Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 20:24, реферат
Описание работы
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Содержание работы
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ Список источников и литературы
Этиопатогенетический принцип
объясняет дифференцированное построение
логоритмических занятий в зависимости
от причины и патогенеза речевого расстройства.
При заикании, дислалии, дизартрии, ринолални,
афазии и других нарушениях занятия строятся
по-разному. Например, при заикании логоритмические
занятия направлены на коррекцию моторных
нарушений, воспитание внимания, тормозных
установок, произвольного поведения, связи
между речевой и общей моторикой и т.д.
с соответствующими специфическими средствами
воздействия на речь заикающегося; а при
ринолалии особое внимание уделяется
воспитанию слухового внимания, дифференциации
ротового и носового дыхания, снятию назализации
и т.д.
Принцип учета симптоматики определяет
физические возможности людей с речевой
патологией, ослабленность детей с за
-иканием, с ал алией, наличие параличей
и парезов (или иной неврологической симптоматики)
при алалии, афазии, дизартрии, частичную
или средней степени выраженности ограниченность
движений больных с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Принцип комплексности предполагает связь
логопедической ритмики с медико-психолого-педагогическими
воздействиями и основными видами музыкальной
деятельности (слушание музыки, пение,
музыкально-ритмические движения и т.д.).
Например, на логоритмических занятиях
с заикающимися следует опираться на те
установки, которые они получили во время
сеанса психотерапии и логопедических
занятиях, или у детей с дизартрией после
лекарственной терапии или физиотерапии
использовать приближающееся к норме
состояние мышечного тонуса и т.д.
Методы логопедической ритмики
Круг вопросов, которые изучает логопедическая
ритмика, довольно широк. Поэтому при исследовании
применяются как педагогические методы,
так и методы, используемые в смежных науках
-- социологии, психологии, физиологии
и др.
В логопедической
ритмике используются методы анализа
и обобщения литературных данных, педагогического
обследования и эксперимента.
Методы анализа и обобщения литературных
данных. Любое исследование по логопедической
ритмике начинается со знакомства с библиографией.
Исследователь систематизирует литературные
источники по проблемам, внутри каждой
проблемы делит материал по определенным
разделам. Анализ и обобщение литературных
данных применяются и в теоретическом,
и в экспериментальном исследованиях.
В теоретическом исследовании этот метод
может быть единственным, так как именно
с его помощью можно проследить, например,
как складывался тот или иной коррекционный
метод, та или иная реабилитационная методика.
В экспериментальном исследовании этот
метод помогает установить, насколько
изучена данная проблема, в какой мере
освещена в специальной литературе, какие
вопросы требуют проверки.
Многие данные, важные для логопедической
ритмики, можно почерпнуть из документов,
составляемых работниками дошкольных
и школьных учреждений, логопедами. К таким
документам относятся, например, календарный
план работы на неделю, планы-конспекты
музыкальных и логопедических занятий,
планы-сценарии детских утренников; дневники
воспитателя, логопеда, методиста; протоколы
педагогических совещаний, протоколы
анализа просмотренных логопедических,
музыкально-ритмических занятий, журналы
учета состояния здоровья, физического
развития взрослых и детей, речевые карты,
дневники наблюдений, журналы динамики
коррекционного воздействия и др.
Данные, выявленные в результате анализа
подобных документов, могут быть использованы
как гипотеза исследования. Для получения
фактов о психомоторном, речевом развитии
подростков и взрослых можно использовать
анкеты, опросники, беседу. В анкетах и
опросных листах ответы должны быть в
письменной форме. Их используют в начале
исследования. Более подробные материалы
могут быть собраны во время беседы по
заранее разработанному плану. Планируя
беседу, исследователь учитывает возрастные,
индивидуальные, психологические особенности
испытуемого, характер и степень нарушения
моторики, речи, отношение пациента к дефекту
и многое другое.
Методы педагогического обследования.
Прежде всего они включают педагогическое
наблюдение, которое организуется специально
и имеет сформулированную задачу, предмет
наблюдения, а также систему фиксации
факторов. При этом исследователь не вмешивается
в ход педагогического процесса. Наметив
рабочую гипотезу, исследователь накапливает
факты, которые подтвердят или опровергнут
его предположение. Педагогическое наблюдение
ценно тем, что позволяет изучать объекты
в естественных условиях. Следует только
широко использовать методы точной регистрации
фактов: фотосъемку, киносъемку, магнитофонную
запись, стенографирование и др. Методом
хронометрирования определяется время,
затрачиваемое на выполнение движения,
на подвижную игру, танец, на часть занятия
или на занятие в целом. Результаты наблюдений
заносятся в журнал, протокол, дневник.
При обработке полученных данных отсеиваются
случайные факты, выявляются закономерности,
делаются выводы и обобщения. Если фактов
недостаточно, то проводится повторное
педагогическое наблюдение.
Большой интерес представляет самонаблюдение
по заданию исследователя. К самонаблюдению
обращаются, например, при так называемом
«суггестивном представлении», когда
необходимо включить зрительные, тактильные,
кинестетические ощущения: при артикуляторных
упражнениях перед зеркалом, пении, выполнении
движения в статике и в динамике без сопровождения
речью и в сопровождении речи и т.д. Следует
только помнить, что самонаблюдение можно
использовать преимущественно у взрослых;
самонаблюдение ведется в основном за
действиями и движениями -- их легкостью,
трудностью, результатами; лицо, занимающееся
самонаблюдением, должно
получать исчерпывающие инструкции
о методике самонаблюдения и фиксировании
его результатов. При обобщении данных
самонаблюдения необходимо учитывать
как индивидуальные различия пациентов,
так и суждения испытуемого по существу
и организации самонаблюдения. В исследованиях
по логопедической ритмике целесообразно
комбинировать открытое и скрытое наблюдение.
Открытое наблюдение представляет больше
возможностей охватить все стороны интересующего
явления, но вместе с тем и больше подвержено
отрицательному действию эффекта присутствия
исследователя: проходит ли музыкально-ритмическое
занятие, пение, логопедическая ритмика
и т.д., присутствие постороннего сковывает
занимающихся, особенно подростков и взрослых,
лиц с выраженными нарушениями в двигательной
и речевой сферах. Скрытое наблюдение
за деятельностью занимающихся снимает
с последних чувство подконтрольности
и часто дает дополнительные сведения.
К разновидностям наблюдения относится
непрерывное и дискретное прослеживание
одного акта поведения или всего процесса
овладения двигательным навыком. Наблюдение
непрерывно, если оно отражает начало,
развитие и завершение явления, например
подвижной игры. Непрерывное наблюдение
поэтому возможно и в относительно краткие
отрезки времени. Например, изучается
методика проведения игры-драматизации,
приемы хорового пения и т.д. При изучении
строя логоритмического занятия законченный
период наблюдения составляет 45--50 минут.
Однако непрерывное наблюдение невозможно,
когда его предметом становится более
продолжительный процесс. В этом случае
обращаются к дискретному (прерывистому)
наблюдению. Исследователь как бы «подстерегает»
обстановку или, создавая ее специально,
наблюдает «кадр» изучаемого процесса.
Дискретное наблюдение неизбежно при
ознакомлении занимающихся с различного
рода движениями: общеукрепляющими или
развивающими отдельные группы мышц, при
ознакомлении с логоритмической терминологией,
при овладении движениями в сочетании
с речью и др.
Своеобразное наблюдение -- поиск. Оно
ведется либо широкой полосой захвата
более или менее взаимосвязанных педагогических
явлений, либо переключением наблюдателя
с одного объекта на другой. Например,
изучаются занятия по логоритмике с заикающимися
разного возраста и в разных учреждениях
(речевой группе, речевом стационаре, в
речевом санатории, в речевой школе, в
поликлинике и т.п.) или изучается построение
логоритмического занятия с детьми одного
возраста, но страдающими разными речевыми
расстройствами (дислалией, дизартрией,
алалией). В данном случае должны выявиться
и общие закономерности построения занятия,
определяемые возрастными психологическими
особенностями детей, и специфические
отличия, вытекающие из разного речевого
дефекта, например дизартрии и заикания.
Поисковое наблюдение, требующее много
времени и большой аналитической работы,
может дать немало находок и заметно обогатить
методику логоритмического воспитания,
раскрыть сложные связи ло-горитмики со
смежными науками, с музыкальным воспитанием,
выявлять ее воздействие на речевые нарушения.
Принципиально важно осуществление отсроченного
н а -б л юде н и я за результатами коррекционной
работы. В данном случае речь идет не столько
о разновидности наблюдения как метода,
сколько о его временной связи с изучаемым
объектом. Исследователю необходимо всегда
проводить отсроченное наблюдение, чтобы
объективнее оценить эффективность реабилитационной
методики и ее раздела -- логопедической
ритмики.
Факты при логоритмическом исследовании
можно собрать и с помощью социологических
методов: интервьюирования и анкетирования;
анализа взаимодействия, рейтинга, самооценки,
парного сравнения.
Интервью и анкета составляются только
после предварительного периода исследования
(формулировки проблемы, выдвижения рабочей
гипотезы, составления плана исследования).
Интервью, как правило, предшествует анкете.
Различают нестандартизиро-ванное интервью,
стандартизированное и полустандартизированное.
В первом случае формулировка и последовательность
вопросов в ходе беседы могут изменяться.
Во втором случае вопросы предъявляются
в определенной последовательности. Результаты
такого интервью легче поддаются регистрации,
количественной обработке и сравнению.
Как недостатки данного метода можно отметить
отсутствие гибкости, невозможности глубоко
проникнуть в ситуацию. Полустандартизированное
интервью включает в себя как четко сформулированные
вопросы, которые не должны изменяться,
так и вопросы, которыми исследователь
может свободно оперировать.
В процессе опроса рекомендуется выяснять
то, что интересует исследователя, косвенно,
т.е. через ряд частных вопросов, избегая
двусмысленных слов и слишком длинных
формулировок. Запись интервью необходимо
делать в ходе его или сразу по окончании.
Анкета адресуется одновременно большому
числу исследуемых лиц, но недостатков
у анкетирования больше, чем у интервьюирования,
так как неизвестна ситуация, в которой
респондент будет отвечать на вопросы,
нельзя установить с ним непосредственный
контакт, неизвестно, какую часть анкеты
возвратят заполненной.
С помощью анализа взаимодействия изучаются
внешние проявления двигательного потенциала
исследуемых лиц с речевой патологией,
их поведение, способы и возможности коммуникации,
проявления согласия и несогласия, отношения
к коллективу и индивидам.
Наблюдая людей с речевой патологией в
разных видах деятельности (в том числе
и двигательной, и речевой), исследователь
изучает степень активности, содержание
и цель взаимодействия в коллективе, средства
взаимодействия; предел деятельности
участников, их физический и социально-психологический
барьер, симпатии и антипатии; продолжительность
ситуации; отклонения от обычного поведения
в данной ситуации.
Рейтинг -- метод оценивания, косвенного
наблюдения -- состоит в изучении явления
через разностороннюю оценку человеком,
непосредственно его наблюдавшим, иногда
на протяжении многих лет. Так, сведения
методом рейтинга можно получить о пациенте
от лечащего врача, воспитателя, родителей
и др. Недостаток метода в том, что выводы
делаются на основании субъективных мнений,
но ведь и наблюдение самого исследователя
тоже не лишено субъективности. Результаты
наблюдения в условиях рейтинга можно
выразить в численных величинах, используя
различные оценочные шкалы, что дает возможность
широко применять математический аппарат
при обсчете и анализе данных.
Метод самооценки может показать реальное
поведение человека с речевой патологией
и двигательными расстройствами, выявить
двигательный потенциал, степень нарушения
общей и речевой моторики, влияние этих
расстройств на поведение, на взаимоотношения
с окружающими и др.
Метод парного сравнения предусматривает
особую технику, заключающуюся в том, что
сопоставление социальных признаков и
объектов проводится попарно по двум имеющимся
рядам: если они «равны» между собой, отмечается
единицей, если какой-то элемент имеет
преимущество, тогда он отмечается двумя
баллами. Объект. уступающий по уровню
проявления качества, получает ноль. В
методике парного сравнения за основу
берется единственная характеристика
человека, например состояние общей моторики.
Определяются основные признаки: статическая
и динамическая координация движений,
плавность и переключаемость движений,
тонус. Эти качества сравниваются с такими
же у другого человека. Методика парного
сравнения относительно проста, дает возможность
использовать компетентных судей, экономна
во времени в период сбора материала; ее
результаты поддаются статистической
обработке; имеет широкую сферу применения
(для образования интервальных шкал, группировок
лиц по состоянию функций или по достижениям,
для построения эксперимента, выяснения
различного рода зависимостей между общей
и речевой моторикой, вниманием и переключаемостью
движений, между состоянием речи и логоритмическим
воздействием т.д.).