уклонение, сопротивление, ступор);

- вытеснение состояния  тревоги с помощью психологических  защит.

Итак, состояние тревоги  возникает как функция (потенциально) опасной ситуации и личностных особенностей человека, связанных с ее интерпретацией. В этой связи особого внимания заслуживает невротическая тревога – тревога, формирующаяся на основе внутриличностных противоречий (например, из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т. д.). Она может привести к неадекватному представлению о существовании угрозы для личности со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и т. д., и таким образом, по сути, нивелирует значение ситуации в развитии состояния тревоги. Формирование у человека невротической тревоги является признаком невротизации личности и требует психотерапевтической помощи.

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

В этом статусе тревожность  впервые была описана 3. Фрейдом (1925), который для описания «свободно  витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги» [2, С.4].

К настоящему времени  тревожность изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное свойство человека.

Соответственно, к настоящему моменту механизмы формирования тревожности остаются неопределенными, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Попытку примирить эти, в сущности, противоположные позиции предприняла А. М. Прихожан, описавшая два типа тревожности:

  • беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами;

тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения [14, С.8].

Исследования А. М. Прихожан показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности.

- Открытая тревожность — сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

  • Скрытая тревожность — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения, таких как расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и  прочее [16, С. 13].

Таким образом, следует  заметить, что состояние тревоги  или тревожность как психическое  свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности осознаваться человеком.

Информация о работе Личностная тревожность: понятие, причины и методы диагностики