Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 03:01, дипломная работа

Описание работы

Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Некоторое значение имеют вид красиво раскрашенной коробки, изящная упаковка, манера закуривания, манерное выдыхание дыма.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 231.78 Кб (Скачать файл)

Подростничество — это  самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный  период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются  социальные установки, отношения к  себе, к людям, к обществу. Кроме  того, в данном возрасте стабилизируются  черты характера и основные формы  межличностного поведения. Главные  мотивационные линии этого возрастного  периода, связанные с активным стремлением  к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение  и самоутверждение [39].

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается  стремление быть похожим на старших, детей и взрослых. Приобрести качества взрослости стремятся все без  исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает  им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как  к детям, а более серьезно и  требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и  волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать  многочисленные потребности интеллектуального  и личностного самосовершенствования  ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам  взрослости.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот  человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой  воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У  девочек развивается тенденция  подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью  взрослым женщинам [22].

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие  от предыдущих возрастных этапов он так  же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется  особенным вниманием ребенка  к собственным недостаткам. Желательный  образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

В VII — VIII классах школы  некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. Подростки любят приключенческие, романтические фильмы и соответствующую  литературу, так как именно в них  встречаются герои, обладающие нужными  качествами мужественности, смелости, характером и силой воли. Подростки  пытаются подражать этим героям в  жизни, воспроизводя в играх и  создаваемых ими ситуациях сцены, прочитанные в книгах или увиденные  в фильмах. Это особенно типично  для младших подростков в возрасте от 11 до 13 лет.

Весьма распространенным среди современных подростков способом развития у себя волевых качеств  личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском такие, где  требуются незаурядная сила и  мужество. Это — бокс, борьба, тяжелая  атлетика, хоккей. Увлекаясь многими  видами спортивных занятий вначале  ради развития волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжают заниматься ими же для достижения высоких результатов. Благодаря  этому получает дальнейшее развитие мотивация достижения успехов [14].

Стремление к выработке  у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей  одного с ними пола, свойственно  не только мальчикам-подросткам, но и  девочкам-подросткам, Однако в отличие  от мальчиков выработка специфических  качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Девочки-подростки особенно стараются  преуспеть в учебе, много занимаются теми школьными предметами, где у  них что-то не получается.

Описанные полоролевые различия между мальчиками и девочками  способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность  как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми [25].

Психофизиологические особенности  подросткового возраста обусловлены  главным физиологическим новообразованием данного этапа онтогенеза, который  определяется как формирование репродуктивной функции, или половое созревание Биологические изменения, связанные с половым созреванием, развиваются постепенно, и в этом процессе выделяют несколько стадий (от трех до пяти).

Существует несколько  периодизаций полового созревания, в  основном опирающихся на описание изменений  половых органов и вторичных  половых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек можно выделить пять стадий полового созревания [11].

Первая стадия – детство (инфантилизм). Для нее характерно медленное, практически незаметное развитие репродуктивной системы. Эта  стадия завершается в 8-10 лет у  девочек и 10-13 лет у мальчиков.

Вторая стадия – гипофизарная – отмечает начало пубертата. Изменения, возникающие на этом этапе, обусловлены  активацией гипофиза. Стадия оканчивается, как правило, у девочек в 9-12 лет, у мальчиков 12-14 лет.

Третья стадия – этап активизации половых желез (стадия активизации гонад).

Четвертая стадия – максимального  стероидогенеза – начинается в 10-13 лет у девочек и 12-16 лет у  мальчиков. На этой стадии под влиянием гонадотропных гормонов наибольшей активности достигают половые железы.

Пятая стадия – окончательное  формирование репродуктивной системы  начинается в 11-14 лет у девушек  и 15-17 лет у юношей.

Нервная система подростков и взрослых существенно различается. В подростковом возрасте усиливается  активность симпатоадреналовой системы, при этом пик ее активности приходится у мальчиков 14 лет, а у девочек 12-13 лет. У всех подростков она снижается  к 17-18 годам. Временное повышение  активности симпатического звена вегетативной регуляции обеспечивает в подростковом возрасте адекватное энергообеспечение  и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Это биологически целесообразно  в период интенсивного роста и  развития.

Провоцирующими факторами  отклоняющегося, аддиктивного поведения  считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидний, эпилептоидный типы), поведенческие  реакции группирования, реакции  эмансипации и другие особенности  подросткового возраста (Личко A.Е., 1986, Жмуров В. А., 1994, Шабанов П. Д., Штакельберг  О.Ю., 2000, Овчарова Р.В., 2000 и др.). К  этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для  этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и  формирующимися сексуальным влечениям (Личко А.Е.,1986). Существует ряд поведенческих  стереотипов, характерных для этого  возрастного периода. К ним относятся  реакция оппозиции, реакции имитации, реакции отрицательной имитации, реакция компенсации, реакция гиперкомпенсации, реакция эмансипации, реакция группирования  и реакция увлечения.

Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними  ограничениями, невниманием к его  интересам окружающих взрослых. Реакция  оппозиции может быть вызвана  и чрезвычайными требованиями к  ребенку, непосильной для него учебной  или какой-либо другой нагрузкой, конфликтами  в семье, школьной неуспеваемостью, несправедливостью. В зависимости  от характерологических и эмоциональных  особенностей подростка протест  иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестокости, демонстративных попыток самоубийства и т. п., или в пассивной форме — в виде отказа от еды, прогулов занятий и побегов из дома [1].

Реакция имитации проявляется  в подражании определенному лицу, образцу. В детстве имитируется  поведение родителей, близких родственников, воспитателей и т.п. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой. Известно, какое влияние оказывает  на подростковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Пропаганда уголовного романтизма, распространившаяся в последнее  время, может оказать отрицательное  косвенное влияние на самосознание подростка.     

Реакция отрицательной имитации — поведение, нарочито противопоставленное  навязываемой модели. Если модель отрицательна, то эта реакция является положительной.

Реакция компенсации —  восполнение неудач в одной области  подчеркнутым успехом в другой области. Неудачи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.

Реакция гиперкомпенсации —  неустойчивое стремление к успеху в  наиболее трудной для себя области  деятельности. Присущая подростку робость  может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. Крайне чувствительный и застенчивый  подросток выбирает мужественный вид  спорта: бокс, карате и т. п.

Реакция эмансипации —  стремление освободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее  проявление - отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

Реакция группирования —  объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной  общностью, борьбой за господство на своей территории (во дворе, на своей  улице), примитивной символикой. Реакция  группирования в значительной степени  объясняет то, что подавляющее  большинство подростков приобщаются  к табакокурению в группе сверстников.

Именно реакция группирования  со сверстниками, учитывая «тенденцию расхождения статусов» — «чем выше статус подростка стихийной  группы, тем ниже он в официальном  коллективе», — дает возможность  подростку для достижения и выражения  своего авторитета [16].

Реакция увлечения проявляется  в самых разнообразных подростковых увлечениях: поп-музыка, стиль одежды, стремление к получению легкой информации, не требующей больших размышлений  и используемой для самого процесса общения (пустые многочасовые разговоры  у подъезда), увлечения, связанные  с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание (артист, гитарист, чемпион, модница и т. п.); увлечения, связанные с физическим самоутверждением, овладением престижными навыками (водить машину, мотоцикл).

Перечисленные реакции лежат  в основе и формируют «закон подростковой моды» всех времён: обязательными  элементами которой являются:

а) униформа (одинаковые джинсы, прическа, кольца, браслеты, привычки и  т. д.);

б) язык (вербальный и невербальный);

в) места дислокации;

г) ритуалы (приёма в группу, особенности проведения досуга, контроль за членами группы и т. д.);

д) поведение (элементы эпатажности, вызывающие недовольство старшего поколения).

Предшествующая социальная дезадаптация создает «благоприятные»  условия для формирования большинства  типов акцентуаций характера. В  подростковом возрасте именно в силу акцентуацией характера подросток  не удерживается ни в школе, ни в  интернате, быстро бросает ту работу, куда ещё недавно устроился. Столь  же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей, оказываются  семейные отношения. Нарушается адаптация  к среде сверстников, которая  ограничивается небольшой группой  подростков, ведущих аналогичный, большей  частью асоциальный образ жизни. Рассмотрим только некоторые типы, наиболее склонные к проявлению девиантного  поведения, описанные А. Е. Личко (1977).

Информация о работе Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению