Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 20:24, реферат
Описание работы
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Содержание работы
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ Список источников и литературы
Экспериментальные методы исследования.
При естественном эксперименте занятия
проводятся без отступлений от обычных
занятий логопедической ритмикой. Лабораторный
эксперимент заключается в создании искусственной
обстановки и устранении побочных влияний.
Эксперименты могут проводиться с целью
выявления определенных фактов или их
зависимостей (абсолютный эксперимент)
или для сравнения каких-то показателей
(сравнительный эксперимент). В сравнительных
экспериментах участвуют две или несколько
однородных групп (по полу, возрасту, речевому
расстройству, двигательному статусу
и т.д.). Занятия в них отличаются каким-либо
одним признаком, например введением упражнений,
укрепляющих определенную группу мышц.
Эксперимент обычно проводится в несколько
этапов. Для большей достоверности результатов
применяются схемы так называемого «перекрестного
эксперимента». Например, в первом эксперименте
одна группа занимается по первой методике,
другая -- по второй. Во втором эксперименте
методики в группах меняются.
Разновидностью экспериментального исследования
является тест -- test -- проба, испытание,
исследование.
В логопедической ритмике тесты
можно использовать для сравнения результатов
выполнения двигательных, двигательно-речевых
заданий за установленное время (или без
ограничения времени) людьми с речевой
патологией. Примерами тестирования в
логопедической ритмике могут служить
метрическая шкала для исследования массовой
оценки моторики и моторной одаренности
у детей и взрослых Н.И. Озерецкого; задания
на выявление возрастных особенностей
моторики детей М.В. Серебровской; методика
«тест-конфликта» для выяснения личностных
особенностей нормально говорящих и заикающихся
детей дошкольного возраста ГА. Волковой,
А.Ю. Панасюка и др.
Как и все другие методики исследовательской
и практической работы, тест имеет достоинства
и недостатки. Достоинством теста является
то, что все сформулированные в нем задания,
будучи предварительно глубоко обдуманы
и экспериментально проверены, раскрывают
в максимально короткие сроки и в компактной
форме интересующие исследователя признаки.
В этом смысле тест превосходит любой
другой способ проверки тех же признаков
и свойств. Другим, еще более важным достоинством
теста является его объективность.
Исследователь, решивший впервые использовать
тесты в своей работе, должен:
а) разработать сам тест;
б) добиться удовлетворительной
надежности теста;
в) получить удовлетворительную
валидность теста.
Задания теста должны быть сформулированы
кратко, четко и недвусмысленно важно,
чтобы ни в одном из них не содержалось
ответа на другое. Понятие надежности
в тестологии имеет два значения: с одной
стороны, имеется в виду надежность теста
как определенного инструмента. С другой
стороны, относительная неизменность
того предмета, который подлежит измерению.
При оценке надежности теста исходят из
того, что тест тем надежнее, чем он более
однороден. Существенно, чтобы одна часть,
используемая в измерении, давала бы тот
же результат измерения, что и другая часть.
Для проверки тестприменяется такой прием:
тест проводят по какой-то выборке. Затем
обрабатываются раздельно четные и нечетные
задания. В результате по каждому испытуемому
получают решения четных и нечетных заданий.
Два ряда данных коррелируют между собой.
Тест получает оценку надежности в зависимости
от полученного коэффициента. Тест признается
достаточно надежным, когда коэффициент
не ниже + 0,75 -*- + 0,80. Лучшие по надежности
тесты дают коэффициенты корреляции +
0,90 и более.
Валидность говорит о степени соответствия
теста своему назначению. Валидность может
быть выведена только при сопоставлении
результатов теста с каким-то критерием,
с какой-то оценкой, находящейся вне него,
которую обычно называют «внешним критерием».
Просматривается связь между валидностью
и надежностью. Тест с низкой надежностью
не может обладать высокой валидностью.
Поэтому важным является выбор внешнего
критерия. Критерийдолжен быть: а) надежным
(в том же понимании этого термина, как
и в отношении теста); б) «чист», т.е. в оценках
заданий теста речь должна идти только
о том признаке, который выявляется в тесте,
например о статической координации движений,
в не о развитии двигательной функции
вообще; в) полным, т.е. внешняя оценка должна
охватывать с надлежащей полнотой весь
тот круг знаний, который обнаруживается
при помощи теста.
Следовательно, при составлении теста
необходимо проявлять максимальное внимание
к исследуемому предмету и наиболее полно
отразить это содержание в заданиях теста.
Тесты еще не заняли заметного места в
дефектологических исследованиях, в частности,
в логоритмическом изучении лиц с речевой
патологией, и было бы преждевременным
как-то ограничивать область их применения.
На наш взгляд тесты полезны будут в исследовании
двигательного потенциала, психических
функций, в частности, внимания; личностных
особенностей, а также в выяснении эффективности
различных методик. Например, план для
выяснения эффективности различных методик
может быть следующим: берутся две группы
лиц с одним и тем же речевым нарушением:
одна -- контрольная, другая -- экспериментальная.
Обе группы проводятся по тестам, выясняющим
состояние их двигательной сферы. Затем
одна группа занимается по новой методике,
а с другой группой занятия проводятся
обычно. После коррекционного курса вновь
проводится тест, и результаты обеих групп
сравниваются. Обработка полученных материалов
позволит сравнить группы количественно
и выяснить, в каких именно разделах методики
имеются заметные различия между группами.
Можно применять тесты и для решения относительно
ограниченных логоритмических задач,
например при выяснении состояния общей
моторики, или произвольной моторики рук
и пальцев, или мимических движений. Наконец,
тесты могут использоваться для анализа
индивидуальной характеристики усвоения
двигательного и речевого материала. Например,
у некоторых лиц с речевой патологией
выявляется отставание в приобретении
двигательных умений или навыков, формируемых
с коррекционной целью. Полезно провести
тестирование. Анализируя выполнение
тестируемыми отдельных заданий, логопед
и логоритмист определяют возможные причины
неусвоения. В итоге составляется план
индивидуальной работы, который основывается
на реальном положении, сложившемся в
каждом случае.
Количественный учет с помощью тестов
дает возможность исследователю сравнить
двигательный потенциал лиц, страдающих
различными речевыми расстройствами,
выявить возможные связи между нарушениями
общей и речевой моторики; определить
остаточный двигательный резерв; наметить
пути логоритмической коррекции. Применение
статистических методов при обработке
количественных данных повышает объективность
результатов исследования.
Математико-статистические методы основываются
в первую очередь на ранжировании фактов,
т.е. расположении их по порядку возрастания
(или убывания) какого-либо свойства, определения
их относительной значимости. Например,
оценка статической или динамической
координации движений, способности к ритмизированию,
состояние слухового внимания.
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Для понимания сущности логопедической
ритмики необходимо объяснить, что такое
движение, двигательное умение, двигательный
навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика,
музыкальный ритм, музыкально-ритмическое
чувство, музыкально-двигательное воспитание,
подвижные игры, кинезитерапия, лечебная
ритмика, логопедическая ритмика. Отражая
различные явления, данные понятия тесно
связаны между собой. Они возникли в разные
периоды развития общества. Содержание
их углубляется, уточняется по мере развития
различных наук о человеке.
Рассмотрим лишь те,
которые необходимы для изучения данного
курса.
Движение является основным биологическим
качеством живой материи, оно развивается
и совершенствуется вместе с эволюцией
живой природы. Наивысшего совершенства
движение достигает в филогенетическом
развитии человека, организм которого
является саморегулирующейся подсистемой
в системе «организм-среда». Движение
-- один из основных механизмов уравновешивания
в этой системе. Организм человека не просто
уравновешивается со средой, но активно
приспосабливается, адаптируется, и в
процессе этой адаптации он, с одной стороны,
усовершенствуется структурно и функционально,
а с другой -- активно изменяет и приспосабливает
среду. В данном процессе движение у человека
приобретает специфический, качественно
новый характер, который обусловлен сознательным,
социально-биологическим характером деятельности
человека. Движение используется и как
мощный фактор профилактики, лечения и
реабилитации.
Двигательное умение определяется как
степень овладения техникой действия,
которая отличается повышенной концентрацией
внимания на составных частях движений
и способах решения двигательной задачи.
Двигательный навык -- такая степень овладения
техникой действия, при которой управление
движениями происходит автоматически
и действия отличаются высокой надежностью.
Наличие выработанного двигательного
навыка не исключает осознания двигательного
акта в целом. Сознание необходимо для
выполнения поставленной двигательной
задачи, для контроля за движением и в
некоторых случаях даже частичной деавтоматизации
навыка, в связи с неожиданно изменившимися
условиями выполнения двигательной задачи.
Формирование двигательного навыка представляет
собой процесс образования динамического
стереотипа при взаимодействии первой
и второй сигнальной систем, с преобладающим
значением последней. Психомоторное развитие
протекает в тесной связи с моторным развитием.
Эта связь так сильна, а нарушения психического
развития создают такие многочисленные
и разнообразные взаимосвязи с двигательными
нарушениями, что определение «психомоторное
развитие» используется в отношении как
нормы, так и патологии.
Движение тела и восприятие различных
ощущений (зрительных, слуховых, тактильных,
вкусовых, равновесия, кинестетических
и др.) на начальных этапах развития являются
для человека средством познания окружающего
мира -- это более элементарный уровень,
чем интеллектуальное познание. При нарушении
психомоторного развития осуществляется
неполный или неправильный анализ ощущений
различных модальностей. В связи с исключением
одного из анализаторов порог чувствительности
остальных понижается. Например, лица,
работающие с детьми, страдающими умеренной
умственной отсталостью, уделяют много
внимания тому, чтобы обучить детей хватанию,
целенаправленному и произвольному движению,
целенаправленным артикуляционным движениям
и т.п. Педагоги, работающие с глухими и
слабослышащими, учат их пользоваться
зрением при чтения с лица или обучают
правильной артикуляции гласных и согласных
звуков. Педагоги, работающие со слепыми
и слабовидящими, вырабатывают умение
и способность приспособления движения
к разной поверхности, по которой пациенты
передвигаются, и к размещению предметов,
мебели и т.д. в помещении, где они находятся;
к удержанию осанки, не отличающейся от
осанки зрячего, а также в овладении чтением
по Брайлю, которое требует самой высокой
тактильной способности, пространственной
ориентации, двигательных тонких ощущений.
Ребенок, относительно нормально развивающийся
в психомоторном отношении, проходит несколько
этапов. Психомоторное развитие начинается
с неспецифической манипуляции с предметами
и продолжается до разумной, осознанной
деятельности, которая понимается как
целенаправленное и планируемое восприятие
и преобразование действительности с
помощью действий. Сознательная деятельность
опирается на определенное количество
познанных на личном опыте предметов и
явлений, на знание причинно-следственных
связей между явлениями окружающей действительности
и на совершенствующуюся моторику. В процессе
психомоторного развития индивида в сознательную
деятельность включается вторая сигнальная
система, которая совершенствует деятельность
и развитие ребенка.
Каждое движение совершается в определенном
ритме. Понятие ритм имеет широкое распространение
и применяется по отношению к стихотворению,
прозе, сердцу, дыханию, природе, работе
и т.д. Ритм выступает и как некая универсальная
космическая категория. «Пространство
и время наполнены материей, подчиненной
законам вечного ритма», -- писал Э. Жак-Далькроз.
Невозможно найти определение ритма, которое
бы подходило ко всем явлениям. Чаще всего
понятие «ритма» связывается с особенностями
чередования явлений во времени, но можно
говорить и о «пространственном ритме»
в отношении пространственных искусств
-- балета, живописи, скульптуры, архитектуры.
Основной признак ритма принято видеть
в более или менее строгой периодичности
повторения, однако как раз во временных
искусствах, т.е. там, где понятие «ритма»
играет наибольшую роль, этот признак
может отсутствовать, например, ритм спектакля,
прозы, иногда и ритм музыки не характеризуется
периодичностью повторения.
Ритм как всеобъемлющее понятие отличается,
по-видимому, только одним, весьма неконкретным
признаком: это временной или пространственный
порядок предметов, явлений, процессов.
Психолог Б.М. Те плов считал, что ритм
есть некоторая определенная организация
процесса во времени. Ритм предполагает
в качестве необходимого условия ту или
другую группировку следующих друг за
другом раздражений, некоторое расчленение
временного ряда. О ритме можно говорить
только тогда, когда ряд равномерно следующих
друг за другом раздражений расчленяется
на определенные группы, причем группы
могут быть одинаковыми (по 2--3 члена и
т.д.) или неодинаковыми. Однако не всякая
группировка и расчленение временного
ряда образуют ритм. Обязательным условием
ритмической группировки, а следовательно,
и ритма вообще, является наличие акцентов,
т.е. более сильных и выделяющихся в каком-либо
отношении раздражений. Без акцентов нет
ритма. Таким образом, ритм есть закономерное
расчленение временной последовательности
раздражении на группы, объединяемые вокруг
акцентов.