Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 03:01, дипломная работа
Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Некоторое значение имеют вид красиво раскрашенной коробки, изящная упаковка, манера закуривания, манерное выдыхание дыма.
1.2 Процесс формирования
личности подростка и
Процесс восхождения от индивида
через индивидуальность к личности
можно, в какой то мере, рассматривать
и как процесс социализации (влияния
общества) с одной стороны и
как процесс
Социализация человека начинается
с самого раннего возраста и продолжается
на протяжении всей его жизни. Избежать
этого процесса во взрослом возрасте
человек может, лишь изолировав себя
от общества, однако в реальной жизни
это сделать практически
На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек [22].
Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом [13].
Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.
Процесс социализации учащихся
имеет ряд особенностей, они связаны
и с гормональными изменениями
в организме, черты порывистости,
неустойчивости желаний, нетерпимости,
дерзости, любопытства, готовности к
жертвам и т.д., усугубляемые переживаниями
неуверенности и
Для учащихся с их социальной неуверенностью характерно объединение в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников с особой молодежной субкультурой. Ценностные ориентации и нормы группы адаптируют подростка к самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и специфически молодежные потребности в стиле поведения, моде, досуге, коммуникации. Факторы, отдаляющие подростковую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды. В таких условия группы учащихся-подростков и молодежи тяготеют к различным формам отклоняющегося поведения – от социально отчужденных форм до агрессии, фанатизма. Сюда входят и такие формы поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков [16].
Данные формы поведения становятся проблемой не только определенной рассматриваемой нами группы, но и всего общества в целом.
Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету [34].
Сложности, сопутствующие
психическому развитию в подростковом
возрасте, во многом связаны с тем,
что существенные психические изменения
не сопровождаются внешними трансформациями
в статусе, материальном или социальном
происхождении детей, а потому не
всегда своевременно осознаются взрослыми.
Особенности поведения
Сложности обусловлены тем,
что психофизические
Говоря о познавательных психических процессах, следует отметить, что в подростковом возрасте завершается их становление как сознательных и произвольных, т.е. высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков.
Развитие формально-
Не менее значимым является становление рефлексии, умение осознавать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния.
Творческая деятельность подростка приводит к какому-то результату, он часто получает удовольствие от самого процесса фантазирования. Креативность, творчество, так же как и рефлексия, непосредственно связанны с развитием личности, с появляющимися и все более осознанным стремлением к самоактуализации.
Для подростка важны не только контакты, но и признание сверстниками. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте. Ориентация на нормы группы и стремление и стремление им соответствовать повышают конформность, которая, по данным многих психологов, наиболее высока именно в 12-13 лет [38].
По сравнению с младшими
подростками, у старших подростков
и у юношей намного сильнее
развита способность к
При этом необходимо учитывать
уровень развития, ценностные ориентации
той группы, в которую входит подросток,
чтобы понять, что может дать ей
подростков и что группа может
дать ему. Особенно важен в этом плане
анализ ценностей и содержание деятельности
неформальных групп. Проводя в таких
группах большую часть времени,
черпая из общения в них более
ценную информацию, следуя образцам, подростки
формируют неправильность своего поведения,
которое может быть как просоциальным,
так и асоциальным. Девиантность,
отклоняющееся поведение, которое
с высокой степенью достоверности
может быть диагностировано уже
в этом возрасте, связано с не
успешностью детей в
Не менее значимым для психического развития является общение подростков со взрослыми, в частности с родителями, однако именно в этой форме сконцентрировано большинство конфликтов. Их главная причина с противоречивостью позиции и внутреннего мира подростка. С одной стороны, он нуждается в любви и заботе родителей, в их совете, с другой – испытывается сильное желание быть самостоятельным, равным в правах с родителями и другими взрослыми. Поэтому для подростка характерно амбивалентное отношение к взрослым: стремление к эмансипации и, одновременно, зависимость от их мнения. На отношения родителей и подростков влияют несколько факторов. Это, прежде всего, стиль воспитания, принятый в семье, и особенности эмоциональных отношений членов семьи с ребенком.
Отсутствие контроля может стать причиной проблем с успеваемостью, в отношениях с учителями, особенно у тревожных, не очень уверенных и одаренных детей. В этом случае неформальные группы сверстников, иногда и в компании с асоциальной направленностью, могут заместить и родителей, и педагогов.
Общение влияет не только на процесс социализации, но и на формирование личности подростков. В данной сфере происходят, пожалуй, самые значительные изменения в этом возрасте. Формирование «Я - концепции» - это результат рефлексии, самопознания, а также появление образа другого, в качестве которого чаще всего выступает ровесник. Идентификация со сверстниками представляет собой определенный этап формирования «образа – Я» подростка [37].
Характеризуя подростковый возраст, многие отечественные психологи писали о том, что одним из центральных новообразований этого периода является чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства.
Э. Эриксон также подчеркивал важность временной перспективы для формирования идентичности, так как одной из характеристик цельности личности является связь между прошлым (детством) и будущим (взрослостью). Эго – идентичность либо чувство неопределенности, ролевого смешения, - это основные новообразования подросткового возраста [28].
Переход к подростковому
возрасту характеризуется глубокими
изменениями условий, влияющих на личностное
развитие ребенка. Они касаются физиологии
организма, отношений, складывающихся
у подростков со взрослыми людьми
и сверстниками, уровня развития познавательных
процессов, интеллекта и способностей.
Во всем этом намечается переход от
детства к взрослости. Организм ребенка
начинает быстро перестраиваться и
превращаться в организм взрослого
человека. Центр физической и духовной
жизни ребенка перемещается из дома
во внешний мир, переходит в среду
сверстников и взрослых. Отношения
в группах сверстников строятся
на более серьезные, чем развлекательные
совместные игры, делах, охватывающих
широкий диапазон видов деятельности,
от совместного труда над чем-
Информация о работе Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению