Личностная тревожность: понятие, причины и методы диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: определение уровня личностной школьной тревожности.
Задачи:
- - изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, охарактеризовать причины появления личностной тревожности;
- рассмотреть причины школьной тревожности;
- изучить методы диагностики тревожности;
- обобщить результаты исследования, сформулировать выводы и рекомендации по профилактике школьной тревожности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….….с.3
Глава I Теоретические предпосылки профилактики и коррекции школьной тревожности…………………………………………………..с.6
1.1 Характеристика тревожности как одного из видов отклонений в поведении школьников ………………………………………….…….с.6
1.2 Причины личностной тревожности………………………...……..с.11
Глава II Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста ………………………………………...с.20
2.1 Методы диагностики тревожности……………………………....с.20
2.2 Анализ результатов диагностики личностной тревожности…………………………………………………………….с.22
2.2 Рекомендации по коррекции личностной тревожности………….с.6
Заключение………………………………………………………с.7
Список литературы…………………………………………...…с.8

Файлы: 1 файл

тревожность.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Однако такое описание феноменологии тревожности представляется нам неполным. Это, прежде всего, связано  с тем, что многие проявления школьной тревожности возрастно-специфичны.

Основываясь на анализе  психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме школьной тревожности, мы выделили несколько основных признаков проявления «универсальных» и возрастно-специфических форм школьной  тревожности.

  1. ухудшение соматического здоровья учащегося;
  2. нежелание ходить в школу;
  3. излишняя старательность при выполнении заданий.;
  4. эмоциональные проявления в поведении ребенка. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк [18, С.145];
  5. потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях.

Все выше перечисленные  проявления школьной тревожности учащихся должны быть учтены в работе социальных педагогов и психологов школы.  Своевременная коррекционно-развивающая работа способствует исчезновению  школьной тревожности. Отсутствие  помощи ребёнку в преодолении данной проблемы может привести  к появлению аддитивного поведения. Если преодолеть беспокойство, связанное со школьной жизнью, не удается, подросток  найти другую сферу «самореализации», например, увлечение компьютерными играми, музыкой, общением с друзьями, сопровождающимися употреблением алкогольных и табачных изделий. Благодаря работе защитных механизмов значимость школы подростком отрицается, хотя проективные методы диагностики школьной тревожности свидетельствуют в таких случаях о ее высоком уровне.

Подводя итог описанию феномена школьной тревожности, необходимо отметить следующее:

  • школьная тревожность – это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т. д.) предпосылки.

- школьная тревожность  на различных этапах обучения  неоднородна; она вызвана различными  причинами и проявляется в  различных формах, хотя некоторые  из них можно считать «возрастно-универсальными».

- школьная тревожность  школьника 11-12 лет может формироваться  и закрепляться в рамках личностной  тревожности как психического  свойства учащегося.

  • повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.

Исходя из такого понимания  феномена школьной тревожности, во второй главе дипломной работы мы предлагаем возможные пути ее диагностики, а  также помощи школьникам.

В процессе изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования можно отметь, что существует огромное количество трактовок понятия «школьная тревожность». В нашем исследовании мы используем следующее определение: школьная тревожность – форма проявления эмоционального неблагополучия ребёнка, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Изучением проблемы школьной тревожности занимались такие ученые, психологи, педагоги, как: З. Фрейд, К. Хорни, А.М. Прихожан, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, Ч. Спилберг и другие. Данными авторами разрабатывались различные теории происхождения и развития тревожности в общем, и школьной в частности. Так, например, среди основных причин школьной тревожности, по мнению А.М. Прихожан, являются: длительные физические и умственные нагрузки,  завышенные требования родителей, авторитарный стиль воспитания родителей, гиперопека.

В  связи с постоянным ростом числа тревожных детей  в условиях общеобразовательной школы, в психолого-педагогической  практике учеными разработаны  следующие  группы методов профилактики и психолого-педагогической коррекции школьной тревожности: методы изменения деятельности детей, методы изменения отношений, методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы.

 В результате проделанной  работы, можно сделать вывод о  том, что школьная тревожность – это отклонение в поведении обучающихся, которое приводит к более сложным отклонениям. Своевременная и правильно организованная работа необходима для предотвращения более сложных отклонений, которые отрицательно скажутся на процессе формирования и развития  личности подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста

 

2.1 Методы диагностики тревожности

 

При изучении такого явления  личности как тревожность используется такие методики, как: 1) шкала ситуативной (реактивной) тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю. А. Ханина; 2) личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора; 3) опросник школьной тревожности Филипса.

  1. Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю. А. Ханина.

Цель методики: изучить степень выраженности эмоциональной характеристик личности – тревожности.

Методика содержит 20 вопросов. Методика используются при индивидуальном и групповом обследовании.

Достоверность результатов  проверяется шкалой лжи.

Испытуемым предлагается оценить высказывания, в зависимости  от того, как себя чувствует в  данный момент:

«+» – да;

«–» – нет.

Оценка состояния тревоги производится по совпадению ответов с ключом.

В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям б 7 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. 37, 38, 40, 42. 44. 45, 46, 47, 48, 49, 50 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

  1. личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора.

Методика предназначена  для измерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями. Испытуемым предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ. Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности. 

Ответы «Да» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50. 

Ответы «Нет» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13. 

Ответы, совпадающие с  ключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.

Оценка результатов теста 

• 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности, 

• 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности, 

• 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности, 

• 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности, 

• 0-5 баллов – о низком уровне тревожности. 

  1. Опросник школьной тревожности Филлипса

Опросник  школьной тревожности Филлипса относится  к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.

Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Обработка результатов. По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» — 11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44; ответы «нет» - 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.

  1. Общая школьная тревожность: 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (п = 22). '
  2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39,42, 44 (п=11)
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6,11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (п = 13).
  4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (п = 6).
  5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (п = в).
  6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22 (п = 5).
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (п = 5).
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (п = 8).

 

2. 2 Анализ результатов диагностики личностной тревожности

 

  1. В результате диагностирования 20 старших школьников, с помощью опросник школьной тревожности Филлипса, были получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

 

 В соответствии  с данными таблицы констатируем, наличие у 2 опрошенных наличие среднего уровня тревоги (с тенденцией к высокому), 1 испытуемый показал очень высокий уровень тревожности. В связи с тем что в ходе интерпретации результатов психодиагностики у 2 испытуемых шкала лжи соответствует критическому показателю, вызывающему недоверие и необходимость дополнительного тестирования.

В целом в  группе отмечается тенденция к высокому уровню тревожности, поэтому нами были разработаны рекомендации по коррекции личностной тревожности.

 

3. Рекомендации  по коррекции личностной тревожности

Лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.

Для лиц с низкими  показателями тревожности требуется  пробуждение активности, подчеркивание  мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответственности.

 

 

Заключение

В психологии понятием «тревожность» обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Повышенная тревожность человека мешает полноценной деятельности, общению отдыху. Методами исследования тревожности  являются шкала ситуативной (реактивной) тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.А. Ханина,  личностная шкала проявления тревоги Д.Тейлора,  шкала тревожности Д.Тейлора.

В результате психологического диагностирования нами было отмечено, что наличие у 2 опрошенных наличие среднего уровня тревоги (с тенденцией к высокому), 1 испытуемый показал очень высокий уровень тревожности. В связи с тем что в ходе интерпретации результатов психодиагностики у 2 испытуемых шкала лжи соответствует критическому показателю, вызывающему недоверие и необходимость дополнительного тестирования.

В целом в группе отмечается тенденция к высокому уровню тревожности, поэтому нами были разработаны рекомендации по коррекции личностной тревожности.

Исходя из этого были предложены рекомендации по коррекции  тревожности: лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.

Для лиц с низкими  показателями тревожности требуется  пробуждение активности, подчеркивание  мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Психологический журнал. — 1992. — № 5. — С. 111-117.
  2. Байярд, Т. Ваш беспокойный подросток / Т. Байярд, Д. Байярд. - М. : Просвещение, 1991. – 146 с. 
  3. Байярд, Т. Ваш беспокойный подросток / Т. Байярд, Д. Байярд. - М. : Просвещение, 1991. – 146 с. 
  4. Беззубова, Е. Б. Типология школьной дезадаптации.  Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков / Е.Б. Беззубова // Материалы Всероссийской научно-практической  конференции. - М., 1995. - С. 33-34.
  5. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров - СПб., 1995.
  6. Ковалев, Г.Ж. Психическое развитие ребенка и жизненная среда/ Г.Ж. Ковалев // Вопросы психологии. — 1993. — №1. -С. 13-23.
  7. Костина, Л.М.Методы диагностики тревожности: учебно-методическое пособие / Л. М. Костина. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 198 с.
  8. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей,  Е.В.Новикова — М., 1988.
  9. Левье, Ш. Ребенок и стресс / Ш. Левье — СПб., 1996.
  10. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.126-128.
  11. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: , 2006. - 247с.
  12. Морган, У.П. Ситуативная тревога и результативность деятельности / Морган У. П., Эликсон К. А. //Вопросы психологии. –1990. –№ 3. –С. 155-161
  13. Никиреев, Е.М.. Направленность личности и методы ее исследования : учебное пособие / Е. М. Никиреев. - Москва; Воронеж : МПСИ; НПО МОДЭК, 2004. - 192 с.
  14. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
  15. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
  16. Прихожан, А.М.  Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Автореферат дис. канд. психол. наук./ А.М.Прихожан — М.,1977. – 25с.
  17. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11—18.
  18. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М.Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11—18.
  19. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность / Ред. В. М.Астапов. - СПб., 2001. - С. 143-156.
  20. Романов, К.М.Практикум по общей психологии: учебное пособие / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина. - 2-е изд., стер. - Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. - 320 с.
  21. Ромицына, Е. Е.Методика "Многомерная оценка детской тревожности: учебно-методическое пособие / Е. Е. Ромицына. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 112 с.
  22. Суворинова, Н.Ю. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования Н.Ю. Суворинова, Т.Х. Борисова // Вопросы психологии:  1999. — № 4. — С. 21-28.
  23. Хабарова, Е. Я. Тревожность и ее последствия / Е.Я.Хабарова // Ананьевские чтения — 2003 — СПб., 2003. - С. 301-302.

Информация о работе Личностная тревожность: понятие, причины и методы диагностики