Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 20:24, реферат
Описание работы
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Содержание работы
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ Список источников и литературы
«Шадринский государственный
педагогический институт»
Факультет коррекционной педагогики
и психологии
Кафедра коррекционной педагогики
и специальной психологии
РЕФЕРАТ
ТЕМА
«Логопедическая
ритмика.»
Исполнитель: Мальцева Дарина
Владимировна
Студентка 2 курса
(Заочного отделения)
Научный руководитель: Тютюева
Ирина Анатольевна
Шадринск 2015
Содержание
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РИТМИКИ
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РИТМИКИ
Список источников и литературы
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ,
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Логопедическая ритмика является своеобразной
формой активной терапии, средством воздействия
в комплексе методик и учебной дисциплиной.
Первое понимание логопедической ритмики
основано на сочетании слова, музыки и
движения. Взаимоотношения указанных
компонентов могут быть разнообразными,
с преобладанием одного из них или связи
между ними.
Второе понимание логопедической ритмики
обусловливает включение ее в любую реабилитационную
методику воспитания, обучения и лечения
людей с различными аномалиями развития
и нарушения речи.
Как учебная дисциплина логопедическая
ритмика обогащает знания студентов методиками
коррекционной работы.
Объектом логопедической ритмики является
структура речевого дефекта, неречевые
психические функции и речевые нарушения
у лиц с речевой патологией.
Предметом -- многообразные нарушения
психомоторных, сенсорных функций и система
движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель -- преодоление речевого нарушения
путем развития и коррекции неречевых
и речевых психических функций и в конечном
итоге адаптация человека к условиям внешней
и внутренней среды.
Задачи
логопедической ритмики определяются
как оздоровительные, образовательные
(познавательные), воспитательные, коррекционные.
В результате решения оздоровительных
задач у людей с речевыми нарушениями
укрепляется костно-мышечный аппарат,
развиваются дыхание, моторные, сенсорные
функции, воспитывается чувство равновесия,
правильная осанка, походка, грация движений.
Осуществление образовательных задач
способствует формированию двигательных
навыков и умений, пространственных представлении
и способности произвольно передвигаться
в пространстве относительно других людей
и предметов; развитию ловкости, силы,
выносливости, переключаемости, координации
движений, организаторских способностей.
При реализации образовательных задач
люди с речевой патологией усваивают теоретические
знания в области метроритмики, музыкальной
культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.
Решение воспитательных задач содействует
умственному, нравственному, эстетическому
и трудовому воспитанию людей с речевой
патологией. Решение воспитательных задач
содействует:
1) развитию чувства ритма,
способности ощущать в музыке,
движениях и речи ритмическую
выразительность;
2) развитию способности
восприятия музыкальных образов
и умению ритмично, выразительно
двигаться в соответствии сданным
образом, т.е. умению перевоплощаться,
проявлять художественно-творческие
способности;
3) воспитанию положительных
личностных качеств, чувства коллективизма,
обучению правилам в различных
видах деятельности и др.
Коррекционная направленность занятий
обусловлена учетом механизма и структуры
речевого нарушения, комплексностью и
по этапностью логопедической работы.
Логопед учитывает возрастные и личностные
особенности пациента, состояние его двигательной
системы, характер и степень нарушения
речевых и неречевых процессов: пространственного
праксиса, гнозиса, слухового и зрительного
восприятия, внимания, памяти и т.д.
Все
эти задачи решаются в зависимости от
типа специального учреждения: речевой
детский сад; речевая группа при массовом
детском саде, при детском доме -- дошкольном,
школьном; логопедический пункт при массовой
общеобразовательной школе; логопедический
кабинет в детской, взрослой поликлиниках,
в психоневрологическом диспансере; стационар,
полустационар, санаторий.
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Логопедическая ритмика строится на дидактических
и специфических принципах. Они связаны
между собой и определяют единство воспитания,
развития и коррекции функциональных
систем людей с речевыми расстройствами.
Общедидактические принципы. Принцип
систематичности обусловливает последовательность
изложения материала всего курса логопедической
ритмики, соотнесение теоретических положений
и их практическую разработанность, определяет
раскрытие тем курса и распределение материала
внутри них. Этот принцип является обязательным
и для всего логопедического и логоритмического
комплекса мероприятий, используемых
в отношении лиц с различной речевой патологией.
Систематичность заключается в непрерывности,
регулярности, планомерности коррекционного
процесса, определенного для развития,
воспитания и перевоспитания тех или иных
функций при различных речевых расстройствах
(двигательной сферы, мимических мышц,
тонкой произвольной моторики, слухового
внимания, речевого слуха, просодических
компонентов речи и т.д.).
Ежедневное выполнение в определенное
время различных по своему характеру логоритмических
упражнений (утренняя дыхательно-голосовая
зарядка с движениями, упражнения на релаксацию,
пение гласных звуков и коротких песенок,
упражнения на сочетание ритма движений
и речи и т.п.) приучает детей и взрослых
к установленному щадяще-оздоровительному
режиму. Под влиянием регулярных логоритмических
занятий в организме и психомоторике происходит
положительная перестройка различных
систем, например сердечно-сосудистой,
дыхательной, двигательной, речедвигательной,
сенсорной и др.
Логоритмическая коррекция требует повторения
вырабатываемых двигательных навыков.
Только при многократных систематических
повторениях образуются здоровые двигательные
динамические стереотипы. Для эффективного
повторения необходимо усвоенное сочетать
с новым, чтобы процесс повторения носил
вариативный характер: изменение упражнения,
условий выполнения, разнообразие приемов,
различия в содержании занятий. Вариативность
упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский
рефлекс, интерес, эмоции, повышает внимание.
Включение новых раздражителей в выработанный
динамический стереотип следует производить
без резких изменений, при условии соблюдения
постепенности. И.П. Павлов подчеркивал,
что в педагогике (а значит, и в логопедической
ритмике) постепенность и упражняемость
(тренировку) следует считать основным
физиологическим правилом.
Принцип сознательности и активности.
В процессе логоритмического воспитания
и перевоспитания лиц с речевыми расстройствами
важно опираться на сознательное и активное
отношение ребенка, взрослого (в отношении
заикающихся детей начиная со школьного
возраста) к своей деятельности. Самостоятельная,
активная деятельность ребенка находится
в зависимости от возникающего интереса
к предлагаемому заданию, сознательного
его восприятия, понимания цели и способа
выполнения. Активность детей дошкольного
возраста на логоритмических занятиях
стимулируется эмоциональностью педагога,
образностью музыки, различными играми
или игровыми приемами и упражнениями.
В школьном и взрослом возрасте, помимо
этого, используются прямые инструкции
(команды, элементы соревнования, поощрение
и т.п.).
Принцип наглядности обусловливает широкое
взаимодействие показателей всех анализаторов,
непосредственно связывающих человека
с окружающей действительностью. Любое
познание начинается с чувственного восприятия.
Формирование движений в сочетании со
словом и музыкой, изучение их взаимосвязи
осуществляется с показателями всех рецепторов:
органов зрения, слуха, вестибулярного,
проприоцептивного, двигательного аппаратов
и др. Взаимосвязь показателей различных
рецепторов обогащает образ движения,
его восприятие, его связи с речью и музыкой.
При нарушенных функций, в целях коррекции,
принцип наглядности осуществляется путем
показа педагогом движения. Непосредственная
зрительная наглядность рассчитана на
возникновение эстетического восприятия,
конкретного представления движения,
правильного двигательного ощущения и
желания его воспроизведения. Помимо непосредственной
наглядности, большую роль играет опосредованная
наглядность, когда необходимо пояснить
отдельные детали и механизмы движения,
которые скрыты от непосредственного
восприятия (например, использование кинофильмов,
графиков движений, магнитофонных записей
музыкальных произведений в работе со
взрослыми заикающимися, больными с афазией).
Большое значение имеет образное слово,
которое связано с двигательными представлениями
и вызывает конкретный образ движения.
Такая взаимосвязь форм наглядности определяется
единством чувственной и логической ступеней
познания, взаимодействием первой и второй
сигнальных систем.
Принцип доступности и индивидуализации
предусматривает учет возрастных особенностей
и возможностей лиц с речевыми нарушениями.
Он обусловлен разным развитием физиологии
и биомеханики взрослых и детей, разным
методическим подходом к построению логоритмического
занятия, разными средствами, формами
воздействия и т.д. Оптимальная мера доступности
определяется возрастными и двигательными
возможностями лиц с речевыми расстройствами,
влиянием речевого нарушения на их личность
и степенью трудности заданий.
Одним из условий доступности является
преемственность двигательных, речевых
и музыкальных заданий. Практически это
достигается правильным распределением
материала на занятиях в течение коррекционного
курса. При последовательном усвоении
различных словесно-музыкально-двигательных
координации и преодолении трудностей
у пациентов развивается способность
координировать и совершенствовать всю
двигательную и речедвигательную систему.
Повышение требований тогда приводит
к положительным результатам, когда связанные
с ними нагрузки посильны пациенту, не
превышают функциональных возможностей
организма, т.е. соответствуют возрастным
и индивидуальным особенностям.
Необходимым условием для соблюдения
принципа индивидуализации является предварительное
выяснение характера патологического
процесса: этиопатогенетическое, симптоматическое,
диагностическое обследования, а также
уточнение реабилитационного потенциала
занимающегося. Индивидуальный подход
предполагает также учет типа высшей нервной
деятельности, возраста, пола, профессии,
двигательного статуса.
Принцип постепенного повышения требований
определяет постановку перед занимающимся
более трудных новых заданий: двигательных,
музыкальных, словесных. В процессе их
выполнения расширяется и обогащается
объем двигательных умений и навыков,
совершенствуется произвольная и речевая
моторика, нормализуются темп и ритм речи
в соответствии с заданным музыкальным
темпом и ритмом. Переход к новым заданиям
осуществляется постепенно, по мере закрепления
формирующихся навыков. Требуется определенное
время, чтобы в двигательной сфере ребенка
(взрослого) произошли приспособительные
перестройки, помогающие ему регулировать
и речевую деятельность.
Все рассмотренные общедидактические
принципы могут быть реализованы лишь
при условии их взаимосвязи.
Специфические принципы. Принцип
развития предполагает учет многих параметров:
развитие личности человека с речевой
патологией; самого патологического неречевого
и речевого процессов; сохранных функциональных
систем и тех изменений, которые наступают
в организме, двигательной сфере и речи
человека с речевым расстройством. Принцип
развития обусловливает одновременное
осуществление в процессе двигательной
деятельности умственного, нравственного,
эстетического и сенсорного воспитания.
Принцип всестороннего воздействия влияет
на организм в целом. Ритмические и логоритмические
средства повышают общую тренированность
организма, совершенствуют нервнорефлекторные
механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения
между функциональными системами организма.