Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:48, курсовая работа
Цель: определение уровня личностной школьной тревожности.
Задачи:
- - изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, охарактеризовать причины появления личностной тревожности;
- рассмотреть причины школьной тревожности;
- изучить методы диагностики тревожности;
- обобщить результаты исследования, сформулировать выводы и рекомендации по профилактике школьной тревожности.
Введение………………………………………………………….….с.3
Глава I Теоретические предпосылки профилактики и коррекции школьной тревожности…………………………………………………..с.6
1.1 Характеристика тревожности как одного из видов отклонений в поведении школьников ………………………………………….…….с.6
1.2 Причины личностной тревожности………………………...……..с.11
Глава II Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста ………………………………………...с.20
2.1 Методы диагностики тревожности……………………………....с.20
2.2 Анализ результатов диагностики личностной тревожности…………………………………………………………….с.22
2.2 Рекомендации по коррекции личностной тревожности………….с.6
Заключение………………………………………………………с.7
Список литературы…………………………………………...…с.8
Однако такое описание
феноменологии тревожности
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме школьной тревожности, мы выделили несколько основных признаков проявления «универсальных» и возрастно-специфических форм школьной тревожности.
Все выше перечисленные проявления школьной тревожности учащихся должны быть учтены в работе социальных педагогов и психологов школы. Своевременная коррекционно-развивающая работа способствует исчезновению школьной тревожности. Отсутствие помощи ребёнку в преодолении данной проблемы может привести к появлению аддитивного поведения. Если преодолеть беспокойство, связанное со школьной жизнью, не удается, подросток найти другую сферу «самореализации», например, увлечение компьютерными играми, музыкой, общением с друзьями, сопровождающимися употреблением алкогольных и табачных изделий. Благодаря работе защитных механизмов значимость школы подростком отрицается, хотя проективные методы диагностики школьной тревожности свидетельствуют в таких случаях о ее высоком уровне.
Подводя итог описанию феномена школьной тревожности, необходимо отметить следующее:
- школьная тревожность
на различных этапах обучения
неоднородна; она вызвана
- школьная тревожность
школьника 11-12 лет может формироваться
и закрепляться в рамках
Исходя из такого понимания феномена школьной тревожности, во второй главе дипломной работы мы предлагаем возможные пути ее диагностики, а также помощи школьникам.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования можно отметь, что существует огромное количество трактовок понятия «школьная тревожность». В нашем исследовании мы используем следующее определение: школьная тревожность – форма проявления эмоционального неблагополучия ребёнка, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Изучением проблемы школьной тревожности занимались такие ученые, психологи, педагоги, как: З. Фрейд, К. Хорни, А.М. Прихожан, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, Ч. Спилберг и другие. Данными авторами разрабатывались различные теории происхождения и развития тревожности в общем, и школьной в частности. Так, например, среди основных причин школьной тревожности, по мнению А.М. Прихожан, являются: длительные физические и умственные нагрузки, завышенные требования родителей, авторитарный стиль воспитания родителей, гиперопека.
В связи с постоянным ростом числа тревожных детей в условиях общеобразовательной школы, в психолого-педагогической практике учеными разработаны следующие группы методов профилактики и психолого-педагогической коррекции школьной тревожности: методы изменения деятельности детей, методы изменения отношений, методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы.
В результате проделанной
работы, можно сделать вывод о
том, что школьная тревожность
Глава II Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста
2.1 Методы диагностики тревожности
При изучении такого явления личности как тревожность используется такие методики, как: 1) шкала ситуативной (реактивной) тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю. А. Ханина; 2) личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора; 3) опросник школьной тревожности Филипса.
Цель методики: изучить степень выраженности эмоциональной характеристик личности – тревожности.
Методика содержит 20 вопросов. Методика используются при индивидуальном и групповом обследовании.
Достоверность результатов проверяется шкалой лжи.
Испытуемым предлагается оценить высказывания, в зависимости от того, как себя чувствует в данный момент:
«+» – да;
«–» – нет.
Оценка состояния тревоги производится по совпадению ответов с ключом.
В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям б 7 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. 37, 38, 40, 42. 44. 45, 46, 47, 48, 49, 50 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Методика предназначена для измерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями. Испытуемым предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ. Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.
Ответы «Да» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.
Ответы «Нет» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Ответы, совпадающие с ключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.
Оценка результатов теста
• 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности,
• 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности,
• 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности,
• 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности,
• 0-5 баллов – о низком уровне тревожности.
Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.
Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.
Обработка результатов. По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» — 11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44; ответы «нет» - 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.
2. 2 Анализ результатов диагностики личностной тревожности
Таблица 1
В соответствии с данными таблицы констатируем, наличие у 2 опрошенных наличие среднего уровня тревоги (с тенденцией к высокому), 1 испытуемый показал очень высокий уровень тревожности. В связи с тем что в ходе интерпретации результатов психодиагностики у 2 испытуемых шкала лжи соответствует критическому показателю, вызывающему недоверие и необходимость дополнительного тестирования.
В целом в группе отмечается тенденция к высокому уровню тревожности, поэтому нами были разработаны рекомендации по коррекции личностной тревожности.
3. Рекомендации
по коррекции личностной
Лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.
Для лиц с низкими
показателями тревожности требуется
пробуждение активности, подчеркивание
мотивационных компонентов
Заключение
В психологии понятием «тревожность» обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Повышенная тревожность человека мешает полноценной деятельности, общению отдыху. Методами исследования тревожности являются шкала ситуативной (реактивной) тревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.А. Ханина, личностная шкала проявления тревоги Д.Тейлора, шкала тревожности Д.Тейлора.
В результате психологического диагностирования нами было отмечено, что наличие у 2 опрошенных наличие среднего уровня тревоги (с тенденцией к высокому), 1 испытуемый показал очень высокий уровень тревожности. В связи с тем что в ходе интерпретации результатов психодиагностики у 2 испытуемых шкала лжи соответствует критическому показателю, вызывающему недоверие и необходимость дополнительного тестирования.
В целом в группе отмечается тенденция к высокому уровню тревожности, поэтому нами были разработаны рекомендации по коррекции личностной тревожности.
Исходя из этого были предложены рекомендации по коррекции тревожности: лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.
Для лиц с низкими
показателями тревожности требуется
пробуждение активности, подчеркивание
мотивационных компонентов
Список литературы:
Информация о работе Личностная тревожность: понятие, причины и методы диагностики