Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 03:01, дипломная работа
Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Некоторое значение имеют вид красиво раскрашенной коробки, изящная упаковка, манера закуривания, манерное выдыхание дыма.
Дипломная работа: Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению
ВВЕДЕНИЕ
Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Некоторое значение имеют вид красиво раскрашенной коробки, изящная упаковка, манера закуривания, манерное выдыхание дыма.
Курение табака нередко называют эпидемией, чумой XX века. И действительно, в большинстве стран Европы свыше 50% мужчин выкуривают в среднем по 15 сигарет в день. Число курящих женщин колеблется от 10 до 50%, превышая во многих странах 30%-ный рубеж. Несмотря на то что в последние годы доля курящих в большинстве стран уменьшается, абсолютное их число растет, главным образом за счет женщин и молодежи.
Ежегодно во всем мире от
болезней, связанных с курением,
умирает 3 млн. человек. Ни у кого не
вызывает сомнения тот факт, что
в нашей стране курит почти
треть всего населения в
Проблема предупреждения употребления несовершеннолетними психотропных веществ не является лишь частью проблемы профилактики табакокурения взрослых. Несмотря на то, что и подростки и взрослые курят, в психологическом смысле это разные явления. Попытка решить проблему разом для подростков и взрослых, применяя одинаковые методы воздействия (причем в основном медицинские, юридические, как это делается сейчас), вряд ли даст положительный эффект. Это объясняется тем, что психика подростка отличается от психики взрослого человека. Жизнедеятельность подростка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим закономерностям.
Актуальность нашей работы
определило возрастающее количество подростков
страдающих табачной зависимостью и
отсутствие эффективной
Целью исследования было: изучить эффективность программы по профилактике табакокурения.
Объектом является: личностные особенности подростков, склонных аддиктивному поведению.
Предметом работы является личностные особенности подростков, склонных к табакокурению.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза: использование эффективной программы по психокоррекции аддиктивного поведения подростков позволит измененить их отношение к употреблению табачных изделий.
В соответствие с целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический
анализ психологической
2. Выявить акцентуации личности курящих подростков;
3.Определить личностные качества подростков склонных к табакокурению;
4. Изучить агрессивность
и тревожность курящих
5. Выявить мотивацию
6. Проверка эффективности
предложенного тренинга по
В работе использован комплекс
методов, подобранных адекватно
цели, предметам и задачам
- теоретические методы: анализ
научной литературы по
- экспериментальные методы: формирующий эксперимент;
- эмпирические методы: анкетирование,
тестовые методики: опросник А.Е.
Личко, направленный на
База исследования: экспериментальное исследование проводилось среди учащихся средних школ города Москвы. Объем выборки составил 40 человек, среди них мальчиков 23 и девочек 17. Средний возраст в выборке 14 лет. Выборка была разделена на 2 группы по 20 человек: контрольную и экспериментальную. Контрольную группу составляли ученики 8 класса средней образовательной школы № 874, а экспериментальная группу составили учащиеся (8 классов) посещающие “Центр социальной поддержки детей и подростков” г. Одинцово Московской области.
Глава 1. Установки школьников по отношению к табакокурению
1.1 Теоретические аспекты исследуемой проблемы
Проблема приобщения детей
к курению табака, несмотря на ее
очевидную актуальность, широкого обсуждения
в отечественной научной
Знакомство детей с
употреблением табака происходит в
раннем детстве при наблюдении за
поведением старших. Центральную роль
в этом играет семья. Отношение ее
членов к курению в самом общем
виде может быть представлено следующими
четырьмя вариантами: полное неприятие
(курение членов семьи исключено,
общества курящих стараются избегать),
противоречивое, или амбивалентное
(к курению посторонних людей
отношение безразличное, но курение
в семье не допускается), либеральное
(одновременное
Для лучшего понимания проблемы стоит рассмотреть историю развития табакокурения.
Как известно, в Европу табак
завез Колумб, от которого остались
следующие записи: «Высадившись на
берег, мы отправились в глубь
острова. Нас встретило множество
почти голых людей, очень стройных
и сильных, которые шли из своих
деревень с горящими головешками
в руках и травой, дым которой
они пили. Иные несли одну большую
сигару и при каждой остановке
зажигали ее. Затем каждый делал
из нее 3 - 4 затяжки, выпуская дым через
ноздри». Туземцы угощали
Распространение табака встречало
в странах сильное
В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. Но постепенно запрет на курение отменялся в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. Обязательной принадлежностью теле- и киногероев стала сигарета [24].
О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив! Утешали себя: табачный деготь остается на фильтре. Но ничто не проходит бесследно. И все это непременно скажется и на заядлых курильщиках, и на их детях [27].
На Земле ежегодно умирает
1,5 миллионов человек от заболеваний
спровоцированных курением. Оно, кроме
того, приводит к снижению устойчивости
к инфекционным заболеваниям, к ранней
потери трудоспособности, а также
болезни, вызванные никотином, отнимают
у курильщиков 7% рабочего времени. По
данным Всемирной организации
Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого. Детям необходимо большее внимание, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, которым надо больше наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся, - говорит о проблеме курения учащихся П. Петронис [15].
М. Черняускене пишет, что курение учащихся, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке [8]. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие и расстройство пищеварения.
Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
Курение и школьник не совместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
Информация о работе Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению